Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:21, реферат
Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).
Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего (административный управляющий – осуществляет контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности).
В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями.
Должник не вправе
без согласия собрания кредиторов совершать
сделки, в совершении которых у
него имеется заинтересованность или
которые связаны с
Должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение, принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).
Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки, которые:
- влекут за
собой увеличение кредиторской
задолженности должника более
чем на пять процентов суммы
требований кредиторов, включенных
в реестр требований
- связаны с
приобретением, отчуждением
- влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
- влекут за собой получение займов (кредитов).
Таким образом, сделки, совершенные должником с нарушением выше указанных условий, могут быть признаны недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве.
План финансового
оздоровления и график погашения
задолженности разрабатывается
участниками должника. Однако при
наличии противоречий между названными
и иными документами приоритет
имеют положения плана
План финансового оздоровления и график погашения задолженности утверждаются собранием кредиторов.
Окончание процедуры может быть как досрочным, так и своевременным - в любом случае обязательно полное исполнение графика погашения задолженности. После этого в течение месяца должны быть удовлетворены реестровые требования, установленные в рамках финансового оздоровления. Если все требования исполнены, то на основании отчета административного управляющего арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве; в противном случае управляющий должен созвать собрание кредиторов, которое решит вопрос о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом.
Особый порядок
прекращения финансового
По завершении
(окончании либо прекращении) финансового
оздоровления возможен переход либо
к внешнему управлению, если есть экономические
предпосылки и позволяют сроки
(совокупный срок финансового оздоровления
и внешнего управления не может превышать
двух лет; более того, внешнее управление
не вводится, если финансовое оздоровление
проводилось более 18 месяцев). В противном
случае суд выносит решение о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного
производства.
Внешнее
управление
Введение внешнего управления в организации-должника производится на основе определения Арбитражного суда, в котором утверждается и кандидатура внешнего управляющего.
Внешнее управление имуществом организации вводится в случае, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового состояния должника явилось неудовлетворительное управление предприятием и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность должника.
Внешнее управление вводится не более чем на 18 месяцев, который можно продлить на срок до 24 месяцев.
В отличие от
полномочий временного управляющего,
внешний управляющий
- отменяются
все ранее принятые меры по
обеспечению требований
- вводится мораторий
на удовлетворение требований
кредиторов по денежным
- не начисляются
неустойки (штрафы, пени).
Меры по восстановлению платежеспособности организации при проведении внешнего управления:
1. Продажа части имущества должника.
После проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества на открытых торгах, однако эта процедура не должна препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности должника.
Виды торгов ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:
- открытые торги
- если имущество имеет
- закрытые торги
- если имущество должника
- если балансовая
стоимость имущества менее ста
тысяч рублей, то оно продается
в порядке, предусмотренном
2. Уступка прав требований должника.
Продажа прав требований должника осуществляется внешним управляющим на основании договора купли-продажи, который должен содержать следующие требования:
- o получение
денежных средств за проданное
право не позднее чем через
15 дней с даты заключения
- o переход права осуществляется только с момента его полной оплаты.
3. Исполнение обязательства должника перед третьими лицами.
Собственник имущества должника до окончания производства по делу о банкротстве вправе удовлетворить все требования кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований. Денежные средства считаются предоставленными должнику на условиях договора беспроцентного займа, срок которого определен моментом востребования, но не ранее окончания срока, на который была введена процедура внешнего управления.
В случае исполнения обязательств должника собственником имущества происходит прекращение внешнего управления и производства по делу.
4. Продажа имущества должника.
Эта процедура может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника. В решении о продаже имущества должника должно содержаться указание на минимальную цену продажи.
Объектом продажи могут быть также филиалы и иные структурные подразделения должника - юридического лица.
При продаже имущественного комплекса все трудовые договоры, действующие на дату продажи, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю организации.
Новый собственник
имущества и внешний
5. Замещение активов должника.
Проводится путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ (ОАО). Замещение активов путем создания на базе имущества должника ОАО может быть включено в план внешнего управления, но только при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы.
Акции нового ОАО включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах.
По результатам
рассмотрения деятельности внешнего управляющего
может быть внесено определение
о переходе к расчетам с кредиторами,
если имеются признаки восстановления
платежеспособности организации должника.
В противном случае Арбитражным судом
принимается решение о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства.
Конкурсное
производство
Конкурсное производство – это, когда имущество должника распределяется между его кредиторами. Порядок такого распределения называется конкурсом или конкурсным производством.
Несостоятельность может быть признана в судебном порядке либо объявлена самим должником. Судебное признание банкротства возможно, как по требованию кредиторов (или прокурора), так и по заявлению самого неплатежеспособного должника. В предусмотренных законом случаях руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, статья 8 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Таким образом, как объявление банкротом, так и последующая ликвидация юридического лица могут быть как принудительными (по судебному решению), так и добровольными (по решению самого банкрота, принятому совместно с его кредиторами). Основную особенность такой ликвидации составляет обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества между кредиторами.
С момента принятия
арбитражным судом заявления
о банкротстве
Конкурсное производство
открывается с момента
Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации и осуществляется арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
- во вторую
очередь удовлетворяются
- в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
- в четвертую
очередь удовлетворяются
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую
очередь производятся расчеты
по требованиям граждан, перед
которыми должник несет
- во вторую
очередь производятся расчеты
по выплате выходных пособий
и оплате труда лиц,
- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога в порядке, установленном статьей 138 настоящего Федерального закона.
Действия
конкурсного управляющего