Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:14, автореферат
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на успехи развития российской экономики, наблюдающиеся с 1999 г., значительной активизации инвестиционной деятельности так и не произошло. Многочисленные трудности трансформации, с которыми сталкивается инвестиционная политика и практика, свидетельствуют о том, что именно институциональные изменения в этой сфере являются определяющим фактором формирования благоприятной инвестиционной среды.
В работе отмечается, что итогом любого маркетингового исследования должен быть подробный отчет, в котором изложены все выдвинутые и проверенные предположения, обоснован выбор метода исследования, описан механизм сбора данных, содержатся обобщенные сведения о проведенных наблюдениях и, наконец, предоставляются интерпретированные результаты всего исследования, проиллюстрированные для облегчения восприятия графиками и рисунками. Руководство банка должно принимать решения только на основе результатов комплексных маркетинговых исследований.
Маркетинговое исследование позволяет провести качественную оценку инвестиционной деятельности банка (или качественную оценку инвестиций в конкретный проект), которая позволит дополнительно оценить капиталовложения в инвестиционный проект и удостоверится в том, что данная инвестиционная деятельность необходима и влияет на развитие данного направления деятельности банка. Чтобы быть успешным, маркетинговое исследование должно являться составной частью общего процесса стратегического планирования инвестиционной деятельности банка.
По мнению автора, доминирующую позицию в будущем будут занимать те банки, которые ориентируются на интересы и потребности клиентов, обладают гибкостью, подвижностью, стремлением к нововведениям. В связи с этим в диссертации предлагается определение перспективного регионального банка развития как кредитной организации, характеризующейся наличием долгосрочной стратегии, постоянством, предсказуемостью и надежностью, солидным капиталом, высоким рейтингом и репутацией, гибкостью при переменах в области потребительских ценностей и клиентских приоритетов, индивидуальными отношениями с частными лицами, фирмами и институциональными клиентами.
На основе маркетингового подхода к анализу инвестиционной деятельности институционального инвестора в работе автором был разработан конкретный план развития банка ООО «Международный банк Азербайджана – Москва» (МБА-МОСКВА). Программа маркетинговых мероприятий институционального инвестора основывается на подробном анализе внутренних факторов; основное внимание в ней уделяется тактике достижения отдельных задач. Характерными чертами программы являются:
направление основных усилий в привлечении и обслуживании клиентов, обладающих наибольшим потенциалом для развития взаимовыгодных отношений с банком;
выделение рыночных сегментов в клиентской базе Банка и подстраивание маркетинговых стратегий Банка для оптимального воздействия на каждую группу клиентов в отдельности;
постепенный переход к продуктовой рекламе при поддержании необходимого минимума имиджевой рекламы; продвижение бренда Банка за счет различных PR-мероприятий;
использование наиболее верных и эффективных маркетинговых инструментов для активизации инвестиционной деятельности в регионе обслуживания;
углубленное дифференцирование МБА-МОСКВА от конкурентов, окончательное позиционирование Банка;
сохранение гибкости в реагировании на высоко конкурентную и постоянно меняющуюся среду.
По мнению автора, перспектива развития банка МБА-МОСКВА будет связана с выбором между выходом на оптовый рынок и концентрацией в узком сегменте инвестиционной деятельности в Московском регионе. МБА-МОСКВА должен стать средним по размеру банком, известным на российском банковском рынке, с хорошо диверсифицированным и сбалансированным кредитным портфелем, принимающим активное участие на межбанковском рынке и рынке оптовых капиталов, имеющим компактную, но доходную клиентскую базу, состоящую преимущественно из крупных корпоративных клиентов.
В Заключение диссертации сформулированы следующие выводы и предложения:
1. В институциональных исследованиях инвестиционной деятельности определяющей является проблема формирования, совершенствования институциональной структуры инвестирования, создания необходимой его инфраструктуры. Для переходной экономики России, характеризовавшейся инвестиционным кризисом, необходимость формирования инвестиционной институциональной структуры является особо актуальной.
2. Институциональные условия, как совокупность фундаментальных и специфических инвестиционных институтов, взаимодействие которых определяет отношения между субъектами инвестиционной деятельности и формирует механизм привлечения и использования инвестиционных ресурсов, соответствует определенному типу и этапу социально-экономического развития общества. Характер взаимосвязи, взаимодействия институтов является основанием для определения качества инвестиционной среды и эффективности инвестиционного механизма. В случае несоответствия институциональных условий общественным потребностям формируются так называемые разрушительные институты (они появляются, как правило, в «институциональном вакууме», там, где созидательные институты не успели сформироваться и связи были нарушены).
3. Появление и динамичное развитие институциональных инвесторов свидетельствует об институционализации финансовых рынков, т.е. постепенном переходе к доминированию институциональных инвесторов над индивидуальными инвесторами в самых различных их формах. Основные отличия и одновременно преимущества институциональных инвесторов по сравнению с индивидуальными - это: во-первых, возможность аккумулирования значительных финансовых ресурсов; во-вторых, возможность использования квалифицированных кадров для управления привлеченными ресурсами; в-третьих, экономия трансакционных издержек.
В работе представлено определение институционального инвестора как имущественного комплекса или юридического лица, осуществляющего публичную деятельность по привлечению и размещению средств (преимущественно в ценные бумаги организованного рынка) на основе принципа распределения риска и при обязательном контроле со стороны государства и общества.
4. Инвестиционные фонды, имея солидную правовую и материальную базу, могут стать эффективным инструментом привлечения и размещения инвестиционных ресурсов. Безусловными преимуществами инвестиционных фондов является исключение двойного налогообложения, возможность обращения инвестиционных паев на вторичном рынке. Но эффективной реализации этого инструмента препятствует ряд обстоятельств. Законом не прописана достаточно четко социальная значимость инвестиционного фонда, т.е. он не рассматривается как специализированный институт, призванный уменьшить риск инвестиционных вложений. Инфраструктура инвестиционных фондов также недостаточно эффективна, в частности, депозитарий не способен в нынешнем его статусе выступать как инструмент контроля за деятельностью фонда.
5. Характерными проблемами инвестиционной деятельности региональных банков как институциональных инвесторов являются высокий уровень их зависимости от экономической ситуации в регионе и финансового положения предприятий реального сектора экономики, низкая капитализация кредитных организаций, преобладание краткосрочных пассивов, ограничивающее возможности долгосрочных вложений. Низка доля депозитов в пассивах, не совпадает структура активов и пассивов по срокам, отсутствует адекватная законодательная база. Региональные банки развития, являясь специализированными кредитными организациями, создаются с целью поддержки экономического развития путем предоставления льготных инвестиционных кредитов.
6. Для успешной инвестиционной деятельности региональных банков развития необходимы самые современные принципы управления и наиболее эффективные подходы к решению стратегических и оперативных задач. Таким требованиям отвечает маркетинговая концепция хозяйствования, или маркетинговый подход к банковскому делу. Маркетинговый подход в работе банков предполагает определение следующих основных целей: удовлетворение потребностей клиентов; удовлетворение потребностей банка как организации; мотивация персонала; постоянный поиск сравнительных преимуществ.
По мнению автора, региональный банк развития как институциональный инвестор должен осуществлять финансирование, в первую очередь, самых эффективных инвестиционных проектов. Отбор инвестиционных проектов предлагается проводить на основе анализа потребностей экономического развития приоритетных отраслей и территорий в соответствии с перспективами развития региона.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1. Абдуллаев Ф.Р. Институциональная структура инвестиционной деятельности в регионе // Новое в экономике и управлении. Выпуск 6. – М.: МАКС Пресс, 2006. – 0,5 п.л.
2. Абдуллаев Ф.Р. Роль институциональных инвесторов в механизме привлечения инвестиционных ресурсов // Новое в экономике и управлении. Выпуск 6. – М.: МАКС Пресс, 2006. – 0,5 п.л.
3. Абдуллаев Ф.Р. Совершенствование инвестиционной деятельности институциональных инвесторов в регионе. – М.: МАКС Пресс, 2006. – 4,2 п.л.
4. Абдуллаев Ф.Р. Совершенствование деятельности институциональных инвесторов в экономике региона // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. – 2006. - № 31. – 0,3 п.л.
автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
АБДУЛЛАЕВ Фуад Рагим оглы
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ В РЕГИОНЕ
Научный руководитель –
доктор экономических наук, профессор Раевский С.В.
Изготовитель оригинал-макета –
Абдуллаев Ф.Р.
Подписано в печать 13 сентября 2006 г.
Тираж 80 экз.
Усл. п.л. 1,0
Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ № ____
119606, Москва, пр. Вернадского, 84