Анализ денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.

Содержание

Введение 2

I. Анализ состава денежных средств 4

II. Анализ движения денежных средств 8

III. Прогнозирование потока денежных средств 14

IV. Определение оптимального уровня денежных средств 17

V. Использование анализа денежных средств в практике коммерческих банков 22

Заключение 29

Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Анализ денежных средств.docx

— 57.25 Кб (Скачать)

 

Группу крупнейших клиентов характеризуют следующие показатели: процент крупнейших клиентов (ДК), доля этой группы в общем обороте (ДКОБ) и в общем среднем остатке (ДКОС). Чем эта доля больше, тем в большей  степени банк зависит от деятельности крупнейших клиентов. Группу крупнейших клиентов выделяем таким образом, чтобы  ДК был не менее 0,5 %. Если же распределение  по величине остатка и оборота  равномерно, эта группа выделяется условно.

 

Динамику остатков на клиентских счетах следует анализировать отдельно по крупнейшим и отдельно по остальным  клиентам. Чтобы определить, связаны  ли изменения суммарных остатков этих групп, вычисляется коэффициент  корреляции между ними (КОРР). Если он отрицательный или близок к нулю, это свидетельствует о возможности  резкого изменения остатков у  крупнейших клиентов, поскольку их поведение временно не соответствует  общим тенденциям. Наоборот, если значение корреляции близко к единице, то состояние  остатков у крупнейших клиентов можно  считать устойчивым по отношению  к общим остаткам.

 

Далее надлежит выяснить имущественные  отношения крупнейших клиентов и  банка: являются ли они акционерами, заемщиками банка и т.д. В принципе, наличие таких связей можно расценивать  двояко: либо как позитивный фактор — клиенты вероятнее всего  останутся при банке, либо как  отрицательный — зависимость  банка от этих клиентов высока, и  не исключена ситуация, когда ухудшение  положения дел одного или нескольких подобных клиентов негативно скажется на положении всего банка.

 

Чтобы получить представление  об общей изменчивости клиентских остатков, вычислим показатель общей изменчивости (ОИ). Он представляет собой отношение  среднеквадратичного отклонения суммы  остатков по всем счетам к среднему значению этой суммы за период.

 

Диверсификацию клиентских остатков (ДОС) будем измерять как  процент крупнейших клиентов, обеспечивающих некоторую заданную долю (скажем, 95 %) остатков средств. Чем этот показатель меньше, тем слабее диверсификация и, следовательно, выше риск.

 

Следующий важный показатель — уровень оседания или оттока (УО) клиентских средств, который определяется на основании кредитового и дебетового оборотов по счетам, а также уровня колебаний суммарного остатка. Не меньшее  значение имеет уровень неснижаемого остатка (НО) — минимальное значение суммарного остатка за период.

 

Завершает предварительный  анализ введение показателя длительности сохранения остатков (Д). Определим  его как средний срок, за который  очищенный остаток (т.е. остаток, уменьшенный  на величину неснижаемого остатка) снижается  до определенной доли от исходного  значения. Другими словами Д —  это среднее время, в течение  которого со счетов клиентов уходит определенная доля от имеющихся на них средств. Показатель Д тесно связан с силой  колебаний остатков (очевидно, что  у клиентов с более сильными колебаниями  длительность хранения будет меньше), однако длительность характеризует  резкость изменений, в то время как  сила колебаний характеризует их диапазон.

 

Итак, в результате предварительного анализа мы имеем следующие данные:

 

· сумму всех платных ресурсов банка (СР);

 

· сумму денежных средств  банка (ДС);

 

· среднюю за период сумму  остатков на клиентских счетах (С);

 

· структуру клиентов по величине остатков (СВО);

 

· структуру клиентов по силе колебаний (ССК);

 

· сумму остатков с учетом качества (СК);

 

· среднее качество одного клиента (К);

 

· эффективность клиентской базы (Э);

 

· процент крупнейших клиентов (ДК);

 

· долю крупнейших клиентов в обороте (ДКОБ);

 

· долю крупнейших клиентов в остатках (ДКОС);

 

· связь между изменениями  на счетах крупнейших и остальных  клиентов (КОРР);

 

· наличие имущественных  связей между банком и крупнейшими  клиентами (ИС);

 

· показатель общей изменчивости (ОИ);

 

· диверсификацию счетов по остаткам (ДОС);

 

· уровень оседания или  оттока средств (УО);

 

· величину неснижаемого остатка (НО);

 

· показатель длительности сохранения средств (Д).

 

Общая схема анализа 

 

В процессе анализа состояния  клиентских средств необходимо дать ответ на следующие вопросы:

 

1. Какова сумма клиентских  средств, доступных для размещения?

 

2. Каковы причины ее  изменения за прошедший период?

 

3. Какой она может стать  в будущем? 

 

При анализе необходимо выделить различные группы показателей, каждая из которых описывает одну из следующих  общих характеристик клиентских средств: размер, устойчивость, структуру  и влияние крупных клиентов.

 

Анализируется динамика движения средств и их текущее состояние. Причем остатки у крупнейших клиентов и у остальных рассмотрим отдельно. Также выясним, какова динамика диверсификации. После этого сделаем вывод  о сложившейся на данный момент тенденции, а также о ее влиянии на клиентские средства.

 

При анализе текущего состояния  выделим следующие основные характеристики:

 

· значимость крупнейших клиентов;

 

· качество клиентских остатков;

 

· устойчивость остатков на счетах;

 

· размер клиентских средств, доступных для вложений.

 

По каждой из этих характеристик  делается вывод, после чего формируется  общее заключение о текущем состоянии.

 

Анализ динамики

 

Основное внимание стоит  сосредоточить не на величине изменения  показателей, а на самой их динамике. Анализ динамики проводится на основе обработки ежедневных данных, в результате которой выявляется направленность изменений: спад, постоянство или  рост. Четвертым вариантом является неопределенность тенденции, которая возникает, если наблюдаются слишком сильные колебания рассматриваемого временного ряда и когда невозможно однозначно определить направленность изменений. Вполне достаточно ограничиться анализом последних изменений. Если у полученной тенденции небольшая продолжительность, то следует расширить временной интервал.

 

Для выявления текущих  тенденций рассматриваются четыре временных ряда:

 

1. суммы общих клиентских  остатков;

 

2. суммы остатков у крупнейших  клиентов;

 

3. суммы остатков у остальных  клиентов;

 

4. показателя диверсификации.

 

Причина, по которой динамика по крупнейшим и по прочим клиентам рассматривается отдельно, связана  с тем, что некоторые крупные  операции искажают общую картину  и не могут дать представления  об истинных тенденциях.

 

Сначала проводим анализ по крупнейшим клиентам, выясняем динамику изменения их доли от общего объема средств. Затем полученные результаты используем при анализе динамики остатков у прочих клиентов. Основная цель здесь – выявить истинную направленность изменений. При этом считаем, что более достоверная  информация может быть получена на основе анализа остатков без учета  крупнейших клиентов. Сопоставляя эти  результаты с анализом динамики совокупного  остатка, оцениваем устойчивость текущей  тенденции.

 

Обработка показателей и  оценка текущего состояния 

 

Для каждой из характеристик, которые были выделены в конце  раздела “Общая схема анализа”, мы делаем два типа выводов:

 

1) подробный, объединяющий  выводы по отдельным пунктам  анализа; 

 

2) краткий итоговый вывод. 

 

Совокупность таких кратких  выводов — это окончательное  заключение по текущему состоянию, которое  можно положить на стол высшему руководству  банка. Подробные выводы можно использовать для пояснения полученного заключения.

 

Роль крупнейших клиентов

 

В процессе анализа влияния  крупнейших клиентов на состояние клиентских средств используются следующие  показатели: доля крупнейших клиентов в обороте (ДКОБ) и в остатках (ДКОС), процент крупнейших клиентов (ДК), их имущественные отношения с банком (ИС) и взаимосвязь между изменениями  их остатков и остатков у остальных  клиентов (КОРР).

 

Общий принцип анализа: чем  меньше доля крупнейших клиентов, тем  лучше. Предпочтительной является ситуация, когда основную часть остатков обеспечивают средние и мелкие клиенты. Самая  негативная картина получается, когда  имеются высокие значения ДКОС и  ДКОБ при низком ДК и КОРР.

 

Приведем пример вывода, который  может быть получен в результате анализа роли крупнейших клиентов:

 

“"Крупнейших клиентов" мало. Они не имеют серьезных имущественных  связей с банком. Остатки на их счетах составляют непропорционально большую  долю общих остатков. "Крупнейшие клиенты" дают меньше остатков от оборота, чем "прочие клиенты". Поведение  остатков на счетах "крупнейших клиентов" не соответствует сложившейся тенденции.

 

В конечном счете, имеет место  существенная зависимость клиентской базы банка от "крупнейших клиентов"”.

 

Качество клиентских остатков

 

Здесь используются следующие  показатели: объем ресурсов (СР) и  денежных средств (ДС), средний суммарный  остаток (С), структура клиентов по величине остатков (СВО) и силе колебаний (ССК), сумма остатков с учетом качества (СК), среднее качество клиентов (К) и эффективность клиентской базы (Э), диверсификация (ДОС) и величина неснижаемого остатка (НО).

 

В процессе анализа оценивается  достаточность денежного покрытия клиентских средств и их доля в  общем объеме заемных ресурсов банка. На основе показателей С, Э и НО дается качественная оценка объема клиентских средств, доступных для всех видов  вложений. Для оценки риска при  этом используется распределение счетов по силе колебаний: чем больше клиентов с сильно колеблющимися остатками, тем больше риск.

 

Необходимо дать обобщенную оценку структуры клиентов: “хорошая”  ли она или же “плохая”. Определение  “хорошей” структуры может быть разным — в зависимости от сложившегося в банке контингента клиентов, однако общий принцип здесь такой: основную часть клиентских средств  должны давать клиенты со средним  уровнем и небольшими колебаниями  остатка.

 

Вывод о качестве клиентских остатков может быть, например, такой:

 

“Клиентские средства можно  использовать с приемлемой эффективностью. Имеется приемлемый, с учетом качества, объем клиентских средств. Покрытие клиентских средств денежными средствами банка близко к минимально допустимому  уровню. Диверсификация клиентов по остаткам удовлетворительная. Доля клиентских средств, доступных для всех видов  вложения, в пределах нормы. Преобладают  счета со средними для данного  банка остатками и средними для  данного банка колебаниями.

 

Качество структуры остатков по величине и силе колебаний удовлетворительное”[7].

 

Устойчивость клиентских остатков

 

Для анализа устойчивости используются: показатель общей изменчивости (ОИ) и длительности сохранения остатков (Д), уровень оседания или оттока (УО), средний суммарный (С) и неснижаемый (НО) остатки.

 

Желательно, чтобы показатель ОИ был близок к нулю или по крайней  мере не превосходить 0,5. Иначе констатируем: сильный уровень колебания остатков, что однозначно считается негативным признаком. Показатель УО должен быть в идеале максимально большим, однако минимально допустимым значением может  быть ноль, что говорит о неподвижном  состоянии остатков. Значение этого показателя зависит от двух параметров: амплитуды колебаний остатка за период и оборота. Два других параметра — НО и Д — должны быть максимально большими.

 

Для того чтобы сделать  итоговый вывод об устойчивости средств, применяется синтетический показатель, который связывает общую изменчивость и длительность сохранения.

 

Размер клиентских средств, доступных для вложений

 

Здесь используются следующие  показатели: объем ресурсов (СР), средний  суммарный остаток (С), сумма остатков с учетом качества (СК), эффективность  клиентской базы (Э), величина неснижаемого остатка (НО) и показатель общей изменчивости (ОИ).

 

Чем выше эффективность, тем  наиболее полно можно использовать клиентские остатки. Показатель СК применяется  вместе с общей суммой ресурсов, а их отношение дает представление  о доле клиентских средств в ресурсах.

 

Оценка размера доступных  клиентских средств проводится для  четырех видов вложений: долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных и  текущих. Временные пределы можно  определять по-разному, например: долгосрочные вложения как вложения на срок более 3-х периодов; среднесрочные — 2–3 периода; краткосрочные — 1–2 периода; текущие — менее одного периода. Суммы вложений определяются на основе показателей НО, С, Э и ОИ.

 

Прогноз Прогноз делается на основе данных о текущих тенденциях и о текущем состоянии и  состоит из двух частей:

 

1. прогноз будущего состояния  в случае сохранения текущих  тенденций (то есть экстраполяция  текущего состояния в соответствии  с текущими тенденциями);

 

2. прогноз вероятного изменения  тенденции и оценка надежности  этого прогноза.

 

Экстраполяция текущего состояния 

 

Для экстраполяции основных характеристик клиентской базы на следующий  период, самым простым вариантом  прогноза была бы чисто формальная (математическая) экстраполяция, основанная на временных рядах изменения базовых показателей за несколько предыдущих периодов. Однако здесь мы будем использовать другой способ – прогнозирование на основе текущих тенденций, полученных при анализе динамики. Экстраполяция производится отдельно по четырем характеристикам, о которых мы писали в разделе “Обработка показателей и оценка текущего состояния”.

 

Экстраполяция роли крупнейших клиентов проводится на основе данных об изменении диверсификации. Если последняя растет, то увеличивается  зависимость банка от крупнейших клиентов. Экстраполяция структуры  клиентов делается на основе данных о  тенденциях в изменении диверсификации и суммарных остатков. Увеличение диверсификации приводит к улучшению  структуры клиентов, это достигается  и при увеличении суммарного остатка, но в меньшей степени.

 

“Строгой” экстраполяции  устойчивости на основе тенденций, полученных при анализе динамики, добиться нельзя, однако можно исходить из того, что  интенсивность колебаний будет  трансформироваться либо за счет изменения  силы колебаний у всех клиентов (что  маловероятно), либо за счет изменения  структуры клиентов. Иными словами, в качестве постулата следует  взять такое утверждение: если средний  суммарный остаток определяется небольшим числом клиентов, то сила колебаний будет большой, и наоборот, если суммарный остаток определяется большим числом клиентов, то сила колебаний  будет малой. В соответствии с  этим “грубый” прогноз устойчивости делается на основе сведений о тенденции  в изменении диверсификации —  рост диверсификации повышает устойчивость, и наоборот, — ее падение устойчивость снижает.

Информация о работе Анализ денежных средств