Система нациольнальных счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

"Система национальных счетов (в дальнейшем именуемая СHС ) - есть
адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на
макpоуpовне системой взаимосвязанных статистических показателей,
построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц,
хаpактеpизующих результаты экономической деятельности, стpуктуpу

Содержание

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………...
……..3
1. Задачи системы национальных счетов в статистике…………………………..
……..4
2. Роль и функции национального счетоводства в экономиках переходного типа………………………………………………………………………………..

……..7
3. СНС в статистике развитых стран………………………………………………
…….12
4. Основные направления и задачи внедрения международных статистических стандартов……………………………………………………...

…….18
5. Система основных счетов СНС. Структура СНС. Проблемы внедрения СНС в РБ………………………………………………………………………….

…….22
5.1. Система основных счетов СНС. Структура СНС……………………….
…….22
5.2. Проблемы внедрения СНС в РБ………………………………………….
…….27
Задача …………………………………………………………………………………..
…….30
Заключение……………………………………………………………………………..
…….31
Список использованных источников…………………………………………

Работа содержит 1 файл

система национальных счетов.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………...

……..3

     1. Задачи системы национальных счетов в статистике…………………………..

……..4

     2. Роль и функции  национального счетоводства в  экономиках переходного типа………………………………………………………………………………..

 

……..7

     3. СНС в статистике  развитых стран………………………………………………

…….12

     4. Основные направления  и задачи внедрения международных  статистических стандартов……………………………………………………...

 

…….18

     5. Система основных  счетов СНС. Структура СНС.  Проблемы внедрения СНС в РБ………………………………………………………………………….

 
…….22

            5.1. Система основных счетов СНС. Структура СНС……………………….

…….22

            5.2. Проблемы внедрения СНС в РБ………………………………………….

…….27

Задача …………………………………………………………………………………..

…….30

Заключение……………………………………………………………………………..

…….31

Список использованных источников…………………………………………………

…….32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

"Система национальных счетов (в дальнейшем именуемая СHС ) - есть  
адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на  
макpоуpовне системой взаимосвязанных статистических показателей,  
построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц,  
хаpактеpизующих результаты экономической деятельности, стpуктуpу  
экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве" - вот что  
утверждают учебники об относительно новом явлении в статистике Республики Беларусь,  
как СHС.

Пешеход к СHС, можно сказать  прямо, был процессом неминуемым. В  
условиях рыночной экономики старая система основных макроэкономических  
показателей патологически не могла бы быть действенным орудием  
статистического учета и отображения глобальных хозяйственных процессов  
и их результатов.

Как макpостатистическая модель экономики  СHС в отличии от баланса  
наводного хозяйства (в дальнейшем именуемого БHХ) базируется на  
идеологии равноправия материального производства и сферы нематериальных  
услуг, концепции факторов производства, реальности связей экономически  
самостоятельных хозяйствующих субъектов в условиях отделения  
непосредственного государственного управления от хозяйственной  
деятельности. При этом в качестве инструментов самоpегулиpования  
рыночной экономики признаются механизмы спроса и предложения,  
конкуренции, естественного перелива капиталов при весьма значительных  
функциях государственного регулирования. Последнее особенно актуально в  
связи с необходимостью разработки механизма социальной защиты  
населения и проведения стратегических структурных преобразований в  
экономике. 
Следовательно, актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что система национальных счетов является  системой взаимосвязанных показателей развития экономики на макроуровне.  Кроме этого, СНС является базой сравнительного анализа экономического развития отдельных национальных хозяйств и сложных мирохозяйственных связей.

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям возникает  необходимость существенной перестройки  учета и статистики в Республике Беларусь и приведения ее в соответствие с международными правилами, что  является необходимым условием интеграции экономики Беларуси в мировую экономику и дает возможность органам власти и управления получать сопоставимую информацию о социально-экономическом развитии Республики и всего остального мира.

Цель работы – рассмотреть практическое значение системы национального счетоводства, а также рассмотреть проблемы внедрения СНС в практику Республики Беларусь.

Основными задачами работы являются:

  • изучение задач системы национальных счетов в статистике;
  • рассмотрение роли и функций национального счетоводства в экономиках переходного типа;
  • изучение значения СНС в статистике развитых стран;
  • рассмотрение основных направлений и задач внедрения международных статистических стандартов;
  • рассмотрение структуры СНС и изучение проблем внедрения СНС в РБ.

 

 

 

1. Задачи системы  национальных счетов в статистике

Система национальных счетов представляет собой систему расчетов макроэкономических показателей, построенную в виде набора взаимосвязанных счетов и балансовых таблиц. Основная задача СНС состоит в том, чтобы дать упрощенное по форме, но вместе с тем полное по содержанию описание явлений и процессов, характеризующих экономическую жизнь страны (производства, образования и распределения доходов, потребления, накопления, наличия и движения национального богатства), и проследить взаимосвязь между ними.

СНС призвана удовлетворить потребность  органов государственного управления в информации, необходимой для  разработки экономической политики и принятия решений о мерах  по регулированию рыночной экономики.

СНС как инструмент экономического анализа на макроуровне обеспечивает органы государственного управления систематизированной определенным образом информацией, необходимой для формирования социально-экономической политики, разработки мер по регулированию экономики. Потребителями данных СНС являются также аналитики, занимающиеся изучением и прогнозированием процессов воспроизводства, предприниматели, участие которых в инвестиционном процессе зависит от складывающейся экономической конъюнктуры, различные партии, движения, общественные организации, заинтересованные в получении комплексного представления о социально-экономическом развитии страны. Показатели, разрабатываемые в рамках СНС, представляют большой интерес и для различных международных организаций, поскольку от уровня развития экономики страны зависят направления и формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов страны в международные организации и решение других проблем.

СНС используется для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. В Республике Беларусь потребность в создании национальной методологии СНС и внедрении ее в статистическую практику возникла с начала проведения рыночных реформ, повлекших за собой коренные изменения в общественной и экономической жизни государства. На протяжении почти 70 лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался баланс народного хозяйства[1, 216с.]

(БНХ). Первый баланс народного хозяйства в СССР был составлен за 1923/24 г. и опубликован в 1926 г. Эта работа имела новаторский характер. Подобные балансовые расчеты в то время не проводились ни в странах Западной Европы, ни в Америке. Впервые в мировой практике была предпринята попытка описать наиболее важные условия, результаты и пропорции воспроизводства общественного продукта. Эта работа положила начало развитию балансовых расчетов в стране и оказала большое влияние на становление макроэкономической статистики в других странах.

Это была пионерская работа по изучению макроэкономики и она не могла  ни оказать влияния на последующее  развитие в данной области. Как было отмечено, первые разработки БНХ включали таблицы, в которых в элементарной форме описывались связи между отраслями экономики. Эти таблицы явились прообразом межотраслевого баланса, принципы которого были разработаны В. Леонтьевым. В методологии БНХ, которая также эволюционировала в течение почти полувекового периода, можно найти ряд установок, которые были положительно восприняты авторами СНС. Например, одна из концепций позднего БНХ - общее потребление населения, использована авторами новой СНС 1993 г. Одна из важных классификаций БНХ - деление конечного потребления на коллективное и индивидуальное -также использована авторами современной СНС. В заключение следует назвать несколько имен экономистов и статистиков, внесших большой вклад в развитие теории и практики БНХ А. Н. Петров, В. А. Соболь, М. Р. Эйдельман, И. А. Морозова,П. М. Москвин. Все они работали в статистических органах СССР и занимались вопросами разработки баланса народного хозяйства Вопросами увязки СНС и БНХ занимался Ю. Н. Иванов.

Схема и система показателей  БНХ отвечает интересам государственного управления, основанного на принципах централизованного планирования и распределения ресурсов. В основе БНХ лежит «узкая» концепция материального производства, предусматривающая деление народного хозяйства на две части: сферу материального производства, в рамках которой создаются общественный продукт и национальный доход, и непроизводственную сферу, функционирующую за счет перераспределения национального дохода. В БНХ можно выделить три основных раздела, характеризующих трудовые ресурсы, национальное богатство и процесс воспроизводства общественного продукта и национального дохода. Каждый раздел представлен совокупностью балансовых таблиц. Основными таблицами БНХ являются «Баланс производства, потребления и накопления общественного продукта», «Баланс производства, распределения, перераспределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода», «Межотраслевой баланс производства и распределения продукции», «Баланс основных фондов», «Баланс трудовых ресурсов». Достаточно стройная система показателей БНХ охватывает только сферу материального производства; при этом она плохо согласуется с показателями финансовой статистики. Макроэкономические показатели производства, распределения и использования материального продукта в количественном аспекте не увязаны с объемом и структурой финансовых ресурсов и затрат отраслей народного хозяйства. Кроме того, методология составления БНХ не предусматривает исчисление целого ряда принятых в мировой статистической практике показателей (располагаемого национального дохода, сбережений валового внутреннего продукта, государственного долга и др.), что затрудняет проведение межстрановых сопоставлений.                                                          

В БНХ все подчинено одной  цели — получению информации о  производстве материального продукта, с тем чтобы увязать, с одной стороны, ресурсы (запасы, производство), а с другой — потребление и накопление продукта. Однако в рыночной экономике БНХ не способен удовлетворить потребности государственного управления.

С переходом от командно-административных к экономическим методам управления на первый план выдвигается финансовый аспект анализа процессов воспроизводства. Актуальным становится изучение потоков доходов и расходов, а не движения продукта как такового. В связи с этим огромные изменения в общественной жизни и основах хозяйственной деятельности в РБ, а также развитие процессов интеграции с международным сообществом поставили задачу' перестроить отечественную статистику, изменить систему макроэкономической информации, ввести новые показатели, приспособленные для характеристики условий и результатов функционирования рыночной экономики.

СНС должна стать концептуальной основой  социально-экономической статистики. Это предполагает достижение методологической и информационной согласованности СНС, платежного баланса, статистики внешнеэкономических связей, финансовой статистики и других разделов статистики.

Целью макроэкономических расчетов в  рамках СНС является описание основных экономических потоков за рассматриваемый  период (год, квартал), т.е. движения стоимости товаров и услуг на различных стадиях процесса воспроизводства и их влияния на изменение объема, состава или стоимости финансовых и нефинансовых активов и обязательств участников процесса производства. Достигается это с помощью системы обобщающих показателей развития экономики, формирование и взаимная увязка которых и составляет суть схемы СНС.

Следовательно, задача системы национальных счетов - отражение движения общественного продукта на всех стадиях процесса производства.

Кроме этого, можно выделить и другие задачи СНС[2, 15с.]:

  • обобщение показателей экономического развития;
  • анализ влияния мероприятий экономической политики на экономические процессы;
  • использование данных СНС для выявления влияния изменений в размерах денежной массы на темпы экономического роста, темпы роста инфляции и т. д.
  • планирование размера потребления и производства продукции крупным бизнесом
  • попытка обеспечения концептуальной основы для системного анализа макроэкономических показателей, т.е. определение системы показателей,  
    хаpактеpизующих развитие экономики, их содержание, взаимосвязи.
  • координация экономической статистики, т.е. обеспечение  
    методологического единства показателей макроэкономической и других  
    разделов статистики

Кроме этого, система СНС решает задачу макроэкономического планирования экономики и экономического развития, так как СНС рассматривает экономику и производство как единый целый живой организм.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Роль и  функции национального счетоводства в экономиках переходного типа

Современную СНС часто называют «системой взаимосвязанных блоков информации», вместе дающих общую картину экономической жизни страны. В центре системы находится блок данных о наиболее важных макроэкономических показателях: валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход и наиболее важные их компоненты. Исторически этот блок возник путем интеграции расчетов ВВП и национального дохода тремя методами - производственным, распределительным и методом конечного использования.

 

 Валовой внутренний  продукт

Валовой внутренний продукт - один из важнейших показателей СНС, характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц - резидентов -и широко используемый в макроэкономическом анализе и международных сопоставлениях. Во-первых, ВВП - это стоимость произведенных конечных товаров и услуг, поэтому стоимость промежуточных товаров и услуг не входит в ВВП, ибо в противном случае показатель содержал бы повторный счет (стоимость сырья, например, повторно бы считалась в цене готовой продукции, для производства которой это сырье использовалось) и не удовлетворял бы требованиям охарактеризовать конечный экономический результат в стране, регионе за рассматриваемый период времени.

Во-вторых, ВВП - это внутренний продукт, потому что он произведен «резидентами». К «резидентам» относятся все хозяйствующие субъекты (предприятия и население), независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

Наконец, ВВП исчислен до вычета потребления  основного капитала (валовой внутренний продукт, после вычета - чистый внутренний продукт). Потребление основного  капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа и случайных несущественных повреждений. Определение потребления основного капитала в соответствии с принципами СНС должно производиться на основе математических моделей с использованием динамических рядов по основному капиталу в разрезе отдельных его видов. Из-за низкого качества исходной информации эта задача трудно выполнима, поэтому в белорусской статистической практике вместо потребления основного капитала применяют не эквивалентный ему показатель «амортизация основных фондов» (за рассматриваемый период времени). Стоит отметить, что в случае периодических переоценок основных фондов целесообразность использования данных об амортизации, приводимых в бухгалтерском учете, повышается.

Информация о работе Система нациольнальных счетов