Анализ качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Дать основную характеристику качества продукции, выделить методы анализа качества;
2. Проанализировать качество продукции на практических материалах ОАО «Агротек»;
3. Привести методы управления и повышения качества продукции на современных предприятиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Качество продукции – общая характеристика, методы анализа 5
1.1. Понятие и значение качества продукции 5
1.2. Методические особенности оценки и анализа качества продукции 8
Глава 2. Анализ качества выпускаемой продукции на примере
ОАО «Агротек» 11
2.1. Характеристика предприятия, виды выпускаемой продукции 11
2.2. Анализ ассортимента и качества выпускаемой продукции 13
Глава 3. Современные методы управления и повышения качества
продукции 18
3.1. Стандартизация и сертификация качества продукции 18
3.2. Разработка стратегии для повышения качества
и конкурентоспособности продукции 20
Заключение 23
Библиография 25

Работа содержит 1 файл

работа ДВГТУ.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

     Анализ  ритмичности производства проведем с помощью таблицы 4.

     Таблица 4

     Анализ  ритмичности производства

Показатели Производство  продукции за год по декадам Произведено продукции за год – всего
п/п первая вторая третья
1 По плану, тыс. руб. 3880 4087 4233 12200
2 В % к годовому выпуску 31,80 33,5 34,7 100
3 Фактически, тыс. руб. 2848 3570 6240 12658
4 В % к годовому выпуску 22,5 28,20 49,3 100
 

     Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что  в отчетном периоде организация  работала не очень ритмично. Удельный вес продукции, выпущенной в первой и второй декадах, был ниже планового соответственно на 9,30 (22,5-31,80%) и 5,30 (28,2-33,5%) пункта.

     Но  в третьей декаде он превышал запланированный  уровень на 14,60 (49,3-34,7%) пункта.

     План  выпуска продукции за год перевыполнен на 3,8% (12658 тыс. руб. : 12200 тыс. руб. х 100). Однако такое перевыполнение достигнуто за счет сверхпланового выпуска продукции в III декаде, что отрицательно характеризует работу организации.

     Для общей характеристики ритмичности  производства следует исчислять  коэффициент ритмичности, который определяется как отношение объема продукции, засчитанной в выполнение плана, к объему выпуска продукции по плану. В нашем примере в I и II декадах коэффициент ритмичности был значительно ниже единицы - 0,73 (2848 тыс. руб. : 3880 тыс. руб.) и 0,87 (3570 тыс. руб. : 4087 тыс. руб.), а в III декаде произведено продукции сверх плана 2007 тыс. руб. (6240 тыс. руб. - 4233 тыс. руб.), или на 47%, но в выполнение плана может быть засчитано только 4233тыс. руб. Таким образом при расчете коэффициента ритмичности засчитывается выпущенная продукция на 10651тыс. руб.

     Т.о. коэффициент ритмичности за год  составил 0,87 (10651 тыс. руб. : 12200 тыс. руб.).

     Рассчитаем  с помощью таблицы 5 недополученный объем продукции в связи с  наличием производственного брака при ее производстве.

     Таблица 5

п/п

Показатели 2004 год 2005 год Отклонения
абсолютное в %
1 2 3 4 5 6
1 Валовая продукция  в действующих ценах тыс. руб.  
9239
12658 3419 137,01
2 Производственная  себестоимость валовой продукции, тыс. руб.  
8306
11121 2815 133,9
3 Потери от производственного  брака 43 54 11 125,6
4 Себестоимость окончательно забракованной продукции  
143
148 5 103,5
5 Расходы по исправлению  брака 19 22 3 115,8
6 Удельный вес  брака в производственной себестоимости  продукции 2,47 2,01 -0,46 81,4
7 Недополучено  продукции в результате брака (стр.2*стр.6)/100 205,2 223,5 18,3 108,9

     На  основании проведенного в таблице 5 анализа, можно сделать следующий  вывод:

     На  анализируемом предприятии качество выпускаемой продукции повышается из года в год. Удельный вес бракованной продукции в 2005 году составил 2,01%, что ниже, чем в 2004 году на 0,46%.

     За  счет повышения выпуска продукции  на 37,01%, в 2005 году по сравнению с предыдущим, повысился объем товарной продукции, недополученной предприятием за счет производственного брака на 18,3 тыс. руб., или на 8,9%.

    Качество  продукции характеризуется ее надежностью, долговечностью, безопасностью, а также отсутствием рекламации покупателей.

    Конкурентоспособность продукции и получение наиболее выгодных для организации контрактов возможны в условиях рыночной экономики только при условии обеспечения соответствующего качества реализуемой продукции, отвечающей потребностям как внутреннего, так и внешнего рынка. В связи с этим оценка качества выпускаемой продукции приобретает особое значение.

    Качество  продукции характеризуется следующими показателями: удельный вес (Ув) или коэффициент сертифицированной продукции (Кс) в общем объеме выпущенной продукции (Оп) в действующих отпускных ценах организации (без НДС и акцизов).

    В виде расчетной формулы это выглядит следующим образом:

    Ув = (СП : On) x 100 %; К = СП : 0.

    Вышеуказанные показатели характеризуют долю сертифицированной продукции в процентах или уровень сертифицированной продукции в копейках на 1 рубль общего объема продукции (работ, услуг).

    Путем сопоставления фактического удельного  веса или коэффициента сертифицированной продукции с аналогичными показателями за прошлый год или принятым заданием на текущий год можно дать оценку выполнения принятого задания по повышению качества выпущенной продукции или выявить изменение качества выпускаемой продукции по сравнению с прошлым годом. Только в случае невыполнения организацией задания по выпуску сертифицированной продукции необходимо провести анализ номенклатуры сертифицированной продукции, для того чтобы установить, по каким видам продукции фактический объем выпущенной продукции не достиг планового уровня. Необходимо также выявить причины изменения удельного веса сертифицированной продукции по сравнению с прошлым годом (см. табл. 6).

    Таблица 6

    Анализ  объема сертифицированной продукции

Показатели За 2004 год За 2005 год
План Факт
1. Объем произведенной продукции  в фактически действующих отпускных  ценах (без НДС) (тыс. руб.) 9239 12200 12658
2. Стоимость сертифицированной продукции  в фактически действующих отпускных  ценах (без НДС и акцизов) (тыс.  руб.) 2113 2928 3240
3. Удельный вес сертифицированной  продукции (%) 22,87 24 25,6
 

    Данная  таблица свидетельствует о том, что организация перевыполнила плановое задание по повышению качества выпускаемой продукции. Организация планировала повысить долю сертифицированной продукции по сравнению с 2004 годом на 1,13 пункта (24 % - 22,87 %), а фактически доля выпущенной продукции, качество которой соответствует требованиям стандартов, что подтверждено сертификатом, было повышено в 2005 году, на 2,73 пункта по сравнению с прошлым годом (25,6 % - 22,87 %), а по сравнению с планом — на 1,6 пункта (25,6 % - 24 %).

 
 
 
 
 

    Глава 3. Современные методы управления и повышения качества продукции

 

    3.1. Стандартизация и  сертификация качества  продукции

 

     Большинство предприятий реализует значительную часть своей продукции в рамках единой маркетинговой политики. Виды этой продукции часто взаимосвязаны, поскольку используются аналогичным образом и предназначены одним и тем же клиентам, или продаются через одни и те же сети распространения. Такая продукция представляет «гамму продукции». Изучение качества продукции предполагает анализ как всей гаммы продукции, так и ее составляющих элементов — отдельных продуктов.

     В целях защиты интересов потребителя  и ввиду сложности информации, необходимой для быстрой оценки качества многих изделий, специально организованные государственные органы разрабатывают стандарты качества для множества видов продукции. Для экспортной продукции соответствие международным стандартам качества — необходимое условие для допуска на рынки зарубежных стран4. В последние несколько лет органы стандартизации и контроля ведут настоящую борьбу за качество российских товаров[1].

     «В 1997 году принято 525 государственных  стандартов, допущен к применению 1021 новый тип измерительных приборов, преобразователей и систем — на 25 процентов больше, чем в предыдущем году. 814 органов по сертификации и 1700 испытательных лабораторий в полной мере обеспечивают потребности в сертификации российских товаров, в том числе и при поставке на экспорт. В течение года аккредитовано 209 органов по сертификации, почти столько же отменено аттестатов аккредитации по результатам инспекционного контроля. Проверено более 35 тысяч предприятий различных форм собственности, на каждом втором выявлены нарушения. На потребительский рынок продолжают поступать некачественные и опасные товары алкогольной и пищевой продукции, легкой промышленности, бытовой техники[5].

     Не  многим лучше положение со средствами измерения, характеризующими здравоохранение, охрану окружающей среды, безопасность труда, торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом. Четверть из 22 миллионов единиц проверенных средств признаны непригодными к применению. Привлечено к ответственности 4,5 тысячи должностных лиц, оштрафованных на 4 миллиарда рублей. А всего за нарушение правил сертификации субъекты хозяйственной деятельности наказаны на сумму более 18 миллиардов рублей. В целом же на российский рынок более чем на 1,2 триллиона рублей предотвращена поставка продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов» (А. Мясников, архив еженедельника «Экономика и жизнь», 12/03/01).

     NB Товар набор характеристик качества. Когда потребители выбирают товар, на самом деле сам по себе он их мало интересует. Потребитель выбирает вещь, которая сможет служить ему в определенных качествах. То есть, потребителя интересуют в первую очередь качественные характеристики товара. Приведем простой пример. Предположим, вместо того чтобы купить CD-плейер, магнитофон и радиоприемник, вы приобрели музыкальный комбайн. Просто потому, что он выполняет те же функции с тем же качеством, но оказался дешевле и его можно переносить. То есть для вас оказалось не важным, какую вещь вы приобрели. На выбор повлияли качество осуществляемых функций и цена. Следовательно, аргументами функции полезности потребителя следует считать набор характеристик. Такие рассуждения легли в основу модели К.Ланкастера.

     Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В РФ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования по которым осуществляется сертификация.

Информация о работе Анализ качества продукции