Поэтому
сегодня основным направлением инвестиционной
политики Беларуси является курс на дальнейшую
либерализацию условий хозяйствования,
совершенствование правовых механизмов
защиты инвестиций, способствующих активизации
инвестиционной деятельности, создание
равных, недискриминационных условий
осуществления инвестиций для всех
инвесторов. Вектор – это создание
новых производств.
И существенный
шаг в этом направлении уже
сделан. Стратегия привлечения прямых
иностранных инвестиций на период до 2015
года утверждена в Беларуси. Соответствующее
решение содержится в совместном постановлении
Совета Министров и Национального банка
№51/2 от 18 января 2012 года.
Стратегия
направлена на стимулирование притока
прямых иностранных инвестиций в
соответствии с потребностями структурной
перестройки экономики и инновационным
развитием страны, расширение масштабов
и повышение качества их использования
на базе постоянного улучшения инвестиционного
климата, реформирования государственной
собственности и развития государственно-частного
партнерства в Беларуси[6].
Основной
посыл проводимых Правительством реформ
состоит в том, чтобы сосредоточить
усилия на решении «узких вопросов»
в инвестиционном климате Республики
Беларусь[7].
В целях упрощения
условий осуществления внешней
торговли, в 2010-2012 гг. реализованы следующие
мероприятия:
- внедрена
автоматизированная система электронного
декларирования ввоза/вывоза товаров
на/с территории Республики Беларусь.
Внедрение этой системы позволило
сократить время на таможенное оформление
товаров в 8 раз (с 4-6 часов до 10-15 минут);
- внедрена
система предварительного информирования
о перемещении товаров через
границу Республики Беларусь. Применение
данной системы позволяет ускорить
проведение таможенных процедур
еще до фактического перемещения
товаров через границу. В результате
сокращение временных затрат
составило порядка 50-60%, стоимостных
– 20-25%;
- развитие
системы анализа и управления
рисками. Таможенными органами
Республики Беларусь разработана
и применяется Концепция системы
анализа и управления рисками
на период 2010-2015 гг. и в перспективе
до 2020 года. Реализация данной Концепции
позволяет создать партнерские
взаимоотношения между таможенными
органами и субъектами хозяйствования,
а также повышает безопасность
международной цепи поставок
товаров;
- обеспечено
снижение затрат на проведение
экспортно-импортных операций. Принят
Указ Президента Республики Беларусь
от 18.07.2011 № 319 «О некоторых вопросах
таможенного регулирования, об
осуществлении деятельности в
сфере таможенного дела и уполномоченных
экономических операторах». Принят
Указ Президента Республики Беларусь
от 09.08.2011 № 347;
- обеспечено
расширение области применения
системы единого расчетного и
информационного пространства. На
данный момент имеется возможность
уплаты таможенных платежей в
отделениях ряда банков страны;
- снижение
стоимостных затрат субъектов
внешнеэкономической деятельности
на перевозку товаров. В целях
сокращения стоимостных затрат
субъектов внешнеэкономической
деятельности на перевозку товаров
автомобильным транспортом приняты
постановления Министерства транспорта
от 02.08.2010 № 56 и от 27.06.2011 №41, которыми усовершенствованы
порядок применения норм затрат на техническое
обслуживание и ремонт подвижного состава
автомобильного транспорта, а также порядок
применения норм расхода топлива для механических
транспортных средств [8].
Для развития
человеческого капитала(а именно
уровня образования) реализуются такие
государственные программы как
Государственная программа развития
высшего образования на 2011-2015 гг.
и Государственная программа
развития среднего специального образования
на 2011-2015 гг.[9].
С целью поддержки
малого и среднего предпринимательства
реализуется Государственная программа
поддержки малого и среднего предпринимательства
в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы
(Далее- Программа) при поддержке Белорусского
фонда финансовой поддержки предпринимателей.
Согласно
Программе реализуются следующие
мероприятия:
- Упрощение
административных процедур, осуществляемых
в отношении юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей;
- Оказание
государственной финансовой поддержки
субъектам малого предпринимательства
путем предоставления финансовых
средств на возвратной возмездной
или безвозмездной основе, субсидий
для возмещения части процентов
за пользование банковскими кредитами,
расходов на выплату лизинговых
платежей по договорам финансовой
аренды(лизинга) в части оплаты
суммы вознаграждения(дохода) лизингодателя,
части расходов, связанных с участием
в выставочно-ярмарочных мероприятиях
либо с их организацией;
- Предоставление
банками льготных кредитов, в
том числе микрокредитов за
счет средств местных бюджетов,
предусмотренных программами государственной
поддержки малого предпринимательства
и размещенных во вклады (депозиты) этих
банков;
- Предоставление
Белорусским фондом финансовой
поддержки предпринимателе й государственной
финансовой поддержки субъектам малого
предпринимательства финансовых средств
на возвратной возмездной или безвозмездной
основе, имущества на условиях финансовой
аренды (лизинга), гарантий по льготным
кредитам, в том числе микро-кредитам,
выдаваемым банками субъектам малого
предпринимательства;
- Предоставление
банками Республики Беларусь
финансовых услуг субъектам малого
предпринимательства;
- Оказание
содействия субъектам инфраструктуры
поддержки малого и среднего
предпринимательства (далее –
субъекты инфраструктуры) в реализации
ими проектов и мероприятий,
направленных на поддержку и
развитие малого и среднего
предпринимательства, в том числе
на повышение финансовой грамотности;
- Информационное
обеспечение субъектов инфраструктуры
путем предоставления и актуализации
(обслуживания) справочных правовых
систем;
- Развитие
системы информационного обеспечения
малого и среднего предпринимательства
посредством обеспечения функционирования
информационных ресурсов, продвижения
их в сети Интернет, модернизации
программного обеспечения в целях
улучшения пользовательского интерфейса;
- Повышение
эффективности функционирования
базовых центров поддержки предпринимательства
в областях (г. Минске), а также
расширение сети субъектов инфраструктуры
в регионах с недостаточным
уровнем развития малого и
среднего предпринимательства, в
том числе в малых и средних
городских поселениях;
- Распространение
передового регионального опыта
действующей системы поддержки
малого и среднего предпринимательства;
- Мониторинг
деятельности субъектов инфраструктуры;
- Проведение
работы по взаимодействию субъектов
малого и среднего предпринимательства
республики с субъектами малого
предпринимательства иностранных
государств в рамках производственной
кооперации[10].
Список
литературы
- Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс]/Концепция национальной
безопасности Республики Беларусь.
Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P31000575&p2={NRPA}
Дата доступа: 27.01.2013;
- Мунтян
М.А.. Основы теории международных отношений,
2007;
- Белорусская
экономика: анализ, прогноз, регулирование.
2005. №5;
- Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс]/ Важнейшие индикаторы
экономической безопасности Республики
Беларусь. Режим доступа: www.economy.gov.by/.../001597194293_RecomProg2015.doc
Дата доступа: 19.12.2012.
- Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс]/ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 11 апреля 2011 г.
№ 136 «Об утверждении Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011–2015
годы», Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P31100136&p2={NRPA},
Дата доступа: 03.11.2012.
- Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс]/ Стратегия привлечения
прямых иностранных инвестиций до 2015 года
утверждена в Беларуси. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat/strategiya.
Дата доступа: 27.01.2013;
- Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс]/ Доклад Министра
экономики Снопкова Н.Г. на VII Пленарном
заседании Консультативного совета по
иностранным инвестициям при Совете Министров
Республики Беларусь от 15 ноября 2012 г.
Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/002059_622566_Docl_KSII.pdf
Дата доступа: 19. 12.2012;
- Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс]/Международные рейтинги.
Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/export/ratings/
Дата доступа: 20.12.2012;
- Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс]/ Перечень государственных
программ, реализуемых в Республике Беларусь
в 2012 году. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001637_373488_Perechen_gp.pdf
Дата доступа: 20.12.2012;
- Национальный
Интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс]/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА
МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 28 декабря
2009г. № 1721. Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C20901721&p2={NRPA}
Дата доступа: 20.12.2012.