Перспективы развития и приоритетные направления региона Кавказские Минеральные Воды, механизм и ожидаемые результаты реализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ специфики региональных целевых программ на примере Кавказских Минеральных Вод.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные моменты региональных целевых программ.
2. Детально изучить механизм работы и реализации целевых программ в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 5
1. СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ............... 7
1.1. Региональные целевые программы как метод регионального
управления............................................................................................. 7
1.2. Основные моменты : цели и задачи региональных целевых
программ................................................................................................ 9
2. МЕТОДИКА И СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ....................................................................... 14
2.1. Процедура разработки региональных целевых программ.............. 14
2.2. Механизм реализации региональных целевых программ............... 19
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ
МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД......................................................................... 26
3.1. Основные направления развития региона Кавказских Минеральных
Вод....................................................................................................... 26
3.2. Перспективы развития и приоритетные направления региона
Кавказские Минеральные Воды, механизм и ожидаемые
результаты реализации стратегии развития региона....................... 30
3.3. Разработка бизнес концепции комплексной программы развития
КМВ до 2025 года.............................................................................. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....... 42

Работа содержит 1 файл

управление программами.docx

— 68.92 Кб (Скачать)

 

Нестабильность экономической ситуации в России, криминогенная обстановка во многих регионах, в том числе в соседних с Ставропольским краем - все это не способствует развитию туризма в регионе. Перспективы развития туризма во многом зависят от процесса стабилизации социально-политической обстановки в регионе.

Тем не менее, перспективы развития туризма в регионе Кавказские Минеральные Воды имеются. Необходимо только правильно и четко определить по каким направлениям регион Кавказских Минеральных Вод обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с другими туристскими регионами, чтобы развивать данные направления.

Ставрополье - внутренняя территория, поэтому говорить о приморских пляжных вариантах бесперспективно. Зато в силу географического, геоклиматического и экономического положения, историко-культурного наследия, имеющейся базы, кадров и опыта требуется развивать прежде всего въездной и внутренний туризм: санаторно-курортный, спортивный и социальный.17

Также в регионе Кавказских Минеральных Вод можно развивать экологический туризм, включающий охоту и рыбалку. В крае два аэропорта международного значения. А это при условии их нормального функционирования определяет перспективы организации обслуживания и российских, и зарубежных граждан, едущих в регион, транзитных туристов, направляющихся за границу или на туристские объекты соседних субъектов РФ. Есть все необходимое для развития конгрессного туризма, создания пакетов предложения по бизнес-туризму. Поэтому необходимо принять все меры для возвращения в большой рентабельный и быстроокупаемый туризм.18

Туристическое деятельностью на территории Кавказских Минеральных Вод занято 150 предприятий, из них большинство специализируются на оказании санаторно-оздоровительных услуг (санатории, профилактории, пансионаты). Познавательно-развлекательному туризму как внутреннему, так и въездному внимание уделяется очень мало. При этом материально-техническая база туристического комплекса не соответствует современным требованиям комфортности, качества и разнообразия услуг, нуждается в глубокой реконструкции.

Также одной из важнейших для курорта проблем является недоразвитость сфер общественного питания, коммунального обслуживания, индустрии развлечений, проблемы загрязнения городской и природной среды, чтобы решить эти проблемы требуются большие инвестиции.

Однако, ситуация постепенно меняется к лучшему, экономическое положение России постепенно улучшается. Таким образом, Россия медленно, но основательно вступает в период экономической стабилизации, что является важнейшим условием долгосрочного инвестирования.

Для функционирования Кавказских Минеральных Вод, как особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации необходимо проведение на его территории эффективной государственной политики в области сохранения и рационального использования природных лечебных факторов, регулирования градостроительной деятельности, ведение продуманной инвестиционной политики, решение вопросов размещения производительных сил и обеспечения организации экологически чистого сельскохозяйственного производства.

Выделяется 5 целевых направлений деятельности по сохранению уникального природно-ресурсного комплекса КМВ:19

1. Обеспечение законодательно-правового  регулирования хозяйственного и  природного комплексов региона КМВ.

Анализ ситуации показал, что законотворчество в сфере муниципального устройства шагнуло далеко вперед, тогда как природоохранное законодательство безнадежно устарело, не соответствует изменившимся экономическим и социально-политическим условиям и не дает возможности учитывать специфику и уникальность региона КМВ. Земельное законодательство в отношении разграничения форм собственности и землеустройства применяется без поправок на особенности и статус региона. 20Особо охраняемый эколого-курортный регион относится к особо охраняемым природным территориям, 21однако официально в этом статусе не оформлен. Решение проблем природопользования и охраны окружающей среды требует больших финансовых вложений, которых ни у региона, ни у края, к сожалению, нет.

Для успешного развития региона КМВ необходима, прежде всего, четкая законодательная база и действенная федеральная поддержка. Государственная поддержка региону должна носить системный характер и включать в себя меры, реализуемые на федеральном, региональном и местном уровнях.

2. Сохранение природно-ресурсного  потенциала и улучшение экологического  состояния среды.

Для сохранения лечебных минеральных ресурсов, прежде всего, необходимо расширение сети мониторинга качества ресурсов (государственная сеть наблюдательных скважин), а также объемов добычи (ежедневная добыча не должна превышать утвержденных запасов). Для ограничения хозяйственной деятельности в округе горно-санитарной охраны должны быть специально разработаны научно обоснованные регламенты, внедрена единая технологическая схема разработки месторождений.

Самая острая проблема, требующая незамедлительного и кардинального решения - обращение с отходами производства и потребления.22 Для этого в регионе КМВ должна быть разработана Концепция обращения с отходами и организован единый комплекс по утилизации отходов. Параллельно с этим необходимо внедрять в регионе систему селективного сбора отходов.

Необходимо принятие неотложных мер по поддержке лесного хозяйства региона: инвентаризация лесов, передача управления лесами региона КМВ единому органу федерального управления лесным хозяйством с сохранением существующей структуры лесхозов и обеспечением их целевым финансированием. Необходимо разработать программу поэтапного расширения площади лесных насаждений и создания особо охраняемых природных территорий.

Необходимо создание системы размещения мест захоронений, крематория и колумбария, а также поддержка экологически чистого сельского хозяйства.

3. Организация системы единого комплексного экологического мониторинга.

Для непрерывного контроля экологического состояния природной среды, управления природопользованием и охраной окружающей среды необходимо создание в регионе КМВ единой региональной государственной системы комплексного экологического мониторинга (РГСКЭМ).

4. Разработка методической  базы экологического нормирования  и экологического аудита.

В настоящее время в России не существует нормативов качества окружающей среды для курортных регионов. Учитывая специфику уникальной территории КМВ и наличие здесь научного потенциала, целесообразно разработать систему нормативов, регламентирующих допустимые нагрузки на окружающую среду для курортных регионов в целом и для КМВ, в частности. Для эколого-курортного региона необходима методика расчета ущерба, нанесенного окружающей среде, а также создание механизма взыскания возмещения такого ущерба. В связи с планами по расширению привлечения зарубежных клиентов необходима разработка и постепенное внедрение в сферу курортно-рекреационного дела системы экологического аудита.

5. Внедрение экономических  механизмов для организации рационального  природопользования.

Создание экономических "рычагов" управления природопользованием и охраной окружающей среды для курортных районов федерального значения.

Вышеперечисленное включает в себя развитие и сохранение региона как географического объекта территории Российской Федерации, важно также выделить и основные направления развития в других сферах.

Основные направления развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса КМВ:23

1.Реконструкция и модернизация  объектов санаторно-курортного и  гостиничного комплекса, организация  и развитие новых типов курортов, обеспечивающих диверсификацию  и повышение качества услуг  по профилактике, оздоровлению и  лечению.

2.Строительство новых  санаторно-курортных и современных  туристических объектов. Увеличение  к 2020 г. коечной емкости комплекса до 50,4 тыс. мест.

3.Эффективное использование  существующих, разработка и внедрение  новых лечебно-оздоровительных технологий  на основе применения природных  и преформированных лечебных  факторов.

4.Развитие новых типов  предоставляемых услуг, нацеленных  на профилактику, восстановление  и укрепление здоровья, усиление  туристско-рекреационного направления  курортов, связанного с отдыхом и развлечением.

5.Внедрение и развитие  популярных SPA-технологий, использование  мирового опыта организации SPA-курортов.

6.Обеспечение продвижения  санаторно-курортных и туристических  услуг на внутреннем и мировом рынках.

7.Повышение качества работы  всей социально-бытовой и культурной  сферы.

8.Расширение культурно-досуговой  сферы, строительство новых объектов  туристической инфраструктуры, расширение сети туристических маршрутов.

9.Организация системы  подготовки квалифицированных кадров  для санаторно-курортной отрасли  и гостиничного хозяйства.

Увеличение лечебно-оздоровительной емкости курортов региона КМВ потребует реализации комплекса мероприятий и совершенствования нормативно-правовой базы функционирования курортно-рекреационного комплекса. Основные направления деятельности для решения поставленных задач:

1.Произвести выбор наиболее  пригодных земельных участков  для организации новых инвестиционных  площадок;

2.Формирование перечня  основных инфраструктурных проектов, необходимых для развития новых  курортно - туристических комплексов;

3.Определение основных  мероприятий и объёмов инвестиций, направленных на модернизацию  существующей и развитие новой  инфраструктуры КМВ.

4. Формирование укрупненного  сетевого графика развития инфраструктуры (это даст потенциальным инвесторам  понимание возможных сроков и  объемов инвестиций), формирование  и согласование финансового потока.

5.Создание в регионе  КМВ особой экономической зоны  туристско-рекреационного типа и  реализация ряда инвестиционных  проектов на принципах государственно-частного партнерства.

6.Разработка мероприятий  по обеспечению инвестиционной  привлекательности региона КМВ  с использованием современных  методов привлечения частных  инвестиций. Ввести в практику  проведение аукционов, где в качестве  лотов будут выступать потенциальные  проекты, обеспеченные в будущем  инфраструктурно - обустроенными земельными участками.

7.Нормативно-правовое обеспечение  стратегии развития КМВ: подготовка  пакета федеральных, региональных  и местных законодательных актов, способствующих решению задач  развития санаторно-курортного комплекса  КМВ, как важнейшей составляющей курортного дела в России.

8.Организация системы  подготовки кадров для санаторно-курортного  и туристско-рекреационного комплекса.24

Согласованные действия государства и частных инвесторов позволят реализовать программу возрождения и создания высокоэффективного отвечающего мировым стандартам курортно-туристического комплекса.

Реализация системы мер государственной поддержки и других задач, определенных Стратегией, к 2020 г. преобразит регион КМВ, сделает его соответствующим сформулированной миссии.

Курорт КМВ имеет благоприятные предпосылки для дальнейшего развития. Емкость санаторно-курортного и туристического комплекса КМВ не удовлетворяет спрос на санаторно-курортные и туристические услуги. Санатории и пансионаты КМВ в сезон работают при загрузке более 100%. В то же время природно-ресурсный потенциал позволяет увеличить емкость курортов. Таким образом потенциальное развитие региона КМВ не вызывает сомнений.

 

 

3.3.  Разработка бизнес концепции комплексной программы развития КМВ до 2025 года

 

 

Регион-агломерация Кавказские Минеральные Воды является одним из локомотивов социально-экономического развития СКФО, сообщили в министерстве экономического развития Ставропольского края. Принимая во внимание его стратегическую значимость, правительство РФ поручило Минэкономразвития РФ, Минрегиону РФ, Минфину РФ и Внешэкономбанку совместно с заинтересованными ведомствами разработать проект концепции комплексной программы развития КМВ в целях ускоренного развития региона. К разработке проекта концепции привлечена специализированная организация – компания McKiney&Company – один из мировых лидеров стратегического и управленческого консалтинга.

В городе Пятигорске под руководством заместителя председателя правительства РФ – полномочного представителя президента РФ в СКФО Александра Хлопонина состоялось совещание по разработке бизнес концепции комплексной программы развития КМВ до 2025 года, участие в котором приняли представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов СКФО, Корпорации развития Северного Кавказа и Внешэкономбанка, а также представители компании McKiney&Company, которая в результате проведенного конкурса была отобрана подрядчиком по разработке бизнес концепции. От Ставропольского края участие в совещании приняли вице-премьер краевого правительства Виктор Шурупов и министр экономического развития Андрей Бурзак.25

Информация о работе Перспективы развития и приоритетные направления региона Кавказские Минеральные Воды, механизм и ожидаемые результаты реализ