Япония. Экономическое чудо

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 00:31, реферат

Описание работы

Весь мир восхищается японской бытовой техникой, у нас в России, самыми популярными автомобилями, иностранного производства, являются японские марки. Они достаточно дёшевы и качественны (редко ломаются).

Работа содержит 1 файл

Экономическое чудо.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

«Экономическое  чудо» Японии

ВВЕДЕНИЕ

Весь мир восхищается  японской бытовой техникой, у нас  в России, самыми популярными автомобилями, иностранного производства, являются японские марки. Они достаточно дёшевы и качественны (редко ломаются).

Однако, узнав  больше о Японии, я узнал, что в 1945 году Япония находилась в таком же, если не худшем положении, чем наша страна. В нашей стране отставание всегда объясняли последствием разрухи и войны. Япония же за короткий период времени сделала мощный рывок из прошлого в будущее, став передовой страной мира по большинству отраслей промышленности и уровню жизни населения.

НАШИ  ВОСТОЧНЫЕ  СОСЕДИ

Япония, наш восточный  сосед – древнее, самобытное государство. Оно расположено на архипелаге, который  тянется с севера на юг вдоль восточного побережья Азиатского континента, её главные острова Хоккайдо (наименее населённый) на севере, Хонсю и Сикоку в центре и Кюсю на юге. Имеется также более трёх тысяч небольших островов. Площадь Японии 378 тысяч квадратных километров (это 60% территории Франции, меньше чем республика Коми в России), причём 87% этой территории покрыто горами, вулканами. Для строительства городов и сельскохозяйственных ферм остается лишь 80 тысяч квадратных километров (по территории можно сравнить с размерами Тверской области или Ставропольского края России). На этом мини пространстве живёт 127,7 миллионов человек (а к 2005-му году, по прогнозу ученых,  ожидается 130 миллионов). При такой перенаселенности, страна очень тесна, поэтому  земля страшно дорогая.

Какой-нибудь иностранный банк хотел бы построить свой офис, например, в Токио или Осаке, но земля, под этот маленький банк, стоит в несколько тысяч раз дороже, чем  центре  Нью-Йорка или Лондона. Можно бы построить на окраине, там земля подешевле, но тогда нужно будет платить всем ближайшим жителям огромную компенсацию за то, что загораживают солнце, а земля эта будет по стоимости центра Нью-Йорка.

Многие крыши  домов Токио не пустуют: на плоских  крышах, помимо площадок для сушки  белья, детских «луно-парков», скверов всё чаще можно видеть зелёные сетки, огораживающие площадки для игры в гольф. Нет им места на земле.

Не хватает  места на земле и дорогам многие дороги подняты над землёй на 12-60 метров. А если дорога в Японии проходит по земле, то она с двух сторон обнесена забором 3,5-4 метра высотой. Эти глухие железобетонные стены, поросшие плющом, охраняют окрестные деревни от шума дороги, а поля от выхлопных газов.

СТРАНА  ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ  ВОЙНЫ

Состояние Японии в первые послевоенные годы было крайне тяжелым. Изоляция от внешнего мира была полной. Страна, потерявшая в войне 40 % своего материального состояния, и не имеющая источников сырья, была отрезана от внешних сырьевых рынков. Уничтожено в стране 30% оборудования тяжёлой промышленности, после атомных бомбардировок почти полностью разрушены Нагасаки и Хиросима, в руинах лежала сама столица – Токио.  Демобилизовано 9 миллионов солдат, в страну въехало 1,5 миллиона человек беженцев, инфляция достигла 5000%. Нехватка товаров и материалов была всеобщей. Не хватало продуктов питания. В то время даже говорилось о том, что 10 миллионов японцев могут умереть от голода. Курс японской йены по отношению к американскому доллару постоянно падал, что свидетельствовало о полной расстроенности финансовой системы. И, тем не менее, японцы испытали чувство облегчения в связи с окончанием войны, общество было переполнено различными надеждами: все были в равной степени бедны, и у каждого был такой же, как и у всех, свой шанс. Все приходилось начинать с нуля.

Направление, выбранное  для развития страны, может показаться парадоксальным: первое – прекратить программу субсидирования промышленности, взяв тем самым инфляцию под контроль; второе – должна быть прекращена зависимость развития предприятия от внешних источников финансирования; третье – принимается решение установить твердые курсы йены к доллару. Эти меры создали суровые условия для тех отраслей промышленности, которые субсидировались из иностранных или правительственных источников финансирования. Положение усугублялось и тем, что в результате разделения крупных монополистических объединений – «Мицуи», «Мицубиси» и «Сумитомо» прервались традиционные связи с иностранными поставщиками сырьевых товаров. Приходилось и здесь все начинать с начала.

Программа развития, поставившая на грань катастрофы многочисленные предприятия и торговые фирмы, преследовала цель остановить рост цен. Банкротство многих фирм представлялось меньшим злом, чем инфляция. Уменьшение спроса на товары привело к спаду. Не было уверенности, что японская экономика выдержит резкое ухудшение конъюнктуры. Увеличение спора со стороны американцев, в связи с начавшейся в 1950 году войной в Корее, спасло многие японские фирмы. Бум продолжался в течение целого года, затем снова наступил спад.

Нужно было принимать  решение о долгосрочном развитии экономики страны, её принципиальной ориентации. Рассматривались две возможности: построение послевоенной экономики путем максимального развития экспорта и вторая возможность – ориентация развития на внутренний спрос. Среди правительственных и деловых кругов победила первая концепция, но осуществить ее было нелегко.

Главное затруднения  – фирмы были отрезаны от мировых  рынков. Они не знали реального  спроса на товары, не имели информации из разных стран на товары, которые  подлежали импорту в Японию. Невозможность проводить эту работу вынуждала японские фирмы занимать оборонительную позицию в отношении иностранных конкурентов.

Экспорт в это  время был крайне ограниченным. В  США поставлялись текстильные изделия, рыбные консервы, морские продукты; в страны юго-восточной Азии – текстиль и каустическая сода. Первые сделки осуществлялись путем переписки. Это было время первых шагов в промышленности и торговли. Затем начался бег, гонка. Период с 1953 по 1960 годы – это время восстановление экономики. Промышленность превысила уровень довоенного производства. Это был успех, но японские товары, за исключением текстильных, еще не могли конкурировать с изделиями западных стран. Себестоимость японской продукции была выше, а качество ниже. В связи с этим производство товаров ориентировалось в основном на внутренний рынок, который быстро насыщался, но это уже не привело к спаду. В промышленности было применено сильнодействующее и крайне эффективное средство, которое впоследствии выручило японский деловой мир во всех кризисных ситуациях. Оно называется – структурные изменения и реорганизация. Благодаря этому средству быстро повысилась конкурентоспособность японских товаров. Разрыв с западными фирмами на международных рынках таял не по дням, а по часам. Произошло то, что весь мир называет «японским экономическим чудом».

Развитие Японии в период высоких темпов роста  в значительной степени результат  внедрения передовой технологии развитых стран. Это факт. Но как  осуществлялось это внедрение? Как  небольшая фирма где-нибудь на Хоккайдо или на Кюсю могла внедрить передовую технологию такой же небольшой фирмы в Брюсселе или в Чикаго? Откуда японская фирма могла узнать, где какая технология применяется, при каких условиях, сколько за ту или иную техническую новинку нужно заплатить? Потребовалось собрать информацию о лучших технических достижения в мире, изучить коммерческую информацию, знать юридические условия приобретения и последствия применения технических новшеств.

Технический консультационный центр, открытый фирмой «Мицуи» в 1960 году, сыграл особенно важную роль. Помимо главной конторы в Токио сбором технической информации занимались большие отделения в Нью-Йорке, Лондоне и Дюссельдорфе, позже такие же центры открылись в Париже, Риме и многих городах США. Специалисты этих центров читали технические журналы, сидели в патентных библиотеках, устанавливали деловые отношения с исследовательскими институтами и университетами, составляли обзоры применяемых технологий по отраслям промышленности. У японцев не было проблем получения новых технологий у других фирм, ведь они за них хорошо платили. Вот в чем секрет японского чуда.

По опубликованным правительством Японии данным, в техническом  отношении японская промышленность в 1949 году на 20 лет отставала от американской. А уже через 11 лет, т.е. в 1960 году промышленность Японии обогнала американскую на 20 лет.

Потом был сделан следующий шаг. Из того, что изготовлялось  в других странах, требовалось отобрать лучшее. Выбирали самое эффективное, передовое: лучшие конструкции машин, передовые технологии стали. Искали по всему миру, впрочем, ищут и сейчас. Японцы очень быстро внедряют любое открытие, по сравнению с другими странами. Торговая фирма терпеливо ждет у ворот какого-либо института рождающееся изобретение, чтобы тут же подхватить его, доработать, улучшить и внедрить в производство. У японцев это называется коммерциализацией изобретений, открытий, новых конструкций и технологий.

Кто мог предсказать, что горная страна, расположенная  на островах, изрезанных заливами и  проливами, не имеющая дорог посвятит себя, свои усилия и ресурсы развитию автомобильной промышленности? Это ведь не зонтики, не часы или фотоаппараты. Для автомобилей нужна сталь, для стали – руда и уголь. Автомобиль – синтез многих производств: машиностроения и электроники, химии и нефтепереработки. Но главное – это детище американских пространств, шоссейных дорог по три - четыре полосы в каждую сторону, это продукт традиции, которая уходит корнями в начало столетия.

Однако сейчас автомобилестроение – одна из ключевых отраслей японской экономики. Эта отрасль, охватывающая очень большую сферу производства. Пять гигантов японского автомобилестроения «Тойота», «Ниссан», «Хонда», «Мазда» и «Мицубиси» объединяют работу тысяч средних и мелких фирм. Совместно со сферой продаж, шинным производством, бензозаправками и обслуживанием в автомобильном деле Японии занято свыше пяти миллионов человек.

В 1986 году японцами было произведено 12 миллионов 260 тысяч  автомобилей. Это уже в два  раза больше. Чем в Германии и  в четыре раза больше, чем во Франции. В 1999 году произведено 20 миллионов 700 тысяч автомобилей (большее количество выпускает только США). Миллионы японских автомобилей экспортируются в десятки стран мира, они обеспечиваются обслуживанием и запасными частями. А ведь японцы начали развивать эту отрасль после войны практически с нуля.

Проведённые после  войны правительством Японии реформы  оказались успешными. Это произошло  прежде всего благодаря наличию  сильной власти, способной осуществлять реформы. Кроме того, в Японии преобладали некоррумпированные чиновники, способные добросовестно осуществлять реформы. Для того чтобы победить в конкурентной борьбе между предприятиями и чтобы поднять свой жизненный уровень, японцы работали самозабвенно (в то время рабочий день был 10 часов).

В сфере экономики  сохранился контроль над ценами и  распределением главных видов материальных ресурсов. Он способствовал предотвращению увеличения разрыва в доходах  населения.

В промышленной сфере правительственные низкопроцентные  кредиты направлялись прежде всего на возрождение ключевых отраслей – производства металла и угля, а затем на развитие экспортных производств.

Акцент делался  не на импорт потребительских товаров, а на внедрение передовых технологий.

С трудом, но американские фирмы начинают понимать: им самим есть чему поучиться у японцев, своих вчерашних учеников.

ОБРАЗОВАНИЕ

Срок обучения в школах Японии – 12 лет (6 лет –  начальная школа, 3 года – младшая  средняя школа, 3 года – старшая  средняя школа). Бесплатное обучение – 9 лет. С 1974-го года начаты эксперименты по более раннему обучению детей в начальной школе – с 4-х лет, начаты эксперименты работы на ЭВМ в школе. Общее обучение должно подготовить всех граждан к жизни в «эпоху информатики». Учебный год начинается с 1-го апреля.

Детей приучают уже с младших классов жёстко планировать своё время не только в краткосрочном, но и в долгосрочном плане. Помимо заданий к следующему уроку, ученик должен помнить о письменных рефератах и устных докладах, которые он обязан подготовить по данному предмету за месяц, за четверть, за полугодие и т.д.

Примечательно, что домашние задания не ограничиваются учебниками. Школьников учат пользоваться справочной литературой, работать в  библиотеках, музеях, самостоятельно собирать дополнительные материалы по заданной теме.

Таким образом, японских детей уже с ранних школьных лет вооружают многими навыками, которые у нас многие получают лишь в вузе.

Во-вторых, хочется  отметить, что японская школа воспитывает  такое ценное качество, как обязательность. Здесь немалую роль играет система «оценок по контракту». Например, после изучения Европы, преподаватель географии поручает учащимся за 4-8 недель подготовить письменный реферат и устное сообщение по одному из европейских государств.

Причём учащиеся должны решить: на какую оценку подписывать контракт с преподавателем?

Если на «тройку» – методическая разработка будет  состоять из 7-ми небольших вопросов, если на «четвёрку» – на 12, если на «пятёрку»  – на 19. Для подготовки более объёмного  реферата отводится больше времени, зато требуется использовать больше источников.

Информация о работе Япония. Экономическое чудо