Система банкротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:21, реферат

Описание работы

Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.

Работа содержит 1 файл

Банкрот.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Система банкротсва в России.

Рыночная экономика  на протяжении многих десятилетий и  столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.

Система банкротства  включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Объективная потребность  в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Как показывает мировая практика, эта цель достигается  при соблюдении следующих основных принципов:

  • установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;
  • предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;
  • введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;
  • создании системы мер для возрождения бизнеса;
  • создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
  • создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
  • ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;
  • сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;
  • создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.

Этот краткий  перечень принципов функционирования системы банкротства позваляет  говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

В России начинает действовать система банкротств,что  сопровождается разной (негативной и позитивной) реакцией различных общественных институтов, партий и движений, которые дают соответствующую оценку, пытаясь ускорить или приостановить проведение банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России и т.д. Приведенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о нем с более объективных позиций.

Следует констатировать, что большая часть российских государственных предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падение производства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Многие частные предприятия, не принимая статуса банкрота, по сути таковыми являются, прекращая либо не продолжая своей деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Процедуры банкротства 

Существуют следующие процедуры банкротства:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление  имуществом организации-должника;

- мировое соглашение;

- конкурсное производство (рассматривается, как стадия ликвидации организации). 

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление применяется по решению Арбитражного суда, однако, у организации-должника на любом этапе есть возможность заключить с кредиторами при их согласии мировое соглашение.

Использование процедур - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение направлены на улучшение экономического положения организации-должника, являются последними попытками со стороны  Арбитражного суда помочь организации, устранить неплатежеспособность, повысить ее финансовую устойчивость. 

Наблюдение.

Определение Арбитражного суда о введение в организации-должнике процедуры наблюдения производится на основе рассмотрения судом обоснованности заявлений должника, кредитора или уполномоченных органов о признании должника банкротом. Заявление должника подается в суд в письменной форме и подписывается руководителем предприятия.

По результатам  рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику Арбитражный  суд выносит определение (если требования признаны обоснованными), в котором указывается о введении процедуры наблюдения, об утверждении временного управляющего, размера его вознаграждения и источника его выплаты. Временный арбитражный управляющий выбирается на основе трёх кандидатур, составленных заявленной саморегулируемой организацией и удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего.

Наблюдение является процедурой, направленной на обеспечение  сохранности имущества должника и проведение тщательного анализа его финансового состояния для поиска возможности восстановления платежеспособности предприятия.

Наблюдение - обязательная стадия разбирательства дела о банкротстве. Данная процедура вводится с момента  принятия Арбитражным судом заявления о признании должника банкротом на срок до 7 месяцев. С этого момента имущественные требования к предприятию могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренным ФЗ «О Несостоятельности (банкротстве)»:

- приостанавливается  исполнение документов по имущественным взысканиям (искл. - исполнительные документы, выданные на основании судебных решений);

- запрещается  выплата дивидендов;

- не допускается  прекращение денежных обязательств  должника путем зачета встречного  однородного требования, если нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;

- и т. д. 

Введение наблюдения не означает отстранение руководителя предприятия и иных органов управления, которые осуществляют свои полномочия с ограничениями (например: они не вправе принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, о создании филиалов и представительств). Если руководитель организации-должника не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности принадлежащего предприятию имущества, чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей, то Арбитражный суд вправе отстранить руководителя от должности.

Не позднее, чем  за 10 дней до даты окончания наблюдения должно состояться первое собрание кредиторов, созываемое временным управляющим. На собрании принимаются решения о:

- введении финансового  оздоровления;

- введении внешнего  управления;

- мировом соглашении;

- открытии конкурсного  производства;

- образовании  комитета кредиторов;

- выборе реестродержателя. 

Мировое соглашение 

Классической  мерой предотвращения ликвидации организации является мировое соглашение должника с кредиторами. Оно принимается по решению общего собрания кредиторов на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и утверждается Арбитражным судом, но только после погашения должником задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Смысл мирового соглашения заключается в быстром  окончании дела путем волеизъявления участвующих в деле лиц, чем достигается  определенность в имущественных  отношениях должника с кредиторами на взаимоприемлемых для них условиях. Это дает возможность должнику, как правило, продолжать свою коммерческую деятельность и использовать имеющиеся у него средства и получаемую прибыль для выплаты долгов.

Условия мирового соглашения обязательны как для  должника, так и для кредиторов и уполномоченных органов. Содержание соглашения могут составлять:

- условия об  отсрочке или рассрочке исполнения  обязательств должника;

- об уступке  прав требования должника;

- об исполнении  его обязательств третьими лицами;

- об уменьшении (скидке) долга;

- о прекращении  обязательств путем предоставления  взамен отступного, изменения (новации)  их содержания или прощения  долга;

- об удовлетворении  требований кредиторов иными  законными способами.

Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством «О налогах и сборах», не должны ему противоречить.

Удовлетворение  требований конкурсных кредиторов в  не денежной форме не должно создавать  преимущества по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме.

Мировое соглашение заключается в письменной форме.

Со стороны  должника мировое соглашение подписывается  лицом, принявшим в соответствии с настоящим Федеральным законом  решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия лицом.

 В случае, если в мировом соглашении участвуют третьи лица, с их стороны мировое соглашение подписывается этими лицами или их уполномоченными представителями.

В мировом соглашении могут принимать участие третьи лица, если их участие не нарушает права  и законные интересы кредиторов, требования которых включены в реестр.

Мировое соглашение должно содержать положения о  порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

К заявлению  об утверждении мирового соглашения должны быть приложены:

-  текст мирового  соглашения;

- протокол собрания  кредиторов, принявшего решение  о заключении мирового соглашения;

- список всех  известных конкурсных кредиторов  и уполномоченных органов, не  заявивших своих требований к  должнику, с указанием их адресов  и сумм задолженности;

-  реестр требований кредиторов;

- документы,  подтверждающие погашение задолженности  по требованиям кредиторов первой  и второй очереди;

- решение органов  управления должника - юридического  лица в случае, если необходимость  такого решения предусмотрена  настоящим Федеральным законом;

- возражения  в письменной форме, если таковые  имеются;

- другие документы.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в  ходе процедур банкротства является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. 

Финансовое  оздоровление 

Финансовое оздоровление является оздоровительной процедурой, которая применяется к должнику, имеющему возможность в течение  определенного времени удовлетворить  требования кредиторов самостоятельно, без вмешательства посторонних  арбитражных управляющих.

Срок финансового  оздоровления - не более двух лет. Этот срок, как считают некоторые юристы, может оказаться нереальным в  сложных ситуациях, когда финансовое оздоровление связано с осуществлением крупномасштабных мероприятий.

Вопрос о введении финансового оздоровления решается на первом заседании Арбитражного суда по делу о банкротстве, проводимом по окончании наблюдения.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов.

Информация о работе Система банкротства в России