Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 15:50, курсовая работа
Национальное богатство - это общий итог развития общественного процесса производства за всю историю. К национальному богатству в практике экономического анализа относится всё то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Так как экономика страны изменяется, то меняются производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Все это требует нового подхода к оценке национального богатства. Система национальных счетов - это современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне.
Схема счета производства для экономики в целом имеет следующий вид:
Ресурсная часть счета производства для экономики (сводного счета) состоит из выпуска товаров и услуг, чистых налогов на продукты и чистых налогов на импорт.
Раздел "Использование'' сводного счета производства включает промежуточное потребление и балансирующую статью счета — валовой внутренний продукт в рыночных ценах.
Рассмотрим методологию исчисления показателей счета производства.
Выпуск товаров и услуг представляет собой стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности резидентов в течение данного времени на экономической территории страны и за ее пределами. Различают рыночный и нерыночный выпуск.
В объем рыночного выпуска товаров и услуг текущего периода включаются товары и услуги, которые были произведены в этом же периоде и которые:
- реализованы по рыночным ценам;
- обменены по бартеру на другие товары и услуги;
- предоставлены работодателями своим работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;
- оставлены в виде запасов материальных оборотных средств производителем для рыночного использования в последующих периодах;
- переданы внутри предприятия одним заведением другому для производственного использования в текущем или последующих периодах:
Нерыночный выпуск охватывает произведенные в текущем периоде товары и услуги, которые:
- использованы, для собственного конечного потребления или накопления основного капитала;
- предоставлены другим институциональным единицам бесплатно или по ценам, не влияющим на спрос;
- оставлены в виде запасов материальных оборотных средств производителем для нерыночного использования в последующих периодах.
Согласно СЦС-93 производство должно включать незаконные (нелегальные) виды деятельности (например, производство наркотиков). В производство в систему национальных счетов не включаются услуги, оказываемые домашними хозяйствами для собственного потребления (приготовление пищи, уборка, воспитание детей и т. п.); ремонт жилья, осуществляемый жильцами-квартиросъемщиками. Вместе с тем платные услуги наемной домашней прислуги и услуги по проживанию в собственном жилище относятся к производству.
Согласно названному стандарту объем рыночного выпуска товаров должен охватывать реализованную продукцию (включая переданную другим заведениям данного предприятия и работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме), изменение запасов готовой продукции, полуфабрикатов собственного изготовления и незавершенного производства.
Формула определения рыночного выпуска (РВ) в развернутом виде может быть представлена следующим образом:
РВ= Р + Б + ОТН + Рз + DГП+ DНЗП (1.1)
где Р — товары и услуги, реализованные по экономически значимым ценам;
Б — товары и услуги, обмениваемые по бартеру на другие товары, услуги или активы;
ОТН — товары и услуги, предоставляемые работодателями своим работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;
РЗ — товары или услуги, переданные одним подразделением (заведением) другому подразделению (заведению) этого же предприятия для производственного использования в том же или последующих периодах;
DГП — изменение запасов готовой продукции у производителей, предназначенной для рыночного использования;
DНЗП — изменение незавершенного производства.
Выпуск рыночных услуг определяется по величине выручки от их реализации.
Выпуск товаров и услуг в системе национальных счетов, как отмечалось, определяется в ценах производителей и в основных ценах. Цена производителя включает налоги на продукты, за исключением НДС и налога на импорт, и не включает субсидий на продукты. Основная цена не включает налогов на продукты, но включает субсидии на продукты.
Взаимосвязь между основной ценой и ценой производителя:
ОЦ = ЦП - ДНП + СП,
где ОЦ — основные цены; ЦП — цена производителя;
ДНП — другие налоги на продукты (налоги на продукты, включенные в цену производителя, т. е. налоги на продукты, за исключением НДС и налогов на импорт); СП — субсидии на продукты.
Рассмотрим методику определения выпуска товаров и рыночных услуг на условном примере.
Предприятия, производящие товары (группа А), получили, выручку от их реализации в размере 400 усл. ед., в том числе НДС составил 80 усл. ед. В свою очередь, предприятия уплатили экспортные пошлины в сумме 5 усл. ед. Им возмещены из государственного бюджета убытки, связанные с установлением цен на отдельные виды их продукции ниже себестоимости, в сумме 3 усл. ед. Остатки незавершенного производства на начало года составили у этих предприятий 8 усл. ед., на конец года—9, запасы готовой продукции — соответственно 50 и 60 усл. ед. Предприятия, оказывающие рыночные нефинансовые услуги (группа 5), получили выручку от их реализации в размере 150 усл. ед., в том числе НДС — 30 усл. ед.
На основе Имеющихся данных определим выпуск товаров и услуг предприятий, производящих товары и рыночные нефинансовые услуги в основных ценах и в ценах производителя и покажем переход от показателя выпуска в ценах производителя к показателю выпуска в основных ценах.
Решение. Выпуск в основных ценах рассчитывается по условиям задачи следующим образом:
Выпуск = Выручка от реализации товаров и услуг - Налоги на продукты (НДС и экспортные пошлины) + Субсидии на продукты (возмещение убытков из-за установления цены ниже себестоимости) + Изменение остатков незавершенного производства + Изменение запасов готовой продукции.
Выпуск товаров в основных ценах институциональных единиц составил:
по группе А: 400 - 80 - 5 + 3 + (9- 8) + (60 - 50) = 329;
по группе Б: 150 - 30 = 120.
Таким образом, выпуск товаров и услуг в основных ценах институциональных единиц обеих групп, входящих в сектор "Нефинансовые предприятия", составил: 329 + 120 = 449.
Выпуск товаров и услуг в ценах производителя рассчитывается следующим образом:
Выпуск = Выручка от реализации товаров и услуг - НДС + Изменения остатков незавершенного производства + Изменение остатков готовой продукции.
Выпуск товаров в ценах производителя институциональных единиц составил:
по группе А: 400 - 80 + (9 - 8) + (60 - 50) = 331;
по группе Б: 150 - 30 = 120.
Таким образом, общий объем выпуска товаров и услуг в ценах производителя институциональных единиц, входящих в сектор "Нефинансовые предприятия", составил 451.
От показателя выпуска товаров и услуг в ценах производителей можно перейти к показателю выпуска в основных ценах следующим образом:
Выпуск в основных ценах = Выпуск в ценах производителя - Налог на экспорт + Субсидии на продукты = 451 - 5 + 3 = 449..
Основной принцип оценки рыночного выпуска товаров и услуг состоит в использовании цен, преобладающих в период, к которому относится процесс производства. В тех случаях, когда реализуется продукция, изъятая из запасов, цена ее реализации может значительно отличаться от цен, существовавших в период ее производства, особенно в условиях высоких темпов инфляции. Увеличение стоимости продукции, хранящейся в запасах, после того как она была произведена, не должно включаться в стоимость выпуска.
Поэтому
изменение запасов
Поясним сказанное на условном примере.
Предприятие
произвело 10 единиц товара в период,
когда цена, за единицу этого вида товаров
составляла 2 усл. ед., и реализовало произведенный
товар в следующем периоде, когда цена
на него возросла в 5 раз. Следовательно,
стоимость реализованной продукции составила
100 усл. ед. (2*5x10). (Запасы готовой продукции
у производителя на начало и конец рассматриваемого
периода отсутствовали.)
РВ = Р + DГП,
где Р = 100 усл. ед.
DГП = 10*2 - 10*2*5 = -80 усл. ед.
Прирост запасов, рассчитанный как разность между стоимостью продукции, поступившей в запасы, оцененной по ценам, действовавшим в момент поступления товаров в запасы (10 * 2 = 20 усл. ед.), и стоимостью продукции, изъятой из запасов, оцененной по ценам, действовавшим в момент ее изъятия из запасов (10*2*5 = 100 усл. ед.), принимает отрицательное значение (20 - 100 = - 80 усл. ед.).
Следовательно, РВ = 100 - 80 = 20 усл. ед.
Величина прироста запасов DГП характеризует прирост стоимости товаров за время их нахождения в запасах в результате повышения цен, но с противоположным знаком, т. е. в данном примере весь прирост стоимости запасов готовой продукции равен холдинговой прибыли с обратным знаком.
Расчет прироста запасов как разности между стоимостью продукции, поступившей в Запасы, в ценах, существовавших в момент её поступления в запасы, и стоимостью продукции, изъятой из запасов, в ценах, существовавших в момент ее изъятия из запасов, позволяет исключить из стоимости реализованной продукции ее прирост, вызванный, изменением цен за время нахождения продукции в запасах (80 усл. ед.) и получить оценку выпуска в ценах, существовавших на момент производства (20 усл. ед.).
На практике, как правило, информации о поступлениях товаров в запасы и об их изъятиях из запасов отсутствует. Поэтому для расчетов используют данные о запасах на начало и конец периода с соответствующими корректировками в случае инфляции.
Увеличение и уменьшение незавершенного производства рассматривается в счетах так же, как поступление в запасы и изъятие из запасов готовой продукции. Изменения незавершенного производства должны учитываться в то время, когда они происходят, по основным ценам, преобладающим в данное время.
Произведенная продукция, предназначенная для использования в качестве оплаты труда работников предприятия в натуральной форме, а также для расчетов по бартеру, оценивается по средним рыночным ценам на аналогичную продукцию, существовавшим на момент производства, т. е. по ценам, по которым она могла быть продана.
Товары и услуги, предоставленные одним заведением предприятия другому заведению этого же предприятия, учитываются тогда, когда они предоставлены. Они должны оцениваться заведением-производителем по текущим основным ценам, а заведением-получателем — по ценам, включающим основную цену и транспортные расходы.
Выпуск
товаров и услуг, произведенных
для собственного конечного использования,
должен быть оценен в основных ценах
на аналогичные рыночные товары и
услуги или по сумме текущих затрат
на их производство; т. е. по сумме промежуточного
потребления, оплаты труда работников,
потребления основного капитала и величины
других чистых налогов на производство.
Общий объем выпуска услуг государственных
учреждений и негосударственных некоммерческих
организаций, обслуживающих домашние
хозяйства, оценивается по сумме текущих
затрат на их производство.