Анализ затрат на производство продукции» (на примере ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Формирование финансового результата деятельности предприятия отражается в отчете о прибылях и убытках, являющемся одной из основных форм бухгалтерской отчетности, обязательной для составления и представления предприятиями. В основе его лежит представление о том, что финансовый результат (прибыль принадлежащая владельцам предприятия) формируется в несколько этапов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы анализа затрат на производство продукции ..5
1.1.Понятие и состав затрат……………..………………………………5
1.2. Методика анализа затрат…………….……………………………10
2. Анализ затрат на производство продукции и факторов, влияющих
на их изменение (на пример ОАО «СтанкоГомель»).…………………..15
2.1. Краткая характеристика предприятия.……………………….15
2.2. Анализ затрат на производство продукции по элементам и по статьям калькуляции…………………………………………………….....17
2.3. Факторный анализ затрат на рубль товарной продукции..…21
2.4. Анализ факторов, влияющих на изменение затрат………….25
3. Пути снижения затрат на производство продукции (на примере ОАО
«СтанкоГомель»)………………............................................................…28
3.1. Организационно-экономические мероприятия по усовершенствованию процесса управления затратами…………………………………28
3.2. Снижение затрат путем увеличения объемов производства..31
3.3. Материальные затраты, как резерв снижения затрат на производство продукции…………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

КР АХД.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

- увеличение прибыли от реализации продукции, за счет которой предприятие может развивать собственное производство, в большей степени стимулировать отдельных работников, выплачивать больший доход (дивиденды) акционерам и решать социальные задачи;

-  повышение конкурентоспособности производимой продук­ции за счет возможности установления более низкой дого­ворной цены по сравнению со своими конкурентами;

- производство новой продукции и внедрения прогрессив­ных технологий;

Снижение затрат на продукцию, работы, услуги зависит от нескольких групп факторов: технологических, организацион­ных и экономических. Технологические факторы связаны с техникой и технологи­ей производства на ОАО «СтанкоГомель» предусматривают:

а) повышение прогрессивности и качества продукции, работ, услуг;

б) применение более современного и высокопроизводитель­ного оборудования и техники (машин и механизмов);

        в) повышения степени механизации и автоматизации произ­водства;

г) применение ресурсных и энергосберегающих технологий;

д) повышение уровня технической и энергетической воору­женности труда;

е) ускорение внедрения достижений новой техники и инст­рументов;

ж) применение высокоэффективных материалов.

Организационные факторы связаны с организацией произ­водства и труда и их управлением и включают:

а) повышения уровня концентрации, специализации и коо­перирования;

б) сокращения длительности производственного цикла;

в) обеспечения ритмичности производства и других условий рациональной организации труда;

г) сокращение и полная ликвидация производственного бра­ка, простоев оборудования и рабочих;

д) повышение квалификации работников и подбор кадров согласно технического уровня производства.

Экономические факторы состоят в повышении уровня уп­равления и методов хозяйствования. Они включают:

а) совершенствование производственной структуры предприятия;

б) повышения уровня плановой, учетно-контрольной и ана­литической работы;

в) улучшение социальных условий жизни трудового коллектива;

г) повышение культуры производства и состояния промыш­ленной эстетики;

д) повышение компетентности административно-управленчес­кого персонала (менеджеров) предприятия.

Все факторы, влияющие на уровень снижения затрат можно подразделить по масштабам их действия: общегосударственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные.

Общегосударственные связаны с политикой правительства в области экономических отношений. Внутриотраслевые факторы в условиях реформирования эко­номики играют незначительную роль и могут быть представле­ны процессом совершенствования нормативов системы цен на продукцию и в области планирования производственной деятельности, принятия ценовых и тарифных, трудовых (отрасле­вых) соглашений, регулирующих отдельные виды затрат. Вопросы специализации и кооперирования решаются самим предприятием.

Внутрипроизводственные факторы связаны с улучшением использования всех имеющихся у предприятия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. Они главным образом зависят от результатов деятельности предприятия, могут быть также независимыми от них.

Классификация факторов, определяющих экономические категории и показатели снижения затрат на продукцию (работ, услуг) является основой классификации резервов производства. Под резервами следует понимать неиспользованные возможнос­ти снижения затрат при данном уровне состояния производства и экономических отношений. Устранение всякого рода потерь и нерациональных затрат это главный путь использования произ­водственных резервов. Другой путь связан с большими возмож­ностями ускорения научно-технического прогресса и использования достижений науки и техники, как главного рычага повышения эффективности производства .

На конечные результаты производственной деятельности ОАО «СтанкоГомель» резервы влияют также за счет изменения характера производства и перехода от экстенсивных методов к интенсивным методам. Факторы снижения затрат воздействуют на резервы обеспечи­вая при этом повышения объема продукции (работ, услуг), улуч­шения их качества, совершенствования структуры и ассортимен­та изделий. Они также создают условия для повышения прибыль­ности предприятия, повышения уровня его рентабельности и ук­репления финансового положения. Их действие определяется мно­гими факторами производственного, экономического и организа­ционного порядка. На ОАО «СтанкоГомель», так как предприятие относится к отрасли машиностроении, высок удельный вес незавершенно­го производства.

 

Выводы:

 

При анализе затрат на производство и реализацию продукции необходимо тщательно рассмотреть себестоимость.

Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

Доля материальных затрат в себестоимости промышленной продукции составляет более половины, а в отдельных отраслях превышает 80%. Поэтому анализу затрат на производство и реализацию продукции должно уделяться большое внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути снижения затрат на производство продукции (на примере ОАО «СтанкоГомель»)

 

3.1. Организационно-экономические мероприятия по усовершенствованию процесса управления затратами

 

Для решения выявленных в результате анализа проблем, предлагается использовать комплексные мероприятия, в частности, набирающую популярность в последние годы концепцию «Бережливое производство».

Практически все предприятия машиностроительного комплекса являются исключительно материалоемкими. Исходя из значительных объемов производства, даже небольшое сокращение затрат сырья и материалов на единицу продукции может дать ощутимый экономический эффект. Данная цель может быть достигнута только при условии существования эффективно налаженной системы учета и контроля затрат. Одним из вариантов решения данной, и не только, проблемы может стать смена концепции менеджмента. Предлагается переход к нелинейной концепции, например «Бережливое производство» (БП). Преимуществом данного метода является то, что система на 80% состоит из организационных мер и лишь 20% составляют инвестиции в технологию.

Бережливое производство — логистическая концепция менеджмента, сфокусированная на оптимизации бизнес-процессов с максимальной ориентацией на рынок и с учётом мотивации каждого работника. Бережливое производство составляет основу новой философии менеджмента и является одной из форм нелинейного менеджмента.

Основные принципы БП:

–     превосходное качество (сдача с первого предъявления, система ноль дефектов, обнаружение и решение проблем у истоков их возникновения);

–     минимизация потерь путем устранения всех видов деятельности, которые не приносят добавочной стоимости заказчику, максимальное использование всех ресурсов (капитал, люди, земля);

–     гибкость;

–     установление долговременных отношений с заказчиком (путем деления рисков, затрат и информации);

–     самоорганизация, эволюция, адаптация.

Целями внедрения системы «Бережливое производство» являются:

–     минимизация трудозатрат,

–     минимизация сроков создания новой продукции,

–     гарантия поставки продукции заказчику,

–     максимальное качество при минимальной стоимости.

На мой взгляд, исследуемое предприятие на данный момент не обладает достаточными ресурсами для проведения полноценной работы по внедрению предлагаемой концепции. Поэтому на первоначальном этапе предлагаю использовать альтернативные инструменты в рамках системы «Бережливое производство». В качестве таких инструментов будут выступать «Целевое планирование затрат» и «Операционно-ориентированный метод калькуляции себестоимости».

Концепция БП направлена на уменьшение семи видов потерь, которые частично ложатся и на себестоимость продукции:

–     перепроизводство товаров, т.е. производство товаров, на которые еще не возник спрос;

–     ожидание следующей производственной стадии;

–     ненужная транспортировка;

–     лишние этапы обработки, требующихся из-за недостатка оборудования, несовершенства проекта, ненужной инициативы;

–     наличие любых, кроме минимально необходимых, запасов;

–     ненужные перемещения людей в ходе работы (в поисках деталей, инстру­ментов);

–     производство брака.

Целевое планирование затрат (Target Costing) - средство управления затратами, применяемое для снижения любых затрат, связанных с продуктом в течение всего периода его жизненного цикла, путем объединения усилий производственных, конструкторских, исследовательских, маркетинговых, экономических подразделений предприятия.

Основу концепции составляет изменение взгляда на взаимозависимость цены, прибыли и себестоимости:

Целевая себестоимость = Целевая цена - Целевая прибыль         (3.1.)

Таким образом, основным условием для расчетов являются цена, по которой можно осуществить продажи в планируемых объемах, и прибыль, уменьшение суммы которой лишает смысла работы над этим продуктом. Итогом расчетов является себестоимость, в которую необходимо вписаться при разработке, производстве и продвижении продукта. 

Например, отдел планово-экономического анализа на ОАО «СтанкоГомель» определил целевую цену на металлорежущий станок в размере 4 800 000 руб. Прибыль при этом должна составлять 800 000 руб. Найдем себестоимость станка:

Наименование затрат

до внедрения

после внедрения

тыс. руб.

Материальные затраты, в т. ч.

- сырье и материалы;

- покупные комплектующие и полуфабрикаты;

- работы и услуги произв. характера;

- топливо;

- электрическая энергия;

- тепловая энергия;

- прочие мат. затраты

1856

530

328

131

329

275

225

38

1650

480

295

108

294

246

204

23

Расходы на оплату труда

980

900

Отчисления на соц. нужды

353

324

Амортизация ОС и немат. активов

190

150

Прочие затраты

221

176

Итого затраты на производство станка

3 600

3 200

 

С/с ед. изд. = 4800000-4800000*20/100-800000 = 3 200 000 руб., т.е. за эти рамки она не должна выходить, если предприятие желает получить заявленную прибыль.

С/с годового объема до внедрения = 3 600 000*120 = 432 000 000 руб.

С/с годового объема после внедрения = 3 200 000*120 = 384 000 000 руб.

Прибыль ед. изд. до внедрения = 4800000 – 4800000*20/100 – 3600000 = 400 000 руб.

Прибыль на весь объем до внедрения = 400000*120 = 48 000 000 руб.

Прибыль на весь объем после внедрения = 800000*120 = 96 000 000 руб.

Выручка от реализации станков = 4800000*120 = 576 000 000 руб.

Экономический эффект = 432000000-384000000 = 48 000 000 руб. (дополнительная прибыль от внедрения новой концепции).

Очевидно, что используя концепцию целевого планирования затрат (Target Costing) предприятие будет иметь стабильную прибыль. Как видно из таблицы,  небольшое сокращение затрат сырья и материалов на единицу продукции дало ощутимый экономический эффект.

Исходя из значительных объемов производства, даже может дать. Данная цель может быть достигнута только при условии существования эффективно налаженной системы учета и контроля затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Снижение затрат путем увеличения объемов производства

 

С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы.

Информация о работе Анализ затрат на производство продукции» (на примере ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ»)