Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 10:05, курсовая работа
"Система национальных счетов (в дальнейшем именуемая СHС ) - есть
адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на
макpоуpовне системой взаимосвязанных статистических показателей,
построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц,
хаpактеpизующих результаты экономической деятельности, стpуктуpу
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………...
……..3
1. Задачи системы национальных счетов в статистике…………………………..
……..4
2. Роль и функции национального счетоводства в экономиках переходного типа………………………………………………………………………………..
……..7
3. СНС в статистике развитых стран………………………………………………
…….12
4. Основные направления и задачи внедрения международных статистических стандартов……………………………………………………...
…….18
5. Система основных счетов СНС. Структура СНС. Проблемы внедрения СНС в РБ………………………………………………………………………….
…….22
5.1. Система основных счетов СНС. Структура СНС……………………….
…….22
5.2. Проблемы внедрения СНС в РБ………………………………………….
…….27
Задача …………………………………………………………………………………..
…….30
Заключение……………………………………………………………………………..
…….31
Список использованных источников…………………………………………
Важное место в структуре новой версии СНС (1993) занимает межотраслевой баланс (МОЕ), показывающий взаимосвязи между отраслями экономики. МОБ выполняет функцию детализации счетов производства, образования доходов, использования доходов и операций с капиталом на уровне отраслевых групп товаров и услуг. С его помощью проводится анализ важнейших экономических пропорций, изучаются структурные сдвиги в экономике, идентифицируются ключевые отрасли, дающие значительные импульсы для экономического роста, исследуется зависимость экономики страны от экспорта и импорта, моделируется влияние тех или иных программ на цены, производство, занятость и т.д. Для прогнозных расчетов развития экономики используются коэффициенты прямых и полных затрат на производство товаров и услуг, исчисляемые на основе МОБ. [14, 150с.]
СНС (1993) включает в себя также сателлитные счета и системы показателей, разрабатываемые для анализа специальных проблем, связанных с окружающей средой, влиянием экологии на экономический рост, образованием, рынком труда (человеческим капиталом), измерением благосостояния и т.п. В сателлитных системах могут использоваться отличные от основной структуры СНС концепции и определения некоторых категорий (производства, потребления, расходов, инвестиций и др.), а также показатели в натуральных измерителях. [15, 58с.]
С учетом того, что некоторые счета подразделяются на субсчета, в новой версии СНС (1993) полная система счетов для секторов и экономики в целом включает более 80 счетов. Однако на практике ни в одной стране мира не составляется весь набор счетов и таблиц, предусмотренных международным методологическим стандартом.
5.2. Проблемы внедрения СНС в РБ.
Внедрение системы СНС является объективной необходимостью в условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике.
В целях создания надежной информационной базы для экономического анализа и оценки эффективности народного хозяйства, выработки рациональной политики и принятия решений на всех уровнях управления, прогнозирования экономических процессов в условиях рыночных отношений, а также учитывая, радикальные экономические преобразования, происходящие в республике, расширение ее международных связей и интеграцию в мировое сообщество в Республике Беларусь утверждена Республиканская программа перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики.
Программа разработана в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 1992 г. N 174 "О переходе Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики".
Существующая система учета и статистики формировалась в условиях действия административно-командных методов управления экономикой, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования и основывалась, как правило, на сплошном статистическом наблюдении. Состав системы показателей сложился с учетом необходимости обеспечения управленческих функций министерств и ведомств.
Не придавалось должного значения статистической информации и формированию показателей, характеризующих финансовое состояние, денежное обращение и кредит, функционирование новых структур предпринимательской и посреднической деятельности. В сочетании с недостаточной гибкостью методов статистического наблюдения это в значительной мере затрудняет анализ осуществляемых экономических преобразований, создает определенные трудности для эффективного регулирования хозяйственных процессов и проведения целенаправленной социальной политики.
Методология ныне действующей системы учета и статистики оторвана от мировой практики, что осложняет анализ экономического положения республики, процессов ее интеграции в международное сообщество.
Все это требует существенной перестройки учета и статистики в Республике Беларусь и приведения ее в соответствие с международными правилами.
Госкомстатом Республики Беларусь выполнен ряд методологических и организационных работ, направленных на создание предпосылок внедрения системы национальных счетов. Начаты работы по определению валового национального продукта, однако действующая система учета валового внутреннего продукта не в полной мере соответствует мировой практике. На новых методологических принципах ведется наблюдение за изменением цен, внешнеторговой деятельностью, составляются балансы производства и использования продукции в натуральном и стоимостном выражении, совершенствуется статистика занятости, доходов и, расходов населения.
Республиканская программа предполагает комплексный пересмотр всей системы учета и статистики Республики Беларусь, приведение ее в соответствие с международными правилами при сохранении в статистике и учете тех инструментов, которые не только не противоречат мировой практике, но и обогащают ее.
Основной целью
Республиканская программа позволяет создать условия для объективного анализа экономики Республики Беларусь и ее отдельных сфер в мировом сообществе, своевременного выявления тенденций международного разделения труда, оценки состояния и возможностей мирового рынка и перспектив его развития за счет:
При этом в качестве
первоочередной и основополагающей
задачи предусмотрено реформирование
общеметодологических и организационных
основ государственной
Принципиальным
направлением реформирования организационных
основ государственной
С учетом радикальных преобразований структуры и функций органов управления перестраивается система сбора и обработки первичной статистической и учетной информации на центральном и региональном уровнях.
Реформирование
методологических основ государственной
статистики предусматривает проведение
широкого круга научно-методологических
исследований, привлечение научных
организаций к решению
Преобразование
организационных основ
Важны и новым для Республики Беларусь направлением развития государственной статистики является организация работ по представлению статистических материалов в международные организации в соответствии с подписанными и ратифицированными международными соглашениями и конвенциями в области статистики.
Совершенствование
системы макроэкономического
Наиболее полная
и достоверная оценка ВНП может
быть достигнута только при переходе
к системе национального
Переход к системе национального счетоводства потребует коренного пересмотра первичной статистической информации, бухгалтерского, финансового и банковского учета.
Концептуальные и организационно-методические различия двух систем приводят к различным оценкам показателей доходов и расходов предприятий и учреждений или их совокупностей, доходов и расходов государственного бюджета, источников финансирования капитальных вложений, а также масштабов и путей перераспределения национального дохода, соотношения конечного и промежуточного продукта. Существующая ныне методология исчисления национального дохода также несопоставима с принятой в международной практике.
Цель создания
системы национальных счетов (СНС) Республики
Беларусь - полное и точное отражение
экономической деятельности государства.
Внедрение СНС позволяет
За основу разработки системы национальных счетов Республики Беларусь принят вариант СНС ООН, используемый в Европейском Сообществе и известный как "Европейская система интегрированных экономических счетов" (ЕСИЭС).
В СНС предусмотрено использовать два типа классификационных хозяйственных единиц - по отраслям и по секторам. Группировка по отраслям позволит оценивать процессы производства, распределения и потребления продуктов и услуг, балансы ресурсов и их использование. Группировка хозяйственных единиц по секторам экономики покажет потоки доходов и расходов, состояние финансовых активов и пассивов. Так, счета для сектора "домашние хозяйства" обеспечат данными для анализа важнейших аспектов социальных процессов и уровня жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.) и роли сектора "домашние хозяйства" в создании и использовании валового внутреннего продукта.
В СНС кроме исчисления макроэкономических показателей, характеризующих деятельность экономики Республики Беларусь в целом, предусмотрены также расчеты валовой добавленной стоимости, ряда других счетов, исчисление национального дохода по методологии ООН на уровне республики.
Использование СНС в отечественной практике позволит получить ряд важных макроэкономических показателей, необходимых для оценки и анализа функционирования народного хозяйства, разработки экономической политики. Важнейшими из них являются: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, национальное сбережение, располагаемый доход, конечные потребительские расходы на товары и услуги, валовые инвестиции и источники их финансирования, сальдо внешней торговли, сальдо по текущим операциям с заграницей. На основе этих данных оцениваются сложившиеся тенденции развития народного хозяйства, прогнозируются их изменения, вырабатывается экономическая политика и меры по ее осуществлению.
Задача
Численность населения в стране 38 млн. человек. Из них:
Через год:
Определить: