Роль холдинговых процессов в развитии нефтехимического комплекса РФ на примере ОАО «Татнефтехиминвест-Холдинг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 02:09, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной работе является изучение роли холдинговых процессов в развитии нефтехимического комплекса РФ.
В соответствии с поставленной целью выделим перечень решаемых в работе задач:
- раскрыть понятие и особенности формирования холдингов в нефтехимической промышленности;
- изучить процессы интеграции производства с децентрализацией управления в холдингах;
- определить экономическую характеристику деятельности ОАО «Татнефтехиминвест-Холдинг»;
- проанализировать влияние формирования корпоративных структур в нефтехимической промышленности на примере ОАО «Татнефтехиминвест-Холдинг».

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - Роль холдинговых процессов в развитии нефтехимического комплекса РФ.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

 

     Одной из наиболее важных тенденций современного развития мировой экономики является ее глобализация, которая может оцениваться как следствие обострения конкурентной борьбы не только на межфирменном, но и на межгосударственном уровнях. В частности, все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает даже крупные компании активно стремиться к объединению экономических потенциалов и сотрудничеству в борьбе за выживание и завоевание лидирующих позиций.

     Таким образом, глобальная тенденция распространения  холдинговых компаний явилась следствием развития крупного интегрированного предпринимательства. Холдинговая структура управления стала одной из наиболее удачных форм управления, способной разрешить противоречие современного крупного бизнеса между постоянной тенденцией расширения количества его участников и необходимостью обеспечения согласованности действия многих юридических лиц в целях достижения стратегических интересов их собственников.

     Естественно, эти процессы стали очевидны, в  первую очередь, в ведущих отраслях экономики, к которым с полным основанием можно отнести (и не только в России) нефтяную и нефтеперерабатывающую промышленность.

     В России предприятия нефтяной промышленности обеспечивают 9,9% общего объема промышленного  производства, свыше 22% общей суммы  доходов федерального бюджета, более 21,4% валютной выручки от общего экспорта.

     Поэтому не вызывает удивления и то, что  данная отрасль одной из первых, начиная с 1994 г., приступила к структурной перестройке, базирующейся на принципах вертикальной интеграции. Основные структурные преобразования к концу 1997 г. были закончены.

     Вместе  с тем представляется абсолютно  недостаточным формальное осуществление  тех или иных организационных  преобразований. Столь сложные задачи требуют системного и комплексного подхода, использования в их реализации мирового опыта. Мало заявить о переходе на ту или иную организационную модель деятельности, необходимо разработать и внедрить в полной мере адекватный ей механизм функционирования.

     В силу названных причин можно утверждать, что в экономике и управлении предприятиями нефтеперерабатывающей отрасли отечественной промышленности есть серьезные организационные резервы для улучшения их деятельности.

     Целью исследования в данной работе является изучение роли холдинговых процессов  в развитии нефтехимического комплекса РФ.

     В соответствии с поставленной целью  выделим перечень решаемых в работе задач:

     - раскрыть понятие и особенности формирования холдингов в нефтехимической промышленности;

     - изучить процессы интеграции производства с децентрализацией управления в холдингах;

     - определить экономическую характеристику деятельности ОАО «Татнефтехиминвест-Холдинг»;

     - проанализировать влияние формирования корпоративных структур в нефтехимической промышленности на примере ОАО «Татнефтехиминвест-Холдинг». 

 

1. Теоретические аспекты холдинговых процессов в нефтехимической промышленности России

1.1 Понятие и особенности формирования холдингов в нефтехимической промышленности

 

     Эволюционной  формой интеграции промышленных предприятий  являются холдинговые структуры. Однако эффективность их функционирования обеспечивается рациональным сочетанием концентрации капитала с децентрализацией управления.

     В современных условиях тенденция  концентрации капитала характерна для  всех отраслей экономики. Преимущества концентрации капитала очевидны: возможности сочетания диверсификации со специализацией; объединение технического опыта; повышение эффективности управления, контроль за поставками сырья и другие мероприятия, позволяющие получать максимальную отдачу при оптимальных затратах. Использование эффекта масштаба позволяет снизить расходы на единицу продукции при увеличении объема производства. Этому также способствуют специализация и разделение труда, а, следовательно, и более высокая производительность. В результате более крупные компании получают возможность выпускать и продавать товары с более низкими средними издержками по сравнению с фирмами меньших размеров. Замена внешних связей внутренними повышает их надёжность, но таит опасность самоуспокоенности.

     Концерны, картели, синдикаты и тресты обычно относят к монополистическим объединениям, в связи с чем законодательство многих стран деятельность этих объединений ограничивает. Тем не менее, во многих странах эти формы объединений функционируют в течение многих десятилетий. Так, под давлением общественного мнения ещё в 1890 г. в США был принят «антитрестовский» закон Шермана, который запрещал монопольные объединения, стеснявшие свободу конкуренции. Именно после принятия закона Шермана усиленное распространение получила иная форма объединений фирм — холдинг-компания. Концентрация капитала и производства, но уже в форме холдинговой структуры позволяла предпринимателям крупных монопольных корпораций США обходить антитрестовский закон Шермана, поскольку предприятия, входящие в холдинг, сохраняли свою формальную самостоятельность от головной компании. Принятый закон предусматривал меры против «сговора» нескольких фирм на рынке, т.е. был направлен против картелей и синдикатов, но когда эти фирмы объединялись в одну компанию, но с холдинговой структурой, закон не усматривал здесь сговора, соответственно, не было оснований вмешиваться во внутренние дела фирм. В правовую форму холдинговых компаний, могут «облачаться» синдикаты, под которыми в современной практике понимают предпринимательское объединение картельного типа, участники которого сбывают свои товары через единую торговую контору (обычно создаваемую в виде хозяйственного общества), которая также может осуществлять для участников синдиката закупки сырья. По своему экономическому содержанию холдинговые компании могут представлять собой и конгломераты, которые представляют собой совокупность организаций, которые часто не имеют каких – либо общих производственных основ, но объединены организационными или финансовыми связями. Конгломераты являются диверсифицированными корпоративными образованиями, возникающими в результате межотраслевой интеграции. В то же время холдинги нередко образуются не путём интеграции самостоятельных предприятий, а на базе имущественного комплекса функционирующей коммерческой организации.

     При этом могут решаться разные задачи:

     1. Обособление отдельных видов деятельности для повышения их эффективности (возрастание возможностей управленческого воздействия руководителей на возглавляемые ими направления бизнеса, создание условий для маневренности и оперативности в решении производственно-хозяйственных задач; повышение ответственности руководителей и коллективов за результаты деятельности);

     2. Создание новых хозяйствующих  субъектов, не обремененных долгами  организации в целом;

     3. Индивидуализация налоговой и  гражданско-правовой ответственности  каждого вновь созданного юридического  лица; разрешение возможного конфликта  интересов акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющих  конкурирующие по размеру и  влиянию пакеты акций (доли участия в уставном капитале), когда каждая из конкурирующих в результате преобразований группа может стать владельцем контрольного пакета акций (долей участия) во вновь организованном обществе.

     Для достижения указанных целей у  хозяйственного общества есть возможность выбора альтернативных вариантов:

     1) реорганизация общества в форме  выделения отдельных структурных  единиц в самостоятельные хозяйственные  общества;

     2) учреждение новых дочерних хозяйственных  обществ путем внесения в их  уставный капитал части движимого и недвижимого имущества существующей коммерческой организации, которая в этом случае становится материнским (основным) обществом.

     Как правило, материнской компании принадлежит  контрольный пакет акций каждой организации холдинга, одного или нескольких акционерных обществ на основе контрольного пакета акций или договора.

     Таким образом, холдинг – это интегрированная  структура, в которой головная (материнская) компания, на основе владения контрольным  пакетом акций или на основе договора, вправе давать обязательные для выполнения указания остальным (дочерним) организациям холдинга.

     Холдинги  могут быть образованы в любой  организационно-правовой форме, допускаемой  действующим законодательством, но преобладающей формой является акционерная.

     Одной из разновидностей холдинговых компаний, образованных путём объединения  предприятий, как на добровольной, так  и на принудительной основе является концерн. Предприятия образуют вертикальный или субординационный концерн, если одно или несколько зависимых предприятий объединены под единым руководством. Горизонтальный или равноправный концерн, образуют самостоятельные в правовом отношении, независимые друг от друга предприятия, когда они объединены под единым руководством. Равноправный концерн создаётся на началах координации, но это, прежде всего экономическое единство, с жёстко централизованными структурами и наличием между юридическими лицами отношений экономической зависимости. Важно то, что концерн отражает производственно – экономическое содержание деятельности организации (объединения организаций), а холдинговые компании – являются организационно – правовыми формами выражения этого содержания. Таким образом, холдинги, с жёсткой структурой управления, централизацией производственных, научно – технических функций, регулированием финансовых потоков и инвестиций в экономическом понимании являются концернами.

     В настоящее время практически  все крупнейшие компании США и Западной Европы имеют холдинговую структуру. Так, например, в Германии холдинги выступают преимущественно в форме акционерного общества (по-немецки АГ), но нередки случаи их создания и в форме общества с ограниченной ответственностью (по-немецки ГМБХ). Во многих развитых странах распространены холдинги в форме государственных организаций. В Италии, например, это – крупнейшие государственные холдинги: Институт промышленной реконструкции (ИРИ), Национальное управление жидкого топлива (ЭНИ) и Управление акционерных участий и финансирования обрабатывающей промышленности (ЭФИМ). Примечательно, что ИРИ и ЭНИ входят в состав 50 крупнейших по обороту корпораций мира.

     За  последние десятилетия холдинги получили распространение и в  развивающихся странах. Крупные  холдинги действуют, например, в чёрной металлургии Индии (холдингу «Стил  оторети оф Индия» принадлежат акции 12 государственных компаний)1.

     В России возможность создания холдинговых  структур была впервые закреплена в  Законе РФ «О приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в РФ» от 03 июля 1991 г. (ст. 8) [4] и  в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий"

     У нас холдинговые компании, согласно действующему законодательству, не подлежат государственной регистрации, следовательно, и прекращение статуса холдинга также не предусмотрено.

     Холдинговая компания - это предпринимательское  объединение вертикального или горизонтального типа, основанное на экономической субординации, подчинении и контроле одного субъекта предпринимательской деятельности над другими.

     Сейчас  основными игроками на мировом нефтехимическом  рынке являются крупные газохимические холдинги. Нефтяной бизнес на протяжении всей своей истории является одним из наиболее вертикально интегрированных. Еще первые нефтяные компании, включая Standard Oil Джона Рокфеллера, стремились выстроить полный технологический цикл - от разведки и добычи сырой нефти (upstream) до переработки и продажи нефтепродуктов (downstream), строя НПЗ для переработки своей же нефти, а затем развивая сети автозаправок для продажи собственных светлых нефтепродуктов. Дальнейшее развитие вертикально интегрированные нефтяные компании получили проникая в нефтехимические отрасли, которые включают в себя химические подразделения, осуществляющие глубокую переработку нефтепродуктов в более сложные химические соединения. Эти подразделения в управлении обычно представляют собой автономные, но вертикально подчинённые единицы одного или нескольких взаимосвязанных холдингов (конгломератов). Одна из крупнейших нефтегазовых компаний - британо-голландский Royal Dutch Shell имеет нефтехимический сектор Shell Chemicals Co., суммарный объем продукции, которого составил в 2004 г. 24,2 млн. т на сумму 29,5 млрд. долл. - 8,7% всей суммарной выручки Royal Dutch Shell Group.

     Ежегодные продажи нефтехимических продуктов  компанией Exxon Mobil Corp. (Exxon Mobil Chemical, США) составили 28 млн. т на 48 заводах компании.

     Британская  компания British Petroleum (ВР) в лице ВР Petrochemicals в 2004 г. имела объем продаж 20,4 млрд. долл., что составило 7,2% суммарных  продаж ВР.

     В странах Азии, прежде всего в Японии и Южной Корее, нефтехимические  производства входят в состав многопрофильных компаний. В Японии это, в частности, Mitsubishi, Mitsui, Sumitomo, в Южной Корее - Samsung, LG, Hyundai.

     Можно сделать вывод, что крупнейшие нефтегазовые компании мира (мейджоры) имеют разветвленные  и мощные нефтехимические сектора, разнообразные по составу, расположенные во многих странах мира. Национальные государственные компании, как правило, монопольно владеют нефтехимическими мощностями этих стран.

     Хотя  все интегрированные нефтегазовые холдинги состоят из подразделений upstream и downstream, соотношения между этими структурными подразделениями очень сильно разнятся. Например, в итальянской компании ENI на подразделение upstream приходится 99% операционных доходов. У BP на upstream приходится 81% доходов, у ExxonMobil — 73, у ChevronTexaco — по 67, а у Royal Dutch/Shell — 63%. У ExxonMobil и французской Total химические подразделения приносят 10 и 6% доходов соответственно. Таким образом, формально эти подразделения находятся под одной крышей, но растут они с разной скоростью. Однако, постоянная цель газохимических холдингов - укрепление на ближайшую перспективу стратегических позиций в upstream или, скажем, в downstream должна учитывать соотношение между этими видами деятельности холдинга. Одним из способов изменения степени вертикальной интегрированности являются слияния и поглощения, которые позволяют в достаточно короткие сроки и без дополнительных рисков увеличить свои запасы и перерабатывающие мощности.

     Так, поглощение – "Газпромом" "Сибнефти" - сочетает в себе сразу несколько положительных факторов. Прежде всего, возможность дополнить нефтяным бизнесом газовый, притом, что последний характеризуется более длительным инвестиционным циклом, требует большей степени надежности поставок для энергетики, промышленности, населения. Появившаяся возможность объединить или, по крайней мере, координировать нефтяной бизнес "Газпрома" с помощью специализированной компании, обладающей собственными нефтеперерабатывающими мощностями, позволяет газовому монополисту расширить нефтяной сектор деятельности, в том числе - и за счет использования своих возможностей на международном рынке.

Информация о работе Роль холдинговых процессов в развитии нефтехимического комплекса РФ на примере ОАО «Татнефтехиминвест-Холдинг»