Анализ безубыточности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить использование анализа безубыточности в бухгалтерском (управленческом) учете.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
изучены цели, для которых используется анализ безубыточности;
изучены методы, применяемые в бухгалтерском (управленческом) учете для анализа безубыточности производства (на примере ОАО «Сантехник»);
рассмотрен анализ безубыточности при планировании ассортимента продукции (товаров), подлежащей реализации на примере ОАО «Белая лилия».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..……3

1. Анализ безубыточности – как критерий успешной работы…………….…5

1.1. Цели для которых используется анализ безубыточности…………………....5

1.2. Методы применяемые в системе бухгалтерского управленческого учета для анализа безубыточности производства (на примере ОАО «Сантехник») .….6

2. Анализ безубыточности при планировании ассортимента продукции (товаров), подлежащей реализации на примере ОАО «Белая лилия»...…..17

3. Заключение……………………………………………………………………….27

4. Список использованной литературы………………………………..………….28

5. Приложение

Работа содержит 1 файл

анализ безубыточности деятельности предприятия и планирование объема производства.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

     Цена  реализации одного комплекта сантехники – 700 руб., текущий объем реализации – 350 комплектов.

     Приемлемый  диапазон товарооборота ограничен, с одной стороны,  количеством  комплектов сантехники, которое перевозит  машина (192 шт.), а с другой – площадью арендуемых  складских помещений, где можно единовременно  разместить не более 400 комплектов. При реализации, превышающей 400 комплектов, требуется увеличить некоторые расходы, которые считаются постоянными (заработная плата, складские расходы,  амортизация основных средств, услуга банка, хозяйственные расходы). Поэтому масштабной базой являются товарооборот  в диапазоне от 192 до 400 комплектов сантехники.

     Определим для этих  данных  объем продаж, при котором организация будет  работать  безубыточно.

     Постоянные  расходы составляют: 21000 руб., переменные  расходы на ед. продукции – 630 руб. Цена реализации одного комплекта – 700 руб. Приняв за х точку безубыточности, получим  уравнение

     700 х – 630 х – 21000 = 0.

     Отсюда  точка безубыточности:

     Х = 21000: (700-630) = 300 (комплектов)

или в  денежном  измерении:

      700*300 = 210000 (руб.).

      Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому  методу.

      В  состав  маржинального дохода входят прибыль и постоянные  издержки. Вышеупомянутая  организация  так  должна  реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным  доходом покрыть  постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.

      Альтернативная  формула расчета имеет вид:

Совокупный  маржинальный доход – Совокупные постоянные расходы = Прибыль.

     Поскольку в точке  равновесия  прибыли  нет, формула преобразуется следующим  образом:

     Маржинальный  доход на ед. продукции * Объем реализации (шт.) = Совокупные расходы

или

Точка безубыточности = Совокупные постоянные расходы / Маржинальный доход на ед. продукции (шт.)

      Организация в результате реализации одного комплекта  сантехники имеет маржинальный доход  в размере:

      700 – 630 = 70 (руб.).

      Постоянные  издержки составляют 21000 руб., следовательно, точка  безубыточности равна:

      21000 / 70 = 300 (комплектов).

      Для принятия перспективных решений  полезным оказывается  расчет соотношения  маржинального дохода и выручки  от продаж, т.е. определение маржинального  дохода  в процентах от выручки.  Для этого  выполним следующий расчет:

(Маржинальный  доход (руб.) / Выручка от продаж  (руб.)) * 100%.

      В данном примере маржинальный доход  на один комплект составляет  70 руб., выручка от продаж – 700 руб. за  штуку, следовательно, соотношение  маржинального дохода от выручки  - 10%. Это значит, что  на каждые 100 руб. реализации  маржинальный доход составляет 10 руб. При постоянных значениях маржинального дохода и цены реализации их соотношение также будет постоянным.

      Таким образом, запланировав  выручку от продаж  продукции, можно  определить размер ожидаемого  маржинального дохода. Если, например, выручка от продаж продукции (товаров) должна  составить  245000 руб., то  этой сумме будет соответствовать  маржинальный доход в размере 24500 руб.

      Для этого  определения  операционной прибыли (прибыли до налогообложения) вычтем из этой  суммы рассчитанные совокупные данные  издержки:

      24500 – 21000 = 3500 руб.,

т.е. в  запланированном  совокупном  доходе (245 000 руб.) прибыль будет составлять 3500 руб.

      Необходимо  учитывать, что выполненные выше расчеты  и проиллюстрированные  зависимости справедливы лишь для определенной  масштабной базы. В данном  случае  это интервал  в товарообороте от  192 до 400 комплектов. Вне этого диапазона анализируемые показатели  (совокупные постоянные издержки, цена реализации единицы продукции и удельные  переменные затраты) уже не считаются  постоянными. Любые результаты расчетов по вышеприведенным формулам и сделанные  на основании этих расчетов выводы будут неправильными.

      Продолжая анализ, определим кромку безопасности, которая показывает, насколько может  сократиться объем реализации, прежде чем организация начнет нести  убытки.

      Было  установлено, что точка  безубыточности находится  на уровне 300 шт., что в  денежном выражении  составляет 210000 тыс. руб. Если объем реализации  ожидается  в количестве  350 шт.  (или 245000 руб.), то кромка безопасности определится как    350 – 300 = 50 комплектов (или 35000 руб.).

      Кроме того, уровень кромки  безопасности  можно выразить  в процентном исчислении, воспользовавшись следующей формулой:

Кромка  безопасности, % = (Планируемая выручка  от продаж – Точка безубыточности (руб.)) / Планируемая выручка от продаж  (руб.)

*100%.

     Подставив в формулу соответствующие числовые значения, получим:

     (245 – 210) / 245 *100% = 14,3 %.

     Рассмотренные  зависимости позволяют решать и  другие  аналитические задачи.

     Так, задавшись условием о предполагаемом объеме продаж, можно  установить размер  минимальной цены реализации, максимальной суммы переменных и постоянных затрат, которые может выдержать организация.

     Пусть, например, за месяц предполагается  реализовать 400   комплектов сантехники. Как отмечалось выше, состояние равновесия  описывается формулой:

     Выручка от продаж продукции (товаров) = Совокупные  расходы.

     Обозначив цену Х, получим:

     400 Х = 630*400 + 21000;

     400 Х =  273000, следовательно, Х = 682,5 руб.

     Таким образом,  при продаже комплектов по цене выше 682,5 руб. при заданных условиях организация будет зарабатывать прибыль.

     Максимальная  сумма постоянных и переменных затрат,  которые сможет понести торговое предприятие при запланированном объеме товарооборота 400 комплектов и установленной цене а один комплект 700 руб., составит: 400 * 700 =  280 000 руб.

     Далее можно  спрогнозировать  момент  времени, когда наступит  состояние равновесия.

     По  плану месячный объем реализации должен составить 400 комплектов, а точка  безубыточности, по расчетам, достигается  после продажи 300 комплектов.

     Составим  пропорцию:

     400 комплектов – 1 месяц,

     300 комплектов – Х месяцев.

     Тогда Х = (300*1)/400 = 0,75 месяца.

     По  истечении трех недель предприятие  окупит все свои издержки, и доходы  начнут превышать расходы.

     Графический метод.  Точку безубыточности  можно определить, воспользовавшись данным методом (рис. 1.1.).

     График  состоит из  двух прямых – прямой, описывающей поведение совокупных затрат ( Y 1), и прямой, отражающий поведение выручки от  продаж продукции (работ, услуг, товаров)(Y 2), в зависимости от изменения объемов реализации.

     На  оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот) в натуральных единицах измерения, на оси ординат – затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия.

     В приведенном примере  поведение  совокупных затрат выражается:

     Y 1 = 21000 + 630 Х,

где Х  – объем реализации, шт. 
 
 
 
 
 

Рис. 1.1. График безубыточности (1 вариант)

     Зависимость  выручки от продаж (дохода) предприятия  от количества проданных комплектов сантехники может быть  представлена в виде:

     Y 2 = 700 Х.

     Прямые затрат и выручки Y 1 и Y 2  пересекаются в точке Б, соответствующей объему реализации в 300 комплектов.

     Вертикальными  линиями  из точек  с координатами 192  и 400 обозначается масштабная  база, в рамках  которой выполнялись  расчеты. Вероятность того, что за пределами этих линий соотнош9ение  издержек, объема реализации и прибыли правильно, невелика.

     Интервал  в объеме продаж от 192 до 300 комплектов представляет собой  зону убытков. На рис. 1.1. (1 вариант) видно, что  в этом  интервале прямая затрат Y 1 находится на прямой, иллюстрирующей поведение выручки Y 2. Если объем реализации превышает 300 шт., прямая   затрат Y1 оказывается под прямой доходов Y 2 , а это означает, что предприятие работает прибыльно.

     Выбрав  в рамках  масштабной базы любое значение объема продаж, можно графически определить  размер  соответствующих ему  прибыли маржинального дохода. Например, для определения  возможных  финансовых результатов при объеме  продаж в 350 шт. (см. рис.1.1.) восстанавливаем из точки А перпендикуляр  до пересечения его с  прямыми Y 2 и Y 1, получаем соответственно точки В и Г. Отрезок АВ характеризует выручку от  продаж в точке А, отрезок АГ – размер  совокупных расходов в этой точке. Следовательно, отрезок ВГ – прибыль в точке А.

     Для графического определения величины маржинального дохода в точке А с помощью прямой отобразим  поведение  переменных издержек при изменении объема продаж, которое описывается  формулой:

     Y 3 = 630 Х

     На  графике эта прямая проходит через  точку с координатами (0,0) и расположена параллельно прямой Y 1.

     Пересечение перпендикуляра с прямой Y 3 обозначим точкой Д. Тогда отрезок АД будет иллюстрировать размер совокупных  переменных  расходов при реализации 350 комплектов  сантехники.

     Маржинальный  доход – это разница между  выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров)  и переменными расходами. Следовательно, на графике маржинальному  доходу в точке А будет соответствовать  отрезок ВД, который в свою очередь  состоит из двух отрезков – отрезка ВГ, иллюстрирующего  прибыль, и отрезка ГД, иллюстрирующего сумму постоянных расходов.

     Рассчитаем  размер маржинального дохода и прибыли  в точке А:

     Y 1 = 21000 + 630 *350 = 241 500 руб.;

     Y 2 = 700 * 350 = 245000 руб.

     Определим прибыль как разницу между выручкой от продаж продукции (товаров) и суммой совокупных расходов:

     245000 – 241500 = 3500 руб.

     Для расчета  маржинального дохода  увеличим полученный результат на сумму  постоянных издержек:

     3500 + 21000 = 24 500 руб.

     Существует  альтернативный, 2 вариант графического представления данных для расчета точки  безубыточности, маржинального дохода и прибыли (рис. 1.2.).На нем линия   постоянных издержек Y 4 проходит через точку с координатами (0;21000) параллельно оси абсцисс, а переменные  издержки равны расстоянию между линиями совокупных издержек и постоянных затрат.

     Итак, в анализируемой точке А размер переменных расходов  будет  выражен  отрезком ГД, постоянных расходов –  отрезком АД. Как и в предыдущем случае, ВГ – прибыль предприятия  в точке А. Отрезок АВ иллюстрирует объем выручки от продаж товаров, следовательно, маржинальный доход будет складываться из двух величин – ВГ и АД. 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.1.2. График безубыточности (2 вариант)

     Следует  отметить,  что 1 вариант построения графика (см. рис. 1.1.) более предпочтителен, поскольку позволяет сразу выделить  маржинальный доход в любой  исследуемой точке как расстояние между линией выручки от продаж и линией  совокупных переменных  расходов.

Информация о работе Анализ безубыточности