Факторный анализ рентабельности продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Содержание

Введение
1Экономическое содержание рентабельности предприятия
1.1 Определение рентабельности
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Группы показателей рентабельности
2 Типы и задачи факторного анализа
2.1 Основные задачи факторного анализа
2.2 Типы факторного анализа
3 Факторный анализ рентабельности продаж предприятия ООО «Соболь»
3.1 Задачи анализа финансовых результатов
3.2 Анализ состава и динамики балансовой прибыли
3.3 Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг
3.3.1 Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с планом
3.3.2 Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом
3.4 Анализ влияния рынков сбыта на уровень среднереализационных цен
3.5 Анализ рентабельности деятельности предприятия
3.5.1 Анализ рентабельности производственной деятельности предприятия
3.5.2 Анализ рентабельности продаж предприятия
3.5.3 Анализ рентабельности производственного капитала
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 122.18 Кб (Скачать)

Таблица 3.3.2 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

  Показатель Условия расчета   Порядок расчета   Сумма прибыли, тыс. руб.
  Объем реализации, тыс. бан.   Себестоимость единицы продукции, руб.
  План   1954,545   4,43    (Ц-Спл)VРПпл   2100,00
  Усл1   1985,584   4,43    (Ц-Спл)VРПфакт   2133,35
  Факт   1985,584   4,39    (Ц-Сфакт)VРПфакт   2198,47
 

     1. Изменение прибыли за счет  изменения объема реализации  продукции:

     DПvрп = Пусл1 – Ппл = 2133,35 - 2100,00 = 33,35 тыс. руб.

     2. Изменение прибыли за счет  изменения себестоимости единицы:

     DПс = Пфакт – Пусл1 = 2198,47 - 2133,35 = 65,12 тыс. руб.

     3. Суммарное изменение прибыли:

     DП = Пфакт – Ппл = 2198,47 - 2133,35 = 98,47 тыс. руб.

     Этот  же результат получаем как сумму  отклонений за счет влияния отдельных факторов:

     65,12 + 33,35 = 98,47 тыс. руб.

     Анализ  показывает, что план прибыли был  перевыполнен главным образом за счет уменьшения себестоимости единицы  реализованной продукции (увеличение составило 65,12 тыс. руб.). Ощутимый вклад  внес и второй фактор – увеличение объема реализованной продукции. За счет влияния этого фактора прибыль  увеличилась на 33,35 тыс. руб.

     3.3.2 Анализ влияния  факторов на изменение суммы  прибыли в отчетном году по  сравнению с предыдущим периодом

     Проведем  анализ влияния факторов на сумму  фактической прибыли отчетного  года, по сравнению с предыдущим годом, используя данные, приведенные  в табл. 3.3.3.

     Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно аналогично выполнить способом цепных подстановок.

     Таблица 3.3.3 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции 2008 г.по сравнению с 2007 г., тыс. руб.

  
  Показатель   1997   1998   Отклонение (+,-)   Темп  роста
  Объем реализованной продукции, тыс. бан.   1959,320   1985,584   26,264   101,34%
  Выручка от реализации продукции за вычетом  НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)   10384,396   10920,712   536,316   105,16%
  Полная  себестоимость реализованной продукции (ПС)   8603,478   8722,240   118,762   101,38%
  Прибыль от реализации продукции (П)   1780,918   2198,472   417,554   123,45%

     Прибыль от реализации продукции в 1998 году по сравнению с 1997 возросла на 417,554 тыс. руб. (2198,47-1780,918), или на 23,45%.

     Проведем  факторный анализ методом цепных подстановок, последовательно базовую  величину каждого фактора отчетной величиной (табл. 3.3.4) аналогично тому, как это было сделано в п. 3.3.1.

     По  данным табл. 3.3.4 можно установить, как  изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

     Следует отметить, что в данном случае на изменение уровня прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим влияло три фактора первого уровня:

  • объем реализованной продукции;
  • себестоимость единицы продукции;
  • уровень среднереализационных цен.

     Это связано с тем, что в условиях рассматриваемого предприятия нет  структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, т.к. оно выпускает всего один вид продукции.

Таблица 3.3.4 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

  Показатель Условия расчета   Порядок расчета   Сумма прибыли, тыс. руб.
  Объем реализации, тыс. бан.   Цена  единицы продукции, руб.   Себестоимость единицы продукции, руб.
  База   1959,320   5,30   4,391   00)VРП0   1780,918
  Усл1   1985,584   5,30   4,391   00)VРП1   1804,791
  Усл2   1985,584   5,50   4,391   10)VРП1   2201,907
  Отчет   1985,584   5,50   4,393   11)VРП1   2198,472
 

     1. Изменение прибыли за счет  изменения объема реализации  продукции:

     DПvрп = Пусл1 – Пбаз = 1804,791 - 1780,918 = 23,873 тыс. руб.

     2. Изменение прибыли за счет  изменения цены единицы продукции:

     DПц = Пусл2 – Пусл1 = 2201,907 - 1804,791 = 397,117 тыс. руб.

     3. Изменение прибыли за счет  изменения себестоимости единицы  продукции:

DПс = Потч – Пусл2 = 2198,472 - 2201,907 = -3,435 тыс. руб.

     4. Суммарное изменение прибыли:

     DП = Потч – Пбаз = 2198,472 - 1780,918 = 417,554 тыс. руб.

     Этот  же результат получаем как сумму  отклонений прибыли за счет влияния отдельных факторов:

23,873 + 397,117 + (-3,435) = 417,554 тыс. руб.

     Анализ  показывает, что наибольшее влияние  на увеличение прибыли в отчетном году оказало повышение уровня среднереализационных цен (397,117 тыс. руб.).

     Следует отметить отрицательное влияние  увеличения уровня себестоимости на общую сумму прибыли: незначительное повышение себестоимости единицы  продукции (на 0,002 руб.) уменьшило общую  сумму прибыли на 3,435 тыс. руб.

     Незначительное  уменьшение прибыли вследствие повышения  себестоимости было компенсировано за счет увеличения цены единицы продукции, а также за счет увеличения объема выпуска продукции. И в итоге  общая сумма прибыли в отчетном году увеличилась на 417,554 руб. по сравнению с предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год.

     3.4 Анализ влияния рынков сбыта  на уровень среднереализационных цен

     Как было видно из предыдущих пунктов, уровень  цен, их изменение оказывает сильное  влияние на уровень прибыли, поэтому  при анализе прибыли предприятия  нельзя не учитывать те факторы, которые  непосредственно влияют на уровень  цен на продукцию рассматриваемого предприятия.

     На  изменение уровня цен оказывают  влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

     При анализе деятельности ООО «Соболь» особое внимание следует уделить рассмотрению влияния такого фактора, как рынки сбыта, т.к. этот фактор оказывает значительное влияние на уровень среднереализационных цен. Известно, что в условиях современной российской экономики большинство предприятий испытывают нехватку т.н. «живых» денег. Поэтому в практике наших предприятий часто встречаются такие виды хозяйственных операций, как бартер, взаимозачеты, взаимное списание задолженностей, и др.

     Рассматриваемое предприятие реализует свою продукцию  по достаточно широкому спектру сбытовых каналов. В силу вышеуказанной специфики, а также в силу нехватки оборотных  средств предприятие вынуждено устанавливать различные уровни цен на свою продукцию для разных покупателей.

     Рассчитаем  изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта  продукции (табл. 3.4.1).

Таблица 3.4.1- Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены единицы продукции

  
  Рынки сбыта   Цена  за бан., руб.   Объем реализации, тыс. бан.   Структура реализации, %   Изменение средней цены за бан., руб.
  план   факт   план   факт   +,-
  Реализовано Рыбокомбинату   5,10   293,182   198,558   15   10   -5   -0,255
  По  договорным ценам   5,50   1563,636   1687,746   80   85   +5   0,275
  Прочие   5,30   97,727   99,279   5   5   -   -
  Всего   -   1954,545   1985,584   100   100   -   0,02
 

     В связи с изменением рынков сбыта  продукции средний уровень цены 1 банки увеличился на 0,02 руб., а сумма  прибыли - на 39,712 тыс. руб. (0,02 руб.* 1985,854 тыс. бан.).

     Таким образом, мы видим, что в результате увеличения на 5% в общей массе  доли продукции, продаваемой по договорным, более высоким ценам, сумма прибыли  увеличилась на 39,712 тыс. руб.

     3.5 Анализ рентабельности деятельности  предприятия

     Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта  с наличными или использованными  ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как  инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Информация о работе Факторный анализ рентабельности продаж