Автор: s**************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 21:37, реферат
В обществе с государственно-правовой надстройкой экономические отношения собственности неизбежно получают юридическое закрепление. Это выражается как в системе правовых норм, регулирующих указанные отношения и образующих институт права собственности, так и в закреплении определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющимся собственником данной вещи. В первом случае говорят о праве собственности в объективном смысле, во втором — в субъективном смысле, или о субъективном праве собственности.
В
случае ликвидации хозяйственного общества,
товарищества или производственного
кооператива его участник (акционер,
пайщик) вправе, если иное не предусмотрено
законом, другими правовыми актами
или учредительными документами, получить
в собственность часть
Субъекты права государственной собственности. Основное изменение в сфере права государственной собственности заключается в прекращении существования единого фонда государственной собственности. Теперь имеется федеральная государственная собственность, государственная собственность субъектов федерации и муниципальная собственность. В последних двух случаях существует множественность субъектов, а следовательно, множественность собственников. Этот процесс имеет политические основания, он закреплен Конституцией и нашел выражение и развитие в Гражданском кодексе, имея весьма значительные юридические последствия. Попутно можно заметить, что право государственной собственности как особый вид права собственности могло существовать только при единстве фонда государственной собственности. При отсутствии единого собственника, множественности носителей права государственной собственности, к которым примыкают еще и однотипные муниципальные собственники, объективная основа для конструирования государственной собственности как особого вида отпала.
Ныне
возник вопрос о компетенции по осуществлению
регламентации правового режима
государственной и
Возникла
новая проблема - порядка передачи
имущества внутри фонда одного собственника
и между разными
Осуществление права государственной и муниципальной собственности. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Для права государственной и муниципальной собственности характерен разрыв между этим правом и правосубъектностью организаций, его осуществляющих.
Ст.216 ГК РФ относит право хозяйственного ведения право оперативного управления к числу самостоятельных вещных прав, существующих наряду с правом собственности. Но вещное право представляет собой объективную категорию. Его можно считать существующим при наличии самостоятельного правового режима, самостоятельного набора правомочий. Если такой набор совпадает с содержанием другого вещного права, конструирование нового вещного права ошибочно. Одно только указание закона может повлечь за собой преобразования объективных категорий. Нарушение объективных закономерностей влечет за собой достаточно тяжкие практические последствия.
Вещное
право относится к абсолютным
правам, оно должно быть самостоятельным
и независимым от других прав, хотя
бы тоже имеющих абсолютный характер.
Если владелец однородного права
может своим односторонним
Именно
так обстоит дело с правом хозяйственного
ведения и правом оперативного управления.
Содержание этих прав - владение, пользование
и распоряжение (см. ст. 294 и 296 ГК РФ)
- полностью совпадает с
Исторически первым появилось только право оперативного управления. Оно впервые было законодательно закреплено Основами гражданского законодательства 1961 г., хотя как объективная категория стало известно практике несколькими десятилетиями раньше. Это право создавало базу для разделения права собственности и гражданской правосубъектности, для существования субъекта гражданского права, не являющегося собственником, при наличии государственной собственности.
Такое
право было очевидным выражением
командно-административной системы, когда
свобода участника
Закон
устанавливал единое понятие права
оперативного управления. Однако тот
же закон в дальнейшем произвел дифференциацию,
в силу которой это единое право
распадается по существу на две разные
категории. Так, ст.24 ГК РСФСР выделяла
два вида государственных организаций:
государственные организации, состоящие
на хозяйственном расчете и
Ст.98 ГК РСФСР устанавливала, что на имущество, относящееся к основным средствам государственных организаций (речь идет о хозрасчетных организациях), не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Ст.411 ГПК РСФСР устанавливала, кроме того, что не может быть обращено взыскание на оборотные фонды в пределах, необходимых для нормальной деятельности государственных предприятий, учреждений и организаций. Что же касается бюджетных организаций, то обращение взысканий на их имущество вообще не допускалось. Взыскание может быть обращено лишь на денежные средства. А если их не хватает для покрытия задолженности и она не может быть покрыта за счет сметы, то условия и порядок отпуска дополнительных средств устанавливались специальным законодательством. Это не вполне субсидиарная ответственность, деньги выделяются самому юридическому лицу, но они могут быть выделены органом, утверждающим смету. Порядок выделения этих средств так и не был утвержден.11
Такова была первоначальная система, обеспечивавшая разделение права собственности и правосубъектности, получившая выражение в праве оперативного управления.
С
началом экономических
В одном случае произошли более или менее последовательные преобразования. Наиболее глубоко они произведены для права оперативного управления "бюджетного типа", закрепляемого за учреждениями. Ст.296 ГК РФ устанавливает, что собственник вправе изъять у таких организаций закрепленное за ними излишнее, не пользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Сами
же организации не вправе распоряжаться
таким имуществом, приобретенным
за счет средств, выделенных по смете (ст.298
ГК). Учреждение отвечает по своим обязательствам
лишь денежными средствами (ст.120 ГК).
Но наиболее значимое правило, устанавливаемое
той же ст.120 ГК, заключается в
том, что при недостаточности
таких средств субсидиарную ответственность
несет собственник. При условии,
что самостоятельная
Сама
по себе субсидиарная или иная дополнительная
ответственность не есть свидетельство
неполноценности юридической
Однако этой тенденцией развития дело не может быть ограничено. Внутренняя противоречивость института оперативного управления, реализующего разделение права собственности и гражданской правосубъектности, притом воплощаемой только в категории юридического лица, в новых условиях развитых рыночных отношений, проявляется особенно четко. Некорректность конструкции института права оперативного управления выражается в многочисленных отрицательных практических последствиях. Так, можно заметить, что распоряжение имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, практически вообще исключено. Но до рассмотрения этой проблемы надо обратить внимание на явное противоречие между двумя статьями ГК. П.1 ст.296 ГК предусматривает, что всякий носитель права оперативного управления, в том числе учреждение, обладает правом распоряжения закрепленным за ним имуществом. А п.1 ст.298 ГК прямо говорит, что учреждение не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Это - безусловно, существенное ограничены дееспособности. Положение об обязательном совпадении у юридических лиц правоспособности и дееспособности обнаружило свою состоятельность.
Именно
правило об отсутствии у учреждения
права распоряжаться имуществом
определяет его реальные возможности
- он вправе распоряжаться закрепленным
за ним имуществом. Но правом распоряжения
обладает и собственник имущества.
Такая система соответствует
внутренней логике института. Юридическое
лицо не может распоряжаться
Как
известно, учреждения могут создаваться
на базе любой формы собственности.
Распоряжение имуществом учреждения имеет
некоторые дополнительные оттенки,
если в его основе лежит государственная
собственность. Для распоряжения государственной
собственностью установлены некоторые
специальные правила в
Орган государственной власти, имеющий право выступать от имени государства в гражданско-правовых отношениях, тоже является юридическим лицом, имеет статус учреждения. Значит, если имущество находится на его балансе ни он, ни кто-либо другой не вправе распорядиться этим имуществом. Для того чтобы распорядиться этим имуществом в качестве органа государственной власти в порядке ст.125 ГК, нужно предварительно снять его со своего баланса как юридического лица.