Совершенствование управления оборотными активами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие основных аспектов анализа оборотных активов на предприятии и разработка рекомендаций по повышению эффективности управления ими.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты оценки использования оборотных активов, в частности, сущность, состав, информационная база и методика анализа эффективности использования оборотных активов предприятия;
- дать общую характеристику открытому акционерному обществу ОАО «Виктория»;
- провести детальный анализ использования оборотных активов предприятия на основе практических данных ОАО «Виктория» за 2007-2009 годы;
- разработать мероприятия, направленные на совершенствование управления оборотными активами предприятия.управления оборотными активами предприятия”

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Понятие и экономическая сущность оборотных активов
Классификация оборотных активов
Методы управления оборотными активами предприятия
Нормирование и показатели эффективности использования оборотных активов

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

Обобщая все вышесказанное, подчеркнем, что ритмичность, слаженность и высокая результативность работы организации во многом зависят от её обеспеченности оборотными средствами, которые в свою очередь представляют собой авансированную в денежной форме стоимость для образования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые, как минимум, однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла, если последний не превышает год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Управление активами на предприятии ОАО «Виктория»

 

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

Открытое акционерное  общество «Виктория» является юридическим лицом, действует на основании устава (Приложение 4) и законодательства Российской Федерации. Общество создано путем преобразования бывшего арендного предприятия райпищекомбинат «Белореченский» и является его правопреемником. Место нахождения Общества: Россия, Краснодарский край, г. Белореченск, ул. Победы, 102.   

           Общество имеет гражданские права  и несёт обязанности, необходимые  для осуществления любых видов  деятельности, не запрещённых федеральными  законами.

Целью общества является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Оно имеет гражданские права и несёт обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых федеральными законами.

Общество осуществляет  следующие основные виды деятельности:

производство и реализация продовольственных и непродовольственных товаров, осуществление коммерческой и внешнеэкономической деятельности в установленном законом порядке, организации строительно-монтажных  работ, производства, розлива, хранения и поставки алкогольной продукции (водка,  ликёро-водочные изделия, вина виноградные, плодово-ягодные и другие  алкогольсодержащие напитки), виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения  (лицензии).

Общество является юридическим  лицом и имеет в собственности  обособленное имущество,  учитываемое  на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему  акционерами в счёт оплаты акций. Оно  может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ОАО «Виктория» имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке  и указание на место его нахождения. В печати может быть указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Общество может создавать филиалы  и открывать представительства  на территории Российской Федерации  и за её пределами. Филиалы и представительства  осуществляют свою деятельность от имени общества, которое несёт отве6тственность за их деятельность. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и действуют в соответствии  с положением о них.

Имущество филиалов и  представительств учитываются на их отдельном балансе и балансе общества.  Решение о создании филиалов и представительств и их ликвидации, положения о них, решения о назначении руководителя принимаются советом директоров общества. С учётом  законодательства страны учреждения филиалов и представительств. Руководители филиалов и представительств действуют на основании доверенности, выданной обществом.

Уставный капитал общества составляет  64 миллиона 500 тысяч рублей. Он составляется из номинальной стоимости акций, приобретённых акционерами, в том числе из 21500 штук обыкновенных именных акций по номинальной стоимости 3000 рублей.

 

Общество вправе размещать  дополнительно к размещённым  акциям обыкновенные именные акции  в количестве 21500 штук. Объявленные  акции представляют те же права, что  и размещённые акции соответствующей категории,  предусмотренные настоящим уставом.

Органами управления общества являются:

  • общее собрание акционеров;
  • совет директоров;
  • единоличный  исполнительный орган – генеральный директор;
  • в случае назначения ликвидационной комиссии к ней  переходят все функции по управлению делами общества.

 Органом контроля  за финансово-хозяйственной деятельностью  общества   является ревизионная  комиссия.

Совет директоров  и  ревизионная комиссия  избираются общим собранием акционеров.

Ликвидационная комиссия при добровольной ликвидации общества избирается общим собранием акционеров, при принудительной ликвидации назначается судом (арбитражным судом).

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Решение общего собрания акционеров принимается  путём совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решения по вопросам, поставленным на голосование с  предварительным направлением (вручением) бюллетеней для голосования до проведения общего собрания акционеров;

Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров в сроки не ранее, чем  через 2 месяца и не позднее, чем через 6 месяцев после окончания финансового  года.

Анализ основных технико-экономических  показателей деятельности ОАО «Виктория» проводится с целью выявления, с одной стороны, конкурентного статуса предприятия на рынке, а с другой, с целью определения резервов повышения эффективности деятельности предприятия в данной рыночной ситуации.

Такой анализ показывает, насколько предприятие рентабельно в целом, насколько рентабельна реализованная продукция, основные производственные фонды. С его помощью можно проанализировать объемы реализации, себестоимость продукции, прибыль от реализации, динамику их изменения во времени.

Источниками информации для расчетов послужили данные бухгалтерской  отчетности предприятия, а именно форма  №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007-2009 годы. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Экономическую характеристику предприятия можно дать на основе расчетов, приведенных в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Основные технико-экономические  показатели производственной деятельности ОАО «Виктория»

Показатель

Абсолютные значения

Отклонение

(+;-)

Темп роста

(%)

Годы

08-07

09-08

08

июл.

09

авг.

2007

    2008

   2009

Объем производства продукции (работ, услуг)

405410

395908

341470

-9502

-54438

97,66

86,25

Объем продаж, тыс. руб.

40051

22524

35020

-17527

12496

56,24

155,48

Себестоимость, тыс. руб.

286272

280549

232720

-5723

-47829

98,00

82,95

Валовая прибыль, тыс. руб.

119138

115359

108750

-3779

-6609

96,83

94,27

Среднесписочная численность, чел.

690

595

482

-95

-113

86,23

81,01

Выработка на одного работника, тыс. руб.

587,55

665,39

708,44

77,84

43,05

113,25

106,47

Фонд оплаты труда

93420214

74336162

68460211

-19084052

-5875951

79,57

92,10

Средняя з/п, руб.

11 282,63

10 411,23

11 836,14

-871,41

1424,91

92,28

113,69

Стоимость основных средств, тыс. руб.

228599

278461

297990

49862

19529

121,81

107,01

Стоимость оборотных  средств, тыс. руб.

129132

166854

123820

37722

-43034

129,21

74,21

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

60016

48751

30347

-11265

-18404

81,23

62,25

Кредиторская задолженность, тыс. руб.

38470

23600

60293

-14870

36693

61,35

255,48

Рентабельность общая, %

0,06

0,01

0,0001

2,15

-2,02

21,94

1,01

Фондоотдача, руб.

1,8

1,4

1,1

-0,4

-0,3

77,78

78,57

Фондовооруженность руб.

331,3

468

618,2

136,7

150,2

141,26

132,09

Рентабельность основных фондов, %

0,07

0,01

0,0001

-0,1

-0,1

17,65

0,78

Чистая прибыль, руб.

16675

3586

30

-13089

-3556

21,51

0,84


На основе производственных расчетов, можно увидеть, что в  период с 2007 по 2008 год объем производства продукции на ОАО «Виктория» незначительно  уменьшился на 9502 тыс.руб. (2%), а в  период с 2008 по 2009 гг. он снизился на 54438 тыс.руб., что можно объяснить снижением спроса на продукцию, а также снижением покупательной способности населения.

Объем продаж в 2008 году снизился на 44% (17527 тыс.руб.) по сравнению с 2007 годом, когда он составлял 40051 тыс.руб. Следует отметить, что в 2009 году этот показатель вырос на 12496 тыс.руб.

Т.к. себестоимость продукции  и объем производства продукции  незначительно изменялись в течении  трех лет, то, следовательно, изменения  такого показателя, как валовая прибыль тоже были незначительными.

В современных рыночных условиях существенно возросло значение трудовых показателей в оценке и  анализе деятельности предприятий. К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Приведенные данные свидетельствуют о сокращающейся численности работников. Так в 2007 году среднесписочная численность работников составляла 690 человек, а в 2008 году – 595 человек.

Производительность труда можно представить как отношение объема производства продукции к среднесписочной численности работников предприятия. По данным расчета этот показатель увеличивался в течение трех лет. Добиться большего повышения производительности труда можно за счет:

- снижения трудоемкости  продукции, т.е. сокращения затрат труда на ее производство путем комплексной механизации и автоматизации производства;

 

 

- более полного использования  производственной мощности предприятия,  так как при наращивании объемов  производства увеличивается только переменная часть затрат рабочего времени, а постоянная остается без изменения

- укрепления дисциплины  труда.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на предприятиях является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование.

Данные таблицы 2 показывают, что за отчетный период произошли  изменения стоимости основных средств. В 2008 году этот показатель увеличился на 49862 тыс.руб., а в 2009 году он составил 297990 тыс.руб. Это непосредственно связанно с приобретением и запуском в эксплуатацию новой производственной линии.

Фондоотдача определяется как отношение доходов к среднегодовой  стоимости ОПФ и отражает эффективность  использования основных средств и прочих внеоборотных активов. Показывает, сколько на 1 рубль стоимости внеоборотных активов реализовано продукции. Так в анализируемом периоде она снизилась с 1,8 (2007г.) до 1,1(2009г.).

Показатель рентабельности характеризует результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности. В 2009 году она уменьшилась, что связано с снижением объемов производства продукции и валовой прибыли в этом же году.

Кредиторская задолженность  ОАО «Виктория» в 2009 году резко возросла (на 36693 тыс.руб.), по сравнению с 2008 годом, в котором она составляла 23600 тыс.руб. Это говорит о том, что предприятие не имело достаточной суммы собственных денежных средств, вовлекаемых в оборот, и формировало свои активы за счет заемных средств.

 

 

 

 

2.2. Анализ динамики и структуры активов ОАО «Виктория»

 

Устойчивость финансового  положения предприятия в значительной мере зависит от целесообразности и  правильности вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования предприятия и величина активов, и их структура претерпевают постоянные изменения. Рассчитаем и проанализируем величину стоимости чистых активов ОАО «Виктория» по данным бухгалтерской отчетности за 2007, 2008 и 2009 годы.

Таблица 2.1.

Расчет показателя чистых активов

Наименования

2007

2008

2009

1

Стоимость всех активов, в том числе:

419471

388048

476898

1,1

Основные средства

191108

228599

302913

1,2

Незавершенное строительство

16579

30317

6954

1,3

Запасы и затраты

59256

62062

65436

1,4

Дебиторская задолженность

150276

60016

48751

1,5

Денежные средства

1656

6572

1677

1,6

Прочие оборотные активы

26

8

25

2

Обязательства к погашению

20551

38470

23600

2,1

Кредиторская задолженность

20551

38470

23600

2,2

Доходы будущих периодов

-

-

-

3

Стоимость чистых активов

398350

349104

402156

Информация о работе Совершенствование управления оборотными активами предприятия