Японское экономическое чудо

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:38, реферат

Описание работы

Японский опыт уже много лет активно изучают во всех странах мира. Причем наиболее активно изучают его, в промышленно развитых странах. И это естественно. Именно много умеющие руководители хотят понять: как удалось достичь того, что называется сегодня японским "чудом"; с помощью каких методов, благодаря каким подходам японские управляющие обеспечивают производство качественной продукции и услуг; какие методы позволяют им делать это быстро, дешево; что и как делают японцы для того, чтобы захватывать все новые и новые рынки сбыта?

Содержание

I Введение 3
II Основная часть:
1. Народное просвещение и продвижение 4
2. Система пожизненного найма 6
3. Утесы и песчинки (практика субподрядов) 9
4. Стремительный рывок 11
5. Потребление и накопление 15
6. Прогресс за счет гармонии 18
III Заключение 21
IV Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Реферат Японское экономическое чудо.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

  И вот как раз на этом драматическом  рубеже, именно в ту пору, когда разительно выявились несуразицы и перекосы однобокого развития, когда разрыв между возросшими потребностями и реальностями обострил социальную напряженность внутри страны—именно в этот период Япония с небывалой силой ощутила внешнюю уязвимость своей экономики.

  Зависимость от привозных ресурсов и прежде являла собой слабое место Страны восходящего солнца. Но никогда еще уязвимость эта не напоминала о себе столь тревожно. Можно ли надеяться на стабильность поставок сырья, и прежде всего нефти, поступающей из такого взрывоопасного района, как Ближний Восток?  

  В начале 40-х годов, когда 80 процентов  необходимой Японии нефти шло из Соединенных Штатов, Токио, ответил на американское нефтяное эмбарго ударом по Пирл-Харбору. Но, даже обладая военно-морским флотом, который считался одним из самых сильных в мире. Страна восходящего солнца оказалась не в состояний обеспечить поставку трех миллионов тонн нефти в год. Где уж уповать на военную силу, когда японская экономика поглощает почти по миллиону тонн нефти в день!   

  Во-вторых, к чему приведет растущее сопротивление японской внешнеторговой экспансии со стороны развитых государств? Не окажутся ли рынки Северной Америки и Западной Европы закрыты протекционистскими мерами из-за хронического перекоса торгового баланса в пользу Японии, которая умудряется неизменно ввозить в эти страны больше товаров, чем вывозить оттуда?

  Наконец, в-третьих, как защитить отвоеванные  за четверть века позиции от нажима азиатских конкурентов, прозванных "бандой четырех"? Ведь Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур используют сочетание новой, закупленной за рубежом технологии с дешевой рабочей силой—то есть те самые преимущества, на которые в 50-х и 60-х годах опиралась Япония.

  Словом, как внутренние, так и внешние  факторы поставили на рубеже 80-х годов правящие круги Токио перед необходимостью пересмотреть экономическую стратегию послевоенных десятилетий и вновь радикально видоизменить промышленную структуру Японии.

  В середине 50-х годов японский производственный потенциал, основой которого с довоенных лет служила легкая промышленность, был переориентирован на тяжелую и химическую индустрию. Это соответствовало росту мирового спроса на сталь, суда, продукты нефтехимии.

  В 80-х годах взят курс на преимущественное развитие наукоемких производств при сдерживании энергоемких и материалоемких отраслей, особенно тех, которые наиболее пострадали от вздорожания нефти, а также от возросшей конкуренции со стороны "банды четырех". В ходе такой перестройка предстоит постепенно свернуть, то есть принести в жертву даже многие отрасли, которые прославили послевоенную Японию, например металлургию, судостроение, бытовую электротехнику.

  Новая экономическая стратегия предусматривает  также перенос производственных, мощностей—особенно если они занимают много земли, потребляют много энергии и сильно загрязняют окружающую среду—за пределы Японии. Курс, попросту говоря, взят на то, чтобы по возможности экспортировать "когай" в другие страны. Проектируются, например, танкеры, которые станут плавучими нефтеперегонными заводами. Они сделают свое дело на долгом пути от Персидского залива, оставляя дым и копоть на океанских просторах, вместо того чтобы окуривать японское небо.

  Другой, более распространенный путь — приобретать рудники и строить заводы за рубежом. Японские предприниматели стали все чаще вкладывать капиталы в других странах, чтобы более надежно обеспечить потребности в сырье, использовать дешевизну рабочей силы, а нередко и чтобы обходить таможенные барьеры. (Если, скажем, телевизор фирмы "Сони" сошел с конвейера в Ирландии, в странах "Общего рынка" его можно продавать беспошлинно.)

  Выше  говорилось, что из-за отсутствия собственных природных ресурсов Япония вынуждена быть гигантским перерабатывающим заводом и одновременно — экспортно-импортной фирмой. Теперь ставка делается на то, чтобы Япония все больше становилась конструкторским бюро и главным сборочным цехом, куда поступали бы полуфабрикаты и детали из цехов-филиалов, расположенных в других государствах. Нетрудно видеть, что монополии хотели бы распространить выгодное им сочетание "утесов" и "песчинок" за пределы японских рубежей.

  — Промышленная слава послевоенной Японии родилась в области электрификации быта, — говорит президент фирмы "Ниппон дэнки" господин Кобая-си. — Но это направление уже себя исчерпало. Не только потому, что отечественный рынок в основном насыщен бытовой электротехникой — почти каждая семья имеет электрическую рисоварку, холодильник, стиральную машину. Дело, прежде всего в том, что новинки, благодаря которым Япония совершила успешный прорыв на мировые рынки в 50-х и 60-х годах, перестали быть ее монополией. Гонконгу потребовалось десять-пятнадцать лет, чтобы освоить выпуск портативных транзисторных приемников, и примерно такой же срок, чтобы начать производство цветных телевизоров. Будущее Японии—наукоемкие производства. Сочетание компьютеров с телекоммуникационным оборудованием открывает новые возможности для накопления и распространения информации для передачи на расстояние как текстов, так и изображений. Это позволяет сделать реальностью электронную почту, электронную газету, даже электронную справочную библиотеку. Словом, если прежде мы экспортировали овеществленный труд, то впредь основой японского экспорта должен стать овеществленный разум...

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  В заключении можно рассмотреть небольшой план, который в полной мере раскрывает истоки экономического "чуда” в Японии:   

  I    1945 год. Хиросима. Разруха

   II  60-е годы. Вьетнам. США       Япония        военная база ( 3 млрд.$ ) 

  III Малочисленность армиии

  IV  Просвещение,наем, продвижение, потребление и накопление 

  V   Отсутствие добывающих отраслей:

        закупка дешевого сырья + дешевый  труд ( молодежь, женщины) 

  VI Размещение производства в портах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Портер  М. Международная конкуренция, М., 1993
  2. Мировая экономика и международные отношения,М: ''Наука''.,6-1998
  3. Российский экономический журнал ЭКО 9-1998
  4. Мировая экономика и международные отношения, М., МАИК ''Наука/ интерпериодика''.,1999
  5. Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций. Под общей редакцией В.И. Голубовича, Минск ''Экоперспектива''.,1997 

Информация о работе Японское экономическое чудо