Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:18, научная работа

Описание работы

Мир вступил в стадию кардинальных экономических, общественных, военно-политических и иных изменений, характеризующихся высокой интенсивностью и динамичностью.
Интересы большинства человечества затронуты процессами глобализации, которые создают новую объективную реальность и во многом стимулируют мировой прогресс. Вместе с тем ее неоднозначный характер и последствия порождают множественные конфликты интересов. Предпринимаются попытки формирования и навязывания идеологии глобализма, призванной подменить или исказить традиционные духовно-нравственные ценности народов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….

Обеспечение национальной безопасности в условиях глобальных вызовов…………………………………………………………………..


Экономическая безопасность Республики Беларусь и показатели ее оценки…………………………………………………………………...

Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности………………………………………………..


Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Научная работа.docx

— 55.98 Кб (Скачать)

Чрезвычайные ситуации в  экономической системе могут  вызываться как чисто экономическими факторами, так и административными. Примером тому могут послужить решения  органов государственного управления.

Важнейшие показатели экономической  безопасности Республики Беларусь за 2012 год представлены в таблице 1.

Таблица 1 «Важнейшие индикаторы экономической  безопасности Республики Беларусь»

Наименование индикаторов

Единица измерения

Пороговые значения

Фактически на 2012 год

Уровень малообеспеченности

%

Не более 10

7

Уровень регистрируемой безработицы  по отношению к активной части  населения

%

Не более 8

0,7

Внутренние затраты на научные  исследования и разработки

% к ВВП

Не менее 1

0,7-0,8

Удельный вес отгруженной инновационной  продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции

%

Не менее 20

17,9

Доля инвестиций в основной капитал

% к ВВП

Не менее 25

27

Коэффициент обновления основных средств

%

Не менее 5

7,5

Сальдо внешней торговли, включая  услуги (по методологии платежного баланса)

% к ВВП

Не менее -5

12,3

Рентабельность продаж в организациях промышленности

%

Не менее 10

10-11

Дефицит консолидированного бюджета

% к ВВП

Не более -3

1,5

Внешний государственный долг

% к ВВП

Не более 25

21,5

Внутренний государственный долг

% к ВВП

Не более 20

3,3


 

 

Окончание таблицы 1

Платежи по обслуживанию государственного долга  к доходам республиканского бюджета

%

Не более 10

8,4

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к  валютной выручке

%

Не более 10

7,1

Уровень золотовалютных резервов в месяцах  импорта

месяцев

Не менее 3

3,0

Доля  собственных энергоресурсов в балансе  котельно-печного топлива

%

Не менее 30

28-30

Доля импорта продовольственных  товаров в объеме их розничного товарооборота

%

Не более 25

16-17


Создано автором по информации из источника [4]

Стабильно высокими результатами характеризуется в  текущем году внешнеэкономическая  деятельность страны.

Положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами увеличилось до 3 966,1 млн. долл. США, при этом его отношение к ВВП составило 12,3%, значительно превысив прогноз на 2012 г. (2,3-2,7%).

По сравнению  с январем-июлем 2011 г. сальдо улучшилось на 5579,7 млн. долл. за счет обеспечения  позитивного баланса, как в торговле товарами (2296,5 млн. долл.), так и услугами (1669,6 млн. долл.).

Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-августе 2012 г. характеризуются относительно стабильным функционированием экономики  и ростом большинства макроэкономических показателей по сравнению с соответствующим  периодом 2011 г.

Сегодня экономическую  безопасность следует рассматривать  в качестве важнейшей характеристики экономической системы, которая  определяет способность реализации национально-государственных интересов, устойчивую дееспособность хозяйствующих  субъектов, достойные условия жизнедеятельности  населения.

Обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций государства.

В условиях экономического кризиса крайне важно ориентироваться  на критические параметры угроз, такие их размеры, достижение которых  предопределяет разрушительные процессы в экономике. Критическая величина экономических показателей прежде всего свидетельствует о необходимости  оперативного вмешательства органов  управления с целью изменения  опасных тенденций. Поэтому установление общепризнанных пороговых пределов развития экономики позволяет ограничить существующую в настоящее время  свободу оценок ситуации и найти  точки взаимопонимания различных  субъектов хозяйствования и политических сил.

В Республике Беларусь определена модель системы  экономической безопасности, которая  в соответствии с существующими  критериями выстраивается в рамках модели экономической безопасности малых государств. При этом в качестве национальных экономических целей следует выделить [3, c.63-66]:

разработку  и реализацию в рамках либерально-системного подхода технологии перехода к рыночной экономике;

встраивание в систему мирохозяйственных  связей и прежде всего на региональном уровне по всей структуре мировой  экономики; вектор экономической интеграции Беларуси должен быть выстроен адекватно  потокам движения товаров, услуг, информации между Российской Федерацией и Европейским  сообществом;

устранение  дисбаланса между долгосрочными  и краткосрочными экономическими приоритетами в сторону последних.

Решение этих проблем позволит Республике Беларусь в перспективе активно влиять на процессы в мире, затрагивающие  национальные интересы; решать все  внутренние задачи, исходя из национальных интересов; обеспечить населению достойный  уровень жизни и гарантировать спокойствие в обществе[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Меры  белорусского государства по повышению  национальной конкурентоспособности

Повышение конкурентоспобности в Республике Беларусь реализуется через следующие  приоритетные направления:

- развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение  продолжительности жизни, укрепление  здоровья граждан и повышение  качества образования; 

- активизация инновационной и  инвестиционной деятельности;

- стимулирование предпринимательства  (также малого и среднего) и  деловой инициативы;

- рост экспорта товаров и услуг,  сбалансированность и эффективность  внешней торговли.

В целях повышения  конкурентоспособности страны в  настоящее время экономика Беларуси опирается главным образом на развитие промышленности.

Белорусское правительство достаточно активно  действует в области разработки и внедрения целого ряда антикризисных  мероприятий по повышению международной  конкурентоспособности белорусских  производителей, особенно машиностроительной отрасли. Наибольшее внимание уделяется  развитию финансовых инструментов поддержания  экспорта машиностроительной продукции. В этом ключе создана «Белорусская лизинговая компания», заключено соглашение с российскими финансовыми учреждениями о возобновлении кредитования покупателей  белорусской техники.

В последнем случае белорусское правительство  обязуется погашать из государственного бюджета 2/3 процентных ставок по выданным кредитам. Данная мера призвана стимулировать  покупательскую активность на наиболее важном российском направлении и  в результате достичь некоторого перераспределения долей этого рынка в пользу белорусских производителей.

В настоящее время именно инвестиционная составляющая может быть положена в  основу нового внешнеэкономического курса  белорусской машиностроительной отрасли.

Основным  условием повышения конкурентоспособности  экономики Беларуси является привлечение  прямых иностранных инвестиций (на чистой основе).

За 2006-2011 годы в Республике Беларусь в целом  наблюдается положительная динамика как поступления иностранных  инвестиций – рост в 4,7 раза, так  и притока прямых иностранных  инвестиций на чистой основе – рост в 36 раз.

Компании  с иностранными инвестициями эффективно работают в Беларуси. За последние 4 года количество таких компаний, зарегистрированных в нашей стране, возросло на 40%.

Успешное  развитие экономики неразрывно связано  с наличием благоприятных условий  и комфортного делового климата  для ведения бизнеса. Это является гарантом инвестиционной привлекательности  страны на международной арене и  обеспечивает сохранение преимуществ, способствующих в свою очередь привлечению  прямых инвестиций в страну. В Беларуси активно реализуется политика предоставления льготных условий для инвестирования, особенно в свободных экономических  зонах, малых и средних городах  и сельских поселениях, для развития среднего и малого бизнеса.

Сегодня практически вся территория республики (порядка 95%) представляет собой совокупность успешно функционирующих различных  преференциальных режимов для осуществления  инвестиций, в рамках которых инвесторам предоставляются налоговые, таможенные льготы и иные преимущества для создания и ведения успешного бизнеса. Сфера деятельности таких режимов  обширна – от стимулирования высокотехнологичных и направленных на экспорт производств до развития регионов республики без привязки к определенным видам деятельности.

Создаются  комфортные условия и совершенствуется не только в плане сфер деятельности и географии, но и в плане механизмов привлечения инвестиций.

Качественно новым плацдармом для создания в  Беларуси высокоэффективных и конкурентоспособных  производств должен стать Индустриальный парк, созданный в Минской области  в 25-ти км от столицы.

Создано специальное правовое поле для функционирования парка с использованием относительно новых для Беларуси стимулов как  экономического, так и административного  характера. Концепция парка предусматривает  создание удобной инфраструктуры для  развития бизнеса, существенное налоговое  послабление для участников проекта  на достаточно длительный период, а  также обеспечение комплексного обслуживания резидентов парка и  оказание им государственных услуг  по принципу ”одна станция“. Процесс  привлечения инвесторов осуществляется управляющей компанией парка.

В целях  совершенствования работы с иностранными инвесторами и повышения ее эффективности  создано Государственное учреждение ”Национальное агентство инвестиций и приватизации“. Цель Агентства  – оказывать содействие инвесторам по принципу ”одно окно“.

Проводимая  работа по совершенствованию инвестиционного  климата позитивно оценена в  мировых рейтингах.

Вот уже  с 2005 года Беларусь заслужено признается одним из ведущих в мире реформаторов, т.е. входит в топ-10 стран, где проводятся интенсивные реформы, нацеленные на всестороннее совершенствование бизнес-среды  для комфортной работы инвесторов. Сегодня наша страна третья в этом списке. Помимо постоянной внутренней работы по совершенствованию инвестиционного  законодательства и созданию благоприятных  льготных условий для развития бизнеса, Беларусь предлагает инвесторам внешние факторы:

- выгодное  географическое положение страны  с огромным единым рынком ЕС  в 450 млн. человек на западе  и емким рынком Таможенного  союза и ЕЭП общей численностью  в 170 млн. человек на востоке.  При этом для инвесторов открыт  беспошлинный доступ в Россию  и Казахстан, и гарантировано  передвижение по территории ЕЭП  товаров, услуг, капитала, рабочей  силы;

- полноправное  членство в Многостороннем агентстве  по гарантиям инвестиций (МАГИ);

При этом подписано более 60 двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, порядка 60 двусторонних соглашений о  содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций.

Особенно  следует подчеркнуть политическую и социальную стабильность, устойчивый экономический рост, а также климатическую  стабильность – на фоне происходящих в мире природных катаклизмов.

Сегодня основной площадкой привлечения  внешних инвестиций являются исполкомы (на их долю приходится почти 97% всех заключенных  с Республикой Беларусь инвестиционных договоров, которые составляют 70% в  общей сумме привлеченных по договорам  инвестиций). Республиканские органы государственного управления не проявляют  активности.

Текущий момент характеризуется общим спадом инвестиционной активности, что связано  с ужесточением денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики, сокращением  кредитования госпрограмм. За 9 месяцев  текущего года в экономику республики вложено 103,6 трлн. рублей инвестиций в  основной капитал, темп роста – 87,2% (прогноз по году – 96-97%) к уровню аналогичного периода 2011 г.

В среднем  за 2006-2011 гг. доля бюджетных средств  в источниках финансирования инвестиций составляла 21,9%, что выше, чем в  странах-соседях, обладающих значительно  большим потенциалом бюджетного стимулирования инвестиционной деятельности: Россия – 14,4%, Казахстан – 18,7%.

В этих условиях существует необходимость  мобилизации всех усилий на привлечение  инвесторов, стимулирование реинвестирования и создание новых высокотехнологичных  производств, как источников развития.

Информация о работе Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики