Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 15:50, курсовая работа
Национальное богатство - это общий итог развития общественного процесса производства за всю историю. К национальному богатству в практике экономического анализа относится всё то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Так как экономика страны изменяется, то меняются производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Все это требует нового подхода к оценке национального богатства. Система национальных счетов - это современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне.
Глава 1. Теоретические основы системы национальных счетов.
1.1 Понятие о системе национальных счетов. История возникновения.
Национальное богатство - это общий итог развития общественного процесса производства за всю историю. К национальному богатству в практике экономического анализа относится всё то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Так как экономика страны изменяется, то меняются производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Все это требует нового подхода к оценке национального богатства. Система национальных счетов - это современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. Так как экономика страны изменяется, то меняются производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Все это требует нового подхода к оценке национального богатства.
Система национальных счетов - есть адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макpоуpовне системой взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве.
Не случайно данной проблемой занимались многие экономисты. Ф. Кенэ выдвигал свои теории в работе “Экономические таблицы” (1758). В ней был дан первый макроэкономический баланс. В статьях голландского статиста Э. Клиффа (1941) содержится первое упоминание о национальных счетах. Теоретическим фундаментом национальных счетов стали работы Д. Кейнса, А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стемпа, Дюмонтье, Фроман, Гаванье - занимавшихся проблемами вычисления национального дохода системы национальных счетов начала зарождаться в начале 30-х годов и сформировалась в 40-50-е годы в ведущих капиталистических странах мира в ответ на потребность органов государственного управления в макроэкономической информации, для разработки экономической политики, программ и мер по регулированию рыночной экономики. Необходимость в таком регулировании стала особенно очевидной после “великой” экономической депрессии 1929-33 годов. Другим историческим событием, стимулировавшим разработку системы национальных счетов, явилась вторая мировая война. После её окончания органы государственного управления наиболее развитых капиталистических стран стали ощущать потребность в систематизированной макроэкономической информации для определения приоритетов и направлений в экономической политике по переориентации военной экономики, отысканию наиболее эффективных методов решения данной задачи. После второй мировой войны большой вклад в развитие теории и методологии системы национальных счетов стали вносить международные экономические организации (ООН, Европейские сообщества и др.). Организуя международное экономическое сотрудничество, международные экономические организации испытывали потребность в сравнении макроэкономических данных, поэтому занимались разработкой международных стандартов, которые, с одной стороны, содействовали внедрению системы национальных счетов в различных странах мира, а с другой - обеспечивали основу для сбора и публикации сравниваемых данных о валовом внутреннем продукте (ВВП) и других важных показателях системы национальных счетов.
Первый международный стандарт был подготовлен в ООН в 50-х годах. Созданная в 1952 году система национальных счетов неоднократно существенно пересматривалась. Так, рекомендованный ООН согласованный план счетов по учету и представлению основных товарных и денежных потоков в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле (содержащий 6 счетов и 12 вспомогательных таблиц) в 1968 году был дополнен таблицами затрат и выпуска; финансовыми счетами; значительное место стали занимать счета институциональных секторов; появилось различие рыночного и нерыночного производства и т.д. Последующее совершенствование методов системы национальных счетов позволило создать современную Систему Национального Счетоводства Объединенных Наций (SCN или SNA - англ. аббревиатура). В ней принципиально новыми методами можно считать разбивку производства по отраслям народного хозяйства и прочим производителям, включение в систему национальных счетов межотраслевого баланса, более подробный учет финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, а также введение балансов имущества. Систему национальных счетов ООН представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически, система национальных счетов ООН стала международным руководством для национальных статистических служб.
1.2 Основные понятия системы национальных счетов.
Система национальных счетов представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы.
Кратко рассмотрим основные сводные счета, применяемые в системе национальных счетов:
а) счет продуктов и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг засчет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление, экспорт;
б) в счете производства отражаются операции, относящиеся к процессу производства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность предприятия, организаций и отдельных лиц, как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг;
в) в счете образования доходов отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства;
г) в счете распределения расходов отражается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами; в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов;
д) в счете использования располагаемого дохода отражаются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и не государственных не коммерческих (общественных) организаций, и оставшаяся часть располагаемого дохода, представляющая собой валовое сбережение;
е) в счете капитальных затрат показываются формирование ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных средств, приобретение земли и нематериальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеризует конечный финансовый результат экономической деятельности в данном периоде. Внешнеэкономическую деятельность охватывается тремя счетами: текущих операций (движение продуктов, услуг, доходов), капитальных затрат (движение капитала) и финансовым счетом изменение финансовых активов и пассивов.
Для
правильного понимания
границы производства, производственная деятельность включает:
а) рыночную деятельность;
б) нерыночную деятельность (производство продуктов в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги госучреждений).
В этом понятии не охватывается теневая экономика она, в принципе, должна учитываться в системе национальных счетов, так как в этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие в экономическом обороте но, в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются как производственная деятельность.
Для разграничения категорий "внутренняя" и "национальная" экономика вводятся понятия "экономическая территория"; "резидент" и "центр экономического интереса".
Понятие "экономической территории" это не только территория, административно управляемая правительством, но это также и воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.д. К экономической территории также относятся и территориальные анклавы за рубежом, т.е. зоны в других странах, используемые правительством для дипломатических, военных, научных или других целей. Соответственно, территориальные анклавы зарубежных государств, в данной стране не включаются в общую экономическую территорию. Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны.
Резиденты - юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и пр. Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения. Понятие "внутренняя экономика" учитывает деятельность на территории, как резидентов, так и нерезидентов.
Группировки
хозяйствующих субъектов и
Секторы:
а) нефинансовые предприятия или предприятия по производству товаров – включает в себя корпорации, основной функцией которых является производство продуктов и не финансовых услуг для реализации на рынке по ценам возмещающим издержки производства и обеспечивающим получение прибыли;
б) финансовые учреждения – состоит из предприятий, основной деятельностью которых является производство финансовых услуг;
в) общегосударственное управление – объединяет предприятия занимающиеся оказанием не рыночных услуг для коллективного и индивидуального потребления, предоставления населению товаров на бесплатной основе или по льготным ценам, а также перераспределение национального дохода и богатства. Финансируются из бюджета;
г) негосударственные некоммерческие организации (общественные организации), обслуживающие домашние хозяйства – это предприятие которые оказывают не рыночные услуги и представляют товары на бесплатной основе или по льготным ценам особым группам домашних хозяйств. Финансируются в основном миз добровольных взносов и пожертвований, а также доходов от собственности и не контролируются государством.
д) домашние хозяйства – включают предложение особого рода, физические лица или группа лиц является результатами живущие вместе и имеющие общий бюджет. Не корпоративные предприятия, личные подсобные хозяйства, или индивидуальная деятельность без образования юридического лица.
е) "остальной мир" – он группирует иностранные единицы (не резидентов), которые осуществляют экономические операции с резидентами данной страны.
Экономические операции агрегируются на три основные группы:
а) операции с продуктами и услугами;
б) распределительные операции;
в) финансовые операции.
В
отличие от группировки хозяйствующих
субъектов группировка
Система
национального счетоводства основана
на единых принципах; важной предпосылкой
национального счетоводства является
наличие системы