Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:05, курсовая работа
Рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
     Роль  в нашей жизни рынка потребительских  товаров постоянно увеличивается, население растет, равно как и потребности каждого человека.
     Человеку необходим широкий выбор современных качественных товаров, и лишь такая экономическая категория, как «Рынок потребительских товаров» может помочь ему в этом. Изучение данного вопроса очень актуально в современном мире.
Введение                                                                                                                          3
1 Теоретические аспекты регулирования рынка потребительских товаров             4
1.1 Сущность и функции рынка потребительских товаров                                        4
1.2 Характеристика субъектов рынка потребительских товаров                               9
1.3 Характеристика элементов рынка потребительских товаров                            13
2 Анализ рынка соков и нектаров в России                                                               20
2.1 Характеристика рынка соков и нектаров в России                                             20
2.2 Анализ рынка соков и нектаров в России                                                            26
2.3 Факторы, влияющие на рынок соков и нектаров в России                                37
3 Основные перспективы развития                                                                            42
Заключение                                                                                                                   46
Список используемых источников                                                                             47
Приложения                                                                                                                  48
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный экономический университет
(УрГЭУ) 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме:
Рынок потребительских 
товаров  
 
 
Факультет: торгово-технологический Исполнитель: Ципаева Ю.С.
Специальность: 
экономика и управление        
на предприятии
Кафедра: коммерции 
и экономики                     
торговли                      
 
 
 
 
Екатеринбург   
2010 
 
Содержание 
Введение                      
1 Теоретические аспекты регулирования рынка потребительских товаров 4
1.1 Сущность и функции 
рынка потребительских товаров                       
1.2 Характеристика 
субъектов рынка потребительских товаров                       
1.3 Характеристика 
элементов рынка потребительских товаров                       
2 Анализ рынка соков 
и нектаров в России                        
2.1 Характеристика 
рынка соков и нектаров в России                        
2.2 Анализ рынка 
соков и нектаров в России                        
2.3 Факторы, влияющие 
на рынок соков и нектаров в России                        
3 Основные перспективы 
развития                      
Заключение                    
Список используемых 
источников                    
Приложения                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение 
Рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
     Роль 
в нашей жизни рынка 
Человеку необходим широкий выбор современных качественных товаров, и лишь такая экономическая категория, как «Рынок потребительских товаров» может помочь ему в этом. Изучение данного вопроса очень актуально в современном мире.
В данной работе рассматривается рынок потребительских товаров на примере рынка соков и нектаров в России.
     Целью 
данной работы можно обозначить изучение 
теоретических основ рынка 
Задачами работы является изучение сущности и функций рынка, характеристика его субъектов и элементов. С практической стороны изучение спроса, предложения и факторов, влияющих на эти два аспекта существования рынка, на примере рынка соков и нектаров России.
Предметом изучения выступают различные учебные теоретические материалы по курсу экономики и маркетинга, статистические данные, а также современные экономические журналы.
     Объектом 
работы является непосредственно рынок 
соков и нектаров России. 
 
 
 
 
 
 
     1 
Теоретические аспекты 
регулирования рынка 
потребительских товаров 
1.1 Сущность и функции рынка потребительских товаров
Рынок - сложная социально-экономическая категория, сущность которой раскрывается через разные аспекты её проявления.
Во-первых, в системе общественного воспроизводства рынок выступает как сфера товарного обмена. С точки зрения производственных отношений рынок представляет собой отношения по поводу реализации товаров, их купли-продажи.
Во-вторых, рынок является формой хозяйственной деятельности, системой организационно-экономических действий, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю. Такие действия связаны, например, с развитием конкретного хозяйственного механизма производства и реализации товаров, форм и методов продажи, управленческими решениями по сбыту, проведением рекламных мероприятий, формированием спроса населения и др.
     Роль 
и функции рынка можно 
Исходное звено общей системы - товарное производство - оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:
а) в сфере производства постоянно создаются полезные продукты, которые столь же регулярно становятся объектами рыночных сделок;
б) одновременно 
с изготовлением товаров 
в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами.
В свою очередь, рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.
Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (тем самым производителей) и сферу потребления (потребителей) в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребности людей.
Другая функция рынка заключается в том, что он выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. При этом в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствуют качество и количество созданных продуктов. Кроме того, в рыночной сфере непрерывно проводится, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов - доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей - разорительно или выгодно их приобретать? В итоге рынок решает судьбу буквально каждого товара: будет или не будет он продан? Если же будет реализован, то по какой цене?
Наконец, самая важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов (производителей товаров) и покупателей (потребителей).
Современное 
рыночное хозяйство сложилось под воздействием 
ряда взаимосвязанных факторов: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Факторы, 
формирующие современное 
рыночное хозяйство 
 
 
 
 
 
         Признаки 
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рынок товаров и услуг - сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда. (ГОСТ Р 51303-99)
К этому следует добавить, что рынок товаров и услуг включает в себя несколько подвидов:
а) рынок продовольственных и промышленных товаров потребительского назначения, в который включаются конкретные рынки;
б) рынок услуг, объединяющий рынки коммунальных, бытовых, транспортных, культурных, образовательных, посреднических, информационных и производственных услуг (некоторые из них одновременно являются факторами производства)
Рынок потребительских товаров — сфера товарного обращения, совокупность условий, характеризующих куплю - продажу потребительских товаров по их вещественному составу и стоимости.
Потребительский рынок — ключевое звено рыночной экономики, ибо экономические интересы общества и каждого индивида направлены на удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах.
Рынок потребительских товаров как система товарно-денежных отношений характеризуется:
Во-первых, экономической обособленностью производителей;
Во-вторых, независимостью субъектов рыночных отношений;
В-третьих, преимуществом прямых связей между субъектам рынка, обусловленных их экономичностью;
В-четвертых, свободою в выборе партнеров и добровольными хозяйственными связями;
В-пятых, конкуренцией и связанным с ней предпринимательской риском в принятии решений;
В-шестых, различной степенью риска в хозяйственных отношениях.
Основные задачи рынка потребительских товаров — это:
1) обеспечение организационно-экономических связей между производителями и потребителями продукции на основе учета спроса и предложения;
2) стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса, ведущих к обновлению и увеличению производства потребительских товаров, расширению их ассортимента и улучшению качества;
3) определение ожидаемого уровня полезности товара и установление цены на него:
4) активизация 
делового развития хозяйственных субъектов 
и повышение эффективности их деятельности. 
 
 
1.2 Характеристика субъектов рынка потребительских товаров
Важнейшей составляющей эффективного развития рынка потребительских товаров является взаимодействие его субъектов.
Каждый субъект рынка реализует собственные экономические интересы, которые проявляются в процессе его воздействия на объекты рынка.
Объектом купли-продажи на потребительском рынке выступают продукты, предметы, блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей людей, как индивидов, или как представителей коллектива.
Рынок потребительских товаров и услуг для населения (потребительский рынок) является многоотраслевым и многономенклатурным. Он классифицируется по товарам и товарным группам, объединяя рынки хлебобулочных изделий, мяса, «кондитерских товаров, напитков, одежды и обуви, культурно-бытовых товаров, строительных материалов и т п. в рамках каждого территориального рынка.
Потребительские товары как объекты рынка отличаются большим разнообразием, обусловленным потребительскими свойствами товаров и степенью их необходимости, источником поступления на рынок, степенью новизны, престижностью и др.