Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:05, курсовая работа
Рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
     Роль  в нашей жизни рынка потребительских  товаров постоянно увеличивается, население растет, равно как и потребности каждого человека.
     Человеку необходим широкий выбор современных качественных товаров, и лишь такая экономическая категория, как «Рынок потребительских товаров» может помочь ему в этом. Изучение данного вопроса очень актуально в современном мире.
Введение                                                                                                                          3
1 Теоретические аспекты регулирования рынка потребительских товаров             4
1.1 Сущность и функции рынка потребительских товаров                                        4
1.2 Характеристика субъектов рынка потребительских товаров                               9
1.3 Характеристика элементов рынка потребительских товаров                            13
2 Анализ рынка соков и нектаров в России                                                               20
2.1 Характеристика рынка соков и нектаров в России                                             20
2.2 Анализ рынка соков и нектаров в России                                                            26
2.3 Факторы, влияющие на рынок соков и нектаров в России                                37
3 Основные перспективы развития                                                                            42
Заключение                                                                                                                   46
Список используемых источников                                                                             47
Приложения                                                                                                                  48
Прогноз численности населения, Россия, 2010-2014 гг (млн чел)
| Параметр | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 
| Численность граждан РФ (млн чел) | 140,4 | 139,9 | 139,4 | 138,9 | 138,5 | 
| Численность иностранцев, проживающих в РФ (млн чел) | 3,4 | 3,5 | 3,6 | 3,6 | 3,7 | 
| Численность 
  населения РФ, включая иностранцев (млн чел) | 143,8 | 143,4 | 143,0 | 142,6 | 142,2 | 
Численность населения России неуклонно сокращается. В последние годы динамику падения смягчал приток трудовых мигрантов, но с 2009 г и в данной группе потребителей начался отток.
     Убыль 
населения является причиной стагнации 
спроса на продукты питания. В 2009 г ситуация 
с убылью населения еще больше усугубилась 
в связи с массовым выездом трудовых мигрантов. 
Спецификой российского рынка является наличие натурального производства соков и нектаров, то есть часть соков и нектаров делается из выращенных в домохозяйствах овощей и фруктов. Такие соки и нектары могут вообще не попадать в торговлю.
Остальная часть соков и нектаров производится на предприятиях и частных хозяйствах для продажи. Производство соков и нектаров на продажу мы называем рыночным производством.
Объем проданных соков и нектаров равен объему рынка, а объем всех произведенных и потребленных соков и нектаров, включая натуральное и рыночное производство, равен емкости рынка.
     Потребители 
соков и нектаров также разделяются 
на частных производителей соков 
и нектаров для собственного потребления 
и покупателей в розничной торговле. 
Численность потребителей соков и нектаров, Россия, 2005-2009 гг (млн чел)
| Параметр | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 
| Численность потребителей соков и нектаров (млн чел) | 105,4 | 105,8 | 106,1 | 106,6 | 105,8 | 
| Динамика (% к предыдущему году) | - | 0,3 | 0,3 | 0,4 | -0,8 | 
Прогноз 
численности потребителей 
соков и нектаров, 
Россия, 2010-2014 гг (млн 
чел) 
| Параметр | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 
| Численность потребителей соков и нектаров (млн чел) | 104,9 | 105,2 | 105,5 | 106,1 | 106,6 | 
| Динамика (% к предыдущему году) | -0,8 | 0,3 | 0,3 | 0,5 | 0,5 | 
     Анализируя 
численность потребителей соков 
и нектаров в России, можно увидеть, что 
в 2009-2010 годах динамика резко стала отрицательной, 
что показывает нам, как экономический 
кризис сказался на потреблении соковой 
продукции. Но, заглянув в будущее и посмотрев 
на прогноз, можно увидеть, что к 2011 году 
динамика вновь должна прийти в норму. 
      Показатель 
«Экспорт соков и нектаров» отражает 
сумму нетто всех перевозимых 
через границу России грузов в течение 
года. Единица измерения - «Нетто груза 
- тонн» получена взвешиванием груза на 
границе за вычетом веса перевозящего 
груз транспорта и тары. Единицы учета 
экспорта соков и нектаров: все предприятия, 
занимающиеся внешнеэкономической деятельностью 
в России. Масса экспортируемого товара 
в килограммах переведена в объем в литрах. 
 
 
 
 
 
 
Натуральный 
объем экспорта соков 
и нектаров из России, 2005-2009 
гг (млн л) 
| Параметр | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 
| Экспорт (млн л) | 190,8 | 263,9 | 335,4 | 374,5 | 277,4 | 
| Динамика (% к предыдущему году) | - | 38,3 | 27,1 | 11,7 | -25,9 | 
Прогноз 
натурального объема 
экспорта соков и 
нектаров из России, 2010-2014 
гг (млн л) 
| Параметр | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 
| Экспорт (млн л) | 343,1 | 350,4 | 353,3 | 361,1 | 370,5 | 
| Динамика (% к предыдущему году) | 23,7 | 2,1 | 0,8 | 2,2 | 2,6 | 
Наблюдая за натуральным объемом экспорта соков и нектаров в России, мы видим, что резкое снижение почти в два раза было в 2008 году, а в 2009 динамика и вовсе стала отрицательной. Это опять же можно свести к экономическому кризису.
      Также, 
сделав прогноз натурального объема 
экспорта, видим, что в 2010 году динамика 
пришла в норму, но далее опять идет большой 
спад, который связан с резким изменением 
климата, аномальной жарой. 
 
 
 
 
 
Натуральный 
объем экспорта соков 
и нектаров по вкусам, 2005-2009 
гг (млн л) 
| Вкус | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 
| Виноградный | 0,5 | 1,0 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 
| Апельсиновый | 3,8 | 7,4 | 2,5 | 2,6 | 3,0 | 
| Ананасовый | 1,0 | 2,1 | 1,1 | 1,1 | 0,9 | 
| Грейпфрутовый | 0,3 | 0,9 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 
| Яблочный | 20,0 | 15,3 | 15,7 | 9,0 | 6,3 | 
| Томатный | 3,2 | 5,4 | 4,0 | 3,4 | 2,6 | 
| Прочие | 5,3 | 7,5 | 7,6 | 6,7 | 7,1 | 
| Всего | 34,2 | 39,6 | 31,6 | 23,6 | 20,4 | 
      Проведя 
анализ по натуральному объему экспорта 
соков и нектаров по вкусам, можно 
сказать, что самым урожайным 
годом был 2006, чего нельзя сказать 
о 2009 годе. Также видно, что самым 
экспортируемым соком является сок 
яблочного вкуса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Предпочтения 
населения России по 
потреблению соков 
В опросе, проведенном в июле текущего года, приняло участие 1605 человек, в возрасте от 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает ± 2,5%. Респондентам был задан вопрос: Соки/нектары каких вкусов Вы предпочитаете?
40% россиян предпочитают соки с апельсиновым вкусом. 35% - с яблочным. Чуть более четверти респондентов выбрали мультифрукт (28%). Причем жители городов с населением более 500 тысяч чаще пьют апельсиновые и мультифруктовые соки, тогда как респонденты из небольших городков (менее 100 тысяч человек) в основном выбирают яблочный вкус.
Сочные пристрастия участников исследования мало зависят от их пола, образования и социального положения. Однако в результатах опроса все же можно усмотреть некоторые любопытные тенденции. К примеру, апельсиновый сок чаще всего выбирают холостяки и незамужние барышни (44%).
Руководители предприятий (41%) значимо чаще, чем служащие (27%), рабочие (18%) и пенсионеры (18%) употребляют ананасовый сок.
15% респондентов из числа людей с начальным и неполным средним образованием выбрали клубничный сок. Вишневый (26%), грейпфрут (17%) и гранатовый соки(13%) значимо чаще употребляют интервьюируемые с высоким доходом, нежели со средним (17%, 8% и 8% соответственно) и низким (11%, 7% и 7%).
     Наименее 
популярными оказались черносмородиновые 
соки (1%). Черничный (2%), брусничный, морковный 
и овощной набрали по 2% голосов от общего 
числа опрошенных. 
     Респондентам 
был задан вопрос: Сколько литров 
сока/нектара в среднем за неделю 
потребляет Ваша семья? 
     
 
Большая часть опрошенных россиян ответили, что в их семьях в среднем выпивают по два-три литра (41%) сока в неделю. Менее литра чаще всего выпивают жители сельской местности (26%), а четыре-шесть литров сока – норма для респондентов, живущих в городах-милионниках (20%).
     Каждый 
пятый квалифицированный специалист ответил, 
что его семье требуется в среднем по три 
литра сока в неделю (21%). Выяснилось также, 
что потребление сока зависит от дохода 
респондента. Значительное число граждан 
(23%) с невысоким доходом выпивают менее 
одного литра сока в неделю, тогда как 
практически каждый пятый респондент 
с доходом выше среднего ответил, что за 
указанный промежуток времени в его семье 
выпивают по четыре-шесть литров сока. 
     Основные 
игроки сокового рынка. Лидер рынка соков в 
стоимостном выражении — «Лебедянский», 
на его соки приходится 26,5% продаж в январе-апреле 
2010 года (по данным «Бизнес Аналитики»). 
С небольшим отрывом за ним следует «Мултон» 
с долей рынка в 24,7% в стоимостном выражении, 
замыкает тройку лидеров «Вимм-Билль-Данн» 
— 21,4% продаж. «Нидан» занимает четвертую 
позицию с 13,6% рынка, пятый производитель 
в рейтинге с долей в 3% — АПК «Придонье». 
     
 
ТОП бренды соков в России (в алфавитном порядке): «Добрый» («Мултон»), «Любимый сад» («ВБД»), «Моя семья» («Нидан Соки»), «Фруктовый сад» («Лебедянский»).
     Соковый 
рынок высококонсолидирован — пятерка 
лидеров делает сейчас 90% продаж в 
стоимостном выражении в 
     Первым 
соковым приобретением 
     В 
2008 году компания PepsiCo и Pepsi Bottling Group приобрели 
75,53% акций ОАО «Лебедянский». Сделка 
предусматривала выделение