Факторный анализ рентабельности продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Содержание

Введение
1Экономическое содержание рентабельности предприятия
1.1 Определение рентабельности
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Группы показателей рентабельности
2 Типы и задачи факторного анализа
2.1 Основные задачи факторного анализа
2.2 Типы факторного анализа
3 Факторный анализ рентабельности продаж предприятия ООО «Соболь»
3.1 Задачи анализа финансовых результатов
3.2 Анализ состава и динамики балансовой прибыли
3.3 Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг
3.3.1 Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с планом
3.3.2 Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом
3.4 Анализ влияния рынков сбыта на уровень среднереализационных цен
3.5 Анализ рентабельности деятельности предприятия
3.5.1 Анализ рентабельности производственной деятельности предприятия
3.5.2 Анализ рентабельности продаж предприятия
3.5.3 Анализ рентабельности производственного капитала
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 122.18 Кб (Скачать)

     3.1 Задачи анализа  финансовых результатов

     Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятие получает главным  образом от реализации продукции, а  также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).

     Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности изучаются в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

     Объем реализации, величина прибыли, уровень  рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все  стороны хозяйствования.

     Основными задачами анализа финансовых результатов  деятельности являются:

  • систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
  • определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
  • выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

     Основными источниками информации при анализе  реализации продукции и прибыли  являются:

  1. накладные на отгрузку продукции;
  2. данные аналитического бухгалтерского учета по счету 46, 47, 48 и 80;
  3. данные финансовой отчетности ф.№2 "Отчет о прибылях и убытках";
  4. форма №5-ф "Краткий отчет о финансовых результатах";
  5. соответствующие таблицы плана экономического и социального развития предприятия.

     3.2 Анализ состава  и динамики балансовой прибыли

     Следует отметить, что в анализе используются следующие показатели прибыли:

  • балансовая прибыль,
  • прибыль от реализации продукции, работ и услуг,
  • прибыль от прочей реализации,
  • финансовые результаты от внереализационных операций,
  • налогооблагаемая прибыль,
  • чистая прибыль.

     Балансовая  прибыль состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов  минус затраты на производство и  реализацию продукции) плюс внереализационные  доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и  т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.). Учитывается также и прибыль от прочей реализации.

     Налогооблагаемая  прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам  и от долевого участия в совместных предприятиях), прибыли, полученной сверх  предельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюджет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль (мероприятия  по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, природоохранные и противопожарные  мероприятия, содержание детских оздоровительных лагерей, домов престарелых и т.д.). 

     

     Рисунок 3.1 - Блок-схема факторного анализа прибыли

     Чистая  прибыль - это та прибыль, которая  остается в распоряжении предприятия  после уплаты всех налогов, экономических  санкций и отчислении в благотворительные  фонды.

     В процессе анализа необходимо изучить  состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.

     Проведем  анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ООО «Соболь» (таблица 3.1):

     Таблица 3.1 - Состав, динамика и выполнение плана балансовой прибыли за отчетный год

  
  Состав  балансовой прибыли   2007   2008
  сумма, тыс. руб.   структура, %   План   факт
  сумма, тыс. руб.   структура, %   сумма тыс. руб.   структура, %
  Балансовая  прибыль   1893,35   100   2100   100   2291,73   100
  Прибыль от реализации продукции   1780,92   94,06   2100   100   2198,47   95,93
  Прибыль от прочей реализации   -   -   -   -   -   -
  Внереализационные финансовые результаты   112,43   5,94   -   -   93,26   4,07
 

     Как показывают данные табл. 3.1, план по балансовой прибыли перевыполнен на 9,13%. Темп ее прироста к прошлому году составил 21,04%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (95,93 %). Удельный вес внереализационных финансовых результатов в 2008 г. составил 4,07 %.

     Удельный  вес прибыли от реализации продукции  в общей сумме балансовой прибыли  в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличился на 1,87% (95,93 – 94,06).

     3.3 Анализ финансовых результатов  от реализации продукции, работ  и услуг

     Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются  динамика, выполнение плана прибыли  от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

     Прибыль от реализации продукции в целом  по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности:

  • объема реализации продукции (VРП);
  • структуры продукции (УДi};
  • себестоимости продукции (Ci);
  • уровня среднереализационных цен (Цi).

     Объем реализации продукции может оказывать  положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

     Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

     Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

     3.3.1 Анализ влияния факторов на  изменение суммы прибыли в  отчетном году по сравнению  с планом

     Проведем  анализ влияния вышеперечисленных  факторов на сумму фактической прибыли  отчетного года, по сравнению с  плановой, используя данные, приведенные  в табл. 3.3.1.

     Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно выполнить способом цепных подстановок.

     Таблица 3.3.1 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции (2008 г.), тыс. руб.

  
  Показатель   План   Факт   Отклонение (+,-)   Выполнение  плана
  Объем реализованной продукции, тыс. бан.   1954,545   1985,584   31,038   101,59%
  Выручка от реализации продукции за вычетом  НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)   10750   10920,710   170,71   101,59%
  Полная  себестоимость реализованной продукции (ПС)   8650   8722,240   72,24   100,84%
  Прибыль от реализации продукции (П)   2100   2198,470   98,47   104,69%
 

     План  по сумме прибыли от реализации продукции  в отчетном году предприятие перевыполнило  на 98,47 тыс. руб. (2198,47-2100), или на 4,69%.

     Проведем  факторный анализ методом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (табл. 3.3.2).

     Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму  прибыли скорректировать на этот процент.

     Выполнение  плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном  выражении (если продукция неоднородна  по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень  себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

     На  данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

     %РП =

     Если  бы не изменилась величина остальных  факторов, сумма прибыли должна была бы увеличиться на 1,59% и составить  2133,348 тыс. руб. (2100 * 101,59%).

     Затем следует определить сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

     

     Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при  фактическом объеме реализации, структуре  и ценах, но при плановой себестоимости  продукции. Для этого от фактической  суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

     

     Следует отметить, что на изменение уровня фактической прибыли по сравнению  с ее плановым уровнем влияло лишь два фактора: объем реализованной  продукции и себестоимость единицы  продукции. Это связано с тем, что фактическая цена по сравнению  с планом не изменилась. Также в  условиях рассматриваемого предприятия  нет структурных сдвигов в  ассортименте выпускаемой продукции, т.к. оно выпускает всего один вид продукции.

Информация о работе Факторный анализ рентабельности продаж