Труды и жизнь Адама Смита

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:51, реферат

Описание работы

Адам Смит появился на свет в начале июня 1723 года (более точной даты его рождения получить невозможно ввиду того, что отсутствуют некоторые исторические данные), а чуть позже, пятого июня, был крещен в небольшом городке под названием Керкколди, расположившемся в шотландской Файфе. Мальчик рос в семье чиновника, работающего на таможне. Его отец скончался за шесть месяцев до того, как родился Адам.

Работа содержит 1 файл

БИЗНЕСС.doc

— 1,019.00 Кб (Скачать)

         Адам Смит 

«Самообладание в минуту гнева не менее высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха». 

«В действительности Бог на стороне самых больших банковских счетов». 

«Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, - самые опасные». 

«Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости». 

         Адам Смит появился на свет в начале июня 1723 года (более точной даты его рождения получить невозможно ввиду того, что отсутствуют некоторые исторические данные), а чуть позже, пятого июня, был крещен в небольшом городке под названием Керкколди, расположившемся в шотландской Файфе. Мальчик рос в семье чиновника, работающего на таможне. Его отец скончался за шесть месяцев до того, как родился Адам. В возрасте четырех лет он был похищен цыганами, однако, в скором времени был обнаружен и спасен родным дядей, который возвратил ребенка в руки матери. Существует такая точка зрения, что Адам был единственным ребенком в своей семье, так как в исторических записях нет ни единого упоминания о его сестрах или братьях.

По достижению четырнадцати лет он смог поступить  в Университет Глазго, в котором  на протяжении двух лет обучался этическим  основам философии под руководством великого человека, известного Фрэнсиса Хатчесона. В 1740 году Адам поступил в Бейллиол-Колледж в Оксфорде, а спустя шесть лет успешно его окончил. С 1748 года Смит успешно занимался учительской деятельностью в городе Эдинбург, так как его покровителем считался влиятельный лорд Кэймс. Адам вел лекции по риторике, преподавал искусство и технологию написания писем, а чуть позже приступил к изучению «достижения богатств», в котором он в первый раз смог детально изложить экономическую философию "очевидную и простую систему природной свободы", которая нашла свои отклики в его самой популярной работе "Исследования в природе и причины богатства народов". 

     В  1750 году Адам Смит встретился  с Дэвидом Юмом, являвшимся старше, чем он, почти на десять лет.  Общность их взглядов, проявившаяся  в их исторических работах, политических действиях, философских высказываниях, экономике и религии, указывает на тот факт, что вместе они организовывали некое подобие интеллектуального монолита, сыгравшего важную роль во времена так называемого Шотландского развития и просвещения.           

       В 1751 году Адам получил звание  профессора логики в Университете  Глазго. Адам преподавал лекции  по этическим наукам и риторике, а также читал курсы юриспруденции  и политической экономики. 

     В  1759 году Смитом была опубликована статья, в которую был включен материал из его лекций. В этом очерке Смит обсуждал стандарты и рамки этического поведения, которые существуют в обществе в моменты стабильности. Известности Смит достиг благодаря публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году.

       В 1776 году ученый перебрался  в Лондон, в котором и выпустил "Исследование о природе и  причинах богатства народов". Данная книга в мельчайших  подробностях рассказывает о  последствиях экономической свободы. В книге содержится описание таких концепций, как laissez-faire, позиция эгоизма, разделение труда, функциональность рынка и международная значимость независимой экономики. Богатство народов рассматривало экономику как науку, способствующую развитию навыков свободного предпринимательства.

      Смит создал интеллектуальную  систему, которая смогла объяснить  работу свободного рынка и  по сей день является фундаментом  любого экономического образования.  Самым известным афоризмом Смита  считалась «невидимая рука рынка» — это фраза, используемая им для объяснения эгоизма, являющегося эффективным способом распределения ресурсов. 
 
 

Исторические  условия формирования идей Смита 

Своего высшего  развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо, поскольку Великобритания была в тот период самой передовой в экономическом отношении страной. Она обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в Англии большое развитие: здесь выделились основные классы буржуазного общества: рабочий класс, буржуазия и землевладельцы. Буржуазия была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства. Таким образом, во второй половине XVIII в. В

В Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста и философа А. Смита. 

«Исследование о природе и  причинах богатства  народов»  

 

На создание этого  произведения экономической  мысли у Адама Смита ушло порядка девяти лет. Весной 1767 года (по возвращении в Шотландию из двухгодичного вояжа) Смит уединился в Керколди и прожил там почти безвылазно шесть лет, которые посвятил работе над книгой. К сожалению, это не прошло бесследно для  здоровья: монотонный образ жизни и чрезмерная концентрация мысли на одном предмете изрядно его пошатнули. Именно по этому (как бы жутко это не звучало), но, дабы не быть застигнутым  врасплох смертью, уезжая в 1773 году в Лондон, Смит счел нужным формально передать Юму права на свое литературное наследие. Именно в Лондоне Адам Смит потратил еще три года на доработку «дела всей его жизни»

Итак, в 1776 году в Лондоне «Исследование о  природе и причинах богатства народов» впервые предстало вниманию широкой публики. Но тогда даже сам Смит не знал, какое грандиозное будущее ждет его книгу, и, что даже в последнем веке второго тысячелетия его работа будет вызывать неподдельный интерес... 

Разделение  труда

     «Величайшее развитие производительной силы труда и преобладающая часть мастерства, ловкости и сообразительности, с какими он где-либо прилагается или применяется, по-видимому, явились результатом разделения труда».

      Смит начинает свою книгу с разделения труда, изображая его как главный фактор роста  производительности общественного труда. Ведь, что такое «богатство» общества? По Смиту это объем производства и потребления продуктов, который зависит от двух факторов: 1) доли населения, занятого производительным трудом, и 2) производительности труда. Причем, несравненно большее значение, по мнению автора «Богатства народов», имеет второй фактор, который напрямую связан с разделением труда: во времена мануфактур, когда машины были редкостью, и преобладал ручной труд, именно разделение труда было главным фактором роста его (труда) производительности. Разделение труда можно представить в двух видах. Рабочие, занятые на одной мануфактуре, специализируются на разных операциях, но, в конечном итоге, все вместе производят один продукт. Это разделение труда в рамках одной мануфактуры. Совершенно иное разделение труда в масштабах всего общества, между отдельными предприятиями и отраслями. Скотовод выращивает скот и продает его на бойню, мясник забивает скот и продает шкуру кожевнику, тот выделывает кожу и продает ее сапожнику... 

   В воображении Смита общество рисовалось огромной мануфактурой из чего можно сделать простой вывод: ни о какой классификации разделения труда Смит даже и не думал, он смешивал оба этих вида не видя принципиального различия между ними. Однако, воспевая и расхваливая разделение труда в начале книги, Смит позднее все же признает, что это явление имеет и побочные эффекты: «С развитием разделения труда занятие подавляющего большинства тех, кто живет своим трудом, т.е. главной массы народа, сводится к очень небольшому числу простых операций, чаще всего к одной или двум...» Достаточно вспомнить к каким последствиям привела монотонная работа Смита над своим детищем, чтобы понять к чему эта же монотонность, рожденная разделением труда, может привести целое общество...     Дело в том, что Смит чувствует здесь опасную тенденцию капитализма: если предоставить все естественному ходу дел, то возникает угроза вырождения значительной части населения. Он не видит другой силы, кроме государства, которая могла бы воспрепятствовать этому, хотя более чем странно слышать такое из уст сторонника leissez faire.

      Таково смитовское разделение труда. На мой взгляд, основная суть этого понятия изложена, осталось только отметить, что Смит еще упоминал о принципе, порождающем разделение труда: «...последствие определенной особенности человеческого естества, а именно, склонности меняться, выменивать, обменивать один предмет на другой» и о том, что разделение труда ограничивается размерами рынка: «Когда рынок незначителен, ни у кого не может быть побуждения посвятить себя целиком какому-либо одному занятию за неимением возможности обменять весь избыток продукта своего труда сверх собственного потребления на необходимые продукты труда других людей». 
 

Теория стоимости 

Смит положил  в основу своих взглядов теорию трудовой стоимости: определение стоимости товара трудом, затраченным на его (товара) производство и обмен товаров соответственно заключенному в них количеству труда. Смит определил и разграничил потребительную и меновую стоимости товара. Он признал равнозначность всех видов производительного труда, как создателя и конечного мерила стоимости, показал закономерность того, что стоимость непременно должна выражаться в меновой стоимости товара, в его количественном соотношении с другими товарами, а при достаточно развитом товарном производстве - в деньгах. Смит не исследовал труд как субстанцию стоимости, не различал процессы труда как процессы создания и перенесения стоимости, поскольку все его внимание было устремлено на меновую стоимость, на количественную меру стоимости, на то, как она проявляется в обменных соотношениях и, в конечном счете – в ценах. Смит понимал, что величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы на производство данного товара при данном состоянии  общества. Он отмечал также, что квалифицированный и сложный труд создает в единицу времени больше стоимости, чем неквалифицированный и простой, и может быть сведен к нему посредством каких-то коэффициентов.

Плодотворной  была концепция Смита о естественной и рыночной цене товаров. Под естественной ценой он понимал денежное выражение меновой стоимости и считал, что в длительной тенденции фактические рыночные цены стремятся к ней как к некоему центру колебаний. Она ”как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров.

     Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижать их по сравнению с нею. Но каковы бы ни были препятствия, которые отклоняют цены от этого устойчивого центра, они постоянно тяготеют к нему”. При уравновешивании спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными. Смит положил также начало анализу факторов, способных вызывать длительные отклонения цен от стоимости; важнейшим из них он считал монополию. Это, в частности, открывало возможности исследования спроса и

предложения как  факторов ценообразования, а также  роль разного рода монополий в

этой области.

Помимо основного  определения стоимости заключенным  в товаре количеством труда

Смит ввел второе понятие, где стоимость определяется количеством труда,

которое можно  купить за данный товар. В условиях простого товарного

производства, когда  не было наемного труда, и производители  товаров работали

на принадлежащих  им средствах производства, вводить  второе определение

бессмысленно, поскольку  оно идентично с первым. Ткач, например, обменивал

кусок сделанного им сукна на сапоги. Можно сказать, что кусок сукна стоит

пары сапог  или что он стоит труда сапожника  за то время, пока он изготовлял

сапоги. Но, по существу, это далеко не одно и то же, что  становится ясно в

условиях капиталистического производства. Если сапожник работает по найму у

капиталиста, то стоимость произведенных им сапог  и ”стоимость его труда”, то

есть то, что  он получает за свой труд - совершенно разные вещи. Кусок сукна

по-прежнему стоит пары сапог, но он стоит больше, чем труд сапожника, так как

в стоимости  сапог теперь заключена прибавочная  стоимость, присваиваемая

капиталистом.

Смит натолкнулся  на противоречие, состоящее в том, что в отношениях между

капиталистом  и рабочим (при найме рабочей силы) закон стоимости, закон обмена

эквивалентов  вроде бы нарушается. Капиталист оплачивает рабочему в виде

заработной платы  лишь часть стоимости, которую создает  труд рабочего и получает

капиталист. Смит не мог объяснить это противоречие в рамках теории трудовой

стоимости и  делал вывод, что стоимость определялась трудом только в

”первоначальном состоянии общества”, когда не было капиталистов и наемных

рабочих, т. е. при  простом товарном производстве. Для  условий капитализма он

сконструировал  другую теорию - ”теорию издержек производства”, согласно которой

стоимость товара образуется путем сложения заработной платы, прибыли и ренты,

Информация о работе Труды и жизнь Адама Смита