Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 00:21, реферат
Угольная промышленность – важное звено ТЭК. Уголь используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли). Районообразующая роль топлива сказывается тем сильнее, чем крупнее масштабы и выше технико-экономические показатели ресурсов. Массовое и дешевое топливо притягивает к себе топливоемкие производства, определяя в известной мере направление специализации района
Формально государственный
контроль над ценами на уголь отменен
правительством РФ в июле 1993 г. Отмена
контроля над ценами рассматривалась
как первый шаг на пути перестройки
угольной промышленности в новых
экономических условиях. Наряду с
отменой регулирования цен в
течение переходного периода
предполагалось осуществление государственных
субсидий угольной отрасли в целом.
В начале 90-х годов стоимость
на уголь были отпущены и стремительно
скакнули вверх. И тут выяснилось,
что переход на рыночную систему
требует длительной подготовки, причем
это относится не только к угольщикам,
но и ко всем потребителям. В результате
потерпели убытки и те, и другие:
потребители не смогли быстро освоиться
с новым уровнем затрат, а угольщики
столкнулись с незнакомой им ситуацией
"кризиса перепроизводства" (естественно,
мнимого, но оттого не менее тяжелого).
Теоретически региональные
угольные фирмы (бывшие угледобывающие
объединения) могут свободно устанавливать
собственные стоимость на уголь.
Полученные рыночные стоимость будут
значительно отличаться от бассейна
к бассейну и от одной угледобывающей
фирмы к иной. Причинами подобной
разницы в ценах являются, прежде
всего, качество добываемого угля и
транспортные тарифы. Однако на практике
Российская угольная компания (Росуголь)
обладает сильным влиянием на процесс
ценообразования посредством механизма
распределения субсидий, что позволяет
угольной промышленности сохранять систему
перекрестных субсидий между угледобывающими
компаниями, другими словами внутри бассейнов
и между бассейнами. Подобные перекрестные
субсидии даст возможность существовать
шахтам, которые в новых рыночных условиях
оказались нежизнеспособными из-за высокой
себестоимости добычи угля и/или высоких
издержек на перевозку до потребителя.
В результате в настоящее пора во многих
случаях потребители угля покупают его
по цене ниже себестоимости. Разница выплачивается
угледобывающим предприятиям в виде субсидий
из бюджета. Заниженность стоимость для
потребителя не позволяет довольно точно
определить платежеспособный спрос на
уголь в случае полной отмены субсидий.
Вместе с тем по мере их отмены (а они довольно
быстро сокращаются в реальном выражении)
угольной промышленности, по- видимому,
не стоит ожидать обвального сокращения
спроса на уголь.
Действительно, если
в данный момент он продается по
ценам ниже себестоимости, то это
означает, что потребители угля оплачивают
данную продукцию не только напрямую,
но и через налоговую систему.
После отмены субсидий продукция
угледобывающей отрасли будет оплачиваться,
в конечном счете, также в полном
объеме, но через рыночный механизм,
вынуждающий уходить с рынка
нерентабельные производства и создающий
условия для развития перспективных
предприятий.
В итоге на некоторый
ныне переживаемый отраслью переходный
период за ней была временно сохранена
система госдотаций с перспективой
их прекращения к концу этого
периода. (Надо высказать, что госдотации
угольщикам вызывают острое недовольство
руководителей многих других отраслей,
не получающих таковых.) Оценить степень
объективности причин трудного сегодняшнего
положения отрасли, пути и задачи ее реструктуризации
нельзя, не остановившись на ее характерных
особенностях.
Подходы к решению
проблемы выхода из кризиса.
Взамен инвестирования
в производство возрастающих объемов
добычи минерального сырья предполагается
приоритетное финансирование технологий
экономного его использования
Выбор эффективной
стратегии дальнейшего развития
угольной отрасли РФ тесно связан
с направлениями, темпами и результативностью
осуществляемых в стране социально-экономических
преобразований. Более или менее
точно предвидеть их невозможно не
только на срок до 2010 г., но и на ближайшие
годы. Далее мы будем рассматривать
эту стратегию применительно
к гипотезе последовательного становления
в стране рыночной системы хозяйствования
при сохранении за государством ряда
важных регулирующих функций.
Угольная промышленность
является составной частью ТЭК РФ,
стратегия ее развития зависит от
места, которое отводится углю в
перспективном топливно-
Основной задачей
разработки краткосрочной (1997-2000 тт.) стратегии,
по нашему мнению, следует считать
простое выживание отрасли. Главная
поставленная проблема среднесрочной
(2001-2010 гг.) стратегии, очевидно, выход
отрасли из затянувшегося глубочайшего
кризиса и построение системы
хозяйствования, обеспечивающей конкурентоспособное
функционирование угольных предприятий
в условиях развитого рынка. В
рассматриваемой среднесрочной
перспективе приоритет будет
также отдаваться тем направлениям
охраны окружающей среды, которые: обладают
наименьшей капиталоемкостью; сами приносят
результат, быстро окупающий соответствующие
затраты; серьезно улучшают среду обитания
в районах экологического бедствия и имеют
шансы осуществления с привлечением зарубежного
капитала. Вот несколько способов решения
проблемы:
Стратегия простого
поддержания и максимального
использования ранее созданного
потенциала мощностей.
Стратегия широкомасштабного
нового шахтного строительства.
Стратегия технологического
перевооружения действующих предприятий
отрасли
Стратегия развития
экспортных поставок.
Стратегия создания
ресурсосберегающих технологий.
Стратегия комплексной
реструктуризации шахтного и карьерного
фонда отрасли.
Они нацелены на серьезное
улучшение структуры общей
Ограниченные отраслевые
инвестиционные источники используются
при такой "смешанной" стратегии
наиболее результативно, а их, отдача
оказывается выше, чем при других
стратегиях. По существу, эта стратегия
реструктуризации является в некотором
смысле комбинационной и включает в
себя в строго определенных пропорциях
самые разнообразные элементы из
перечисленных выше "чистых" стратегий.
Поэтому именно она была и принята
в качестве основополагающей руководством
отрасли на срок до 2010 г.
Прогнозные расчеты
крупнейших российских организаций, занимающихся
проблемами угольной промышленности,
в перспективе показывают рост спроса
на уголь в РФ. Даже прогноз Всемирного
банка, отличающийся особым пессимизмом
в отношении будущего угольной промышленности
РФ, показывает рост спроса, на уголь после
2000 года. Сокращение же относительного
(даже не абсолютного) спроса на уголь
может быть только в случае развития энергосберегающих
технологий, изменения структуры производства,
что, как уже отмечалось, требует огромных
капитальных вложений. Отрасль, бывшая
при административной системе хозяйствования
дотационной, оказалась в настоящее пора
в очень тяжелом положении. Рассчитывать
на длительное сохранение поддержки со
стороны государства не приходится, и
она сама должна отыскивать и использовать
все доступные средства экономического
оздоровления.
Одним из таких эффективных
средств может стать
В целом перспективы
проведения крупномасштабной диверсификации
в столь специфичной отрасли,
как угольная промышленность, можно
оценить как многообещающие, хотя
и отнюдь не простые. В ближайшей
перспективе предстоит провести
крупномасштабную перестройку системы
инвестиционного финансирования угольных
предприятий, отвечающую рыночной системе
хозяйствования и целям реструктуризации.
Помимо реалий рынка, эта перестройка
должна в полной мере учитывать факт
ограниченности инвестиционных источников
страны и отрасли на весь обозримый
срок. Исходными положениями
- сведение к минимуму
объемов государственного
- привлечение предприятиями
заемных инвестиционных
- перевод большинства
строительных организаций
- широкое привлечение
крупного иностранного и
- поддержка обращения
угольных компаний к
- развитие предпринимательства
и конкурентных начал во всех
видах инвестиционной
- создание условий
и гарантий надежности и
- оказание селективной
государственной поддержки
- сохранение значительной
доли капитальных строительных
работ хозяйственным способом
в срок эксплуатации угольных
разрезов;
- строгая (включая
финансово-инвестиционную) увязка работ
по свертыванию добычи на особо убыточных
шахтах с мерами по компенсации потерь
добычи за счет повышения мощности угольных
разрезов и по созданию диверсифицированных
рабочих мест;
- сочетание инвестиционной
самостоятельности угольных
Традиционная система
приоритетов при распределении
отраслью получаемых от государства
капиталовложений характеризовалась
раздачей наибольшей их части предприятиям,
находившимся в особо сложных
горно-геологических условиях, где
эти средства увязали без заметной
отдачи. Теперь же ограниченные средства,
получаемые из централизованных источников,
будут использоваться строго избирательно,
целевым и адресным назначением.
Вступление отрасли
в рыночную эру требует коренного
изменения принципов
Исследования показали,
что наиболее действенными в этом
месте могли бы стать меры по расширению
самих инвестиционных источников. Главными
среди них, по-нашему мнению, могли
бы стать, во-первых, обеспечение законодательных
гарантий и страховых льгот иностранным
и отечественным инвесторам и, во-вторых,
внедрение методов ускоренной амортизации.
К сожалению, осуществление первой
из указанных мер полностью
Столь же серьезным
препятствием на пути реализации программы
реструктуризации отрасли является
нестабильность внутреннего положения
в стране. Неустойчивость политической
и общеэкономической ситуаций оказывает
сильнейшее влияние на работу угольной
отрасли, действуя как "фактор неустойчивости
внешней среды". Единственный выход
из данной ситуации - принятие инвестиционных
и хозяйственных решений, обладающих
свойством достаточной