Финансовая среда предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

С риском человек встречается ежедневно, риск означает неуверенность в возможном результате. Для всех видов риска характерен фактор неопределенности. Путем осознания ситуации риска у человека возникают решения, направленные на устранение или максимальное ограничение негативных последствий риска. Особое значение эти вопросы приобретают в решении экономических проблем, поскольку предпринимательская деятельность тесно связана с возможностью возникновения негативных последствий и благоприятных ситуаций. Именно поэтому необходимо правильно оценивать степень риска и уметь управлять риском, чтобы добиваться более эффективных результатов на рынке.

Работа содержит 1 файл

курсовая финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски.docx

— 92.44 Кб (Скачать)
  • привлечение страхового капитала для компенсации убытков предприятия;
  • снижение неопределенности в финансовом планировании деятельности предприятия;
  • высвобождение денежных средств для более эффективного использования;
  • сокращение затрат на управление риском путем использования опыта страховых экспертов для оценки и управления риском [41,с.152].

Привлечение страхового капитала является очень важной задачей.

    Страховые фонды представляют собой гарантированный источник денежных средств для компенсации убытков страхователя в случае возникновения неблагоприятных событий, например, когда при возникновении крупных убытков использование собственных денежных ресурсов может быть ограничено. Это также актуально в том случае, если ограничена способность предприятия привлекать внешние кредиты для компенсации убытков.

    Страхование рисков предприятия снижает неопределенность в планировании финансовой деятельности. Предприятие заменяет неизвестные ему затраты на компенсацию убытков в будущем определенными затратами на уплату страховой премии. Происходит это благодаря эффекту интегрирования отдельных рисков индивидуальных страхователей в общем массиве страхового фонда страховщика. В соответствии с законом больших чисел неопределенность при этом уменьшается, что находит свое отражение и в размере страховой премии.

    Снижение неопределенности в финансовом планировании дает существенную экономическую выгоду - высвобождение денежных средств, которые должны были бы резервироваться в фонде риска для покрытия непредвиденных убытков, а теперь могут быть использованы для получения дохода при инвестировании в производство.

    Особую роль играет и такой фактор, как сокращение затрат на управление риском. Для страхователя очень важно то обстоятельство, что страховые компании располагают опытом и статистическими данными в отношении разнообразных рисков. Этот опыт находит свое отражение в страховых тарифах. Страховщик, таким образом, выполняет за страхователя часть работы по сбору статистических данных о вероятности наступления и ожидаемых потерях при наступлении страховых событий, а страхователь косвенным образом оплачивает эти расходы, поскольку они заложены в страховую премию.

    Однако довольно часто статистические данные, имеющиеся в распоряжении страховщика, не в состоянии обеспечить желаемый уровень индивидуализации подхода к формированию страхового тарифа для конкретного риска, интересующего страхователя. Это может быть связано, например, с уникальностью объекта страхования или очень большой величиной риска. В этом случае страхователь должен сам организовать сбор информации для оценки риска и внести свои предложения по корректировке величины страхового тарифа.

     Страхованию как методу управления риском присущи недостатки, которые невозможно устранить даже при использовании лучшего менеджмента, а также при наличии более полной информации об объекте страхования и рисков, с ним связанных, и большого опыта в заключении страховых договоров. К таким "органическим" недостаткам страхования можно было бы отнести следующие:

  • вынужденное финансирование управленческих расходов и прибыли страховщика;
  • издержки, связанные с перераспределением ущерба среди страхователей;
  • внутренние риски страховщика;
  • временной фактор [44,с.198].

    Вынужденное финансирование объясняется тем, что страховые компании создаются для извлечения прибыли и несут определенные издержки при осуществлении своей деятельности. Разумеется, расходы на ведение дела и прибыль страховщика финансируются из общего объема страховой премии, уплачиваемой страхователями. Кроме того, определенная часть страховых резервов, формируемых из уплаченной премии, также непосредственно не расходуется на выплаты страховых возмещений.

    Совокупная часть страховой премии, не предназначенная на выплаты страхового возмещения, называется нагрузкой. В состав нагрузки входят расходы на ведение дела, запланированная прибыль и расходы по созданию некоторых типов страховых резервов. Величина нагрузки обычно составляет 10—30% размера страховой премии в зависимости от видов страхования.

    Реально непроизводительные расходы страховщика достигают еще большей величины. Необходимо учесть, что страховщик оплачивает услуги страховых брокеров и агентов, комиссионные которых могут достигать 20% объема страховой премии. Если учесть еще и отчисления в прибыль страховщика, то неудивительно, что общий объем уплачиваемой страхователями премии может намного превышать общий объем полученных ими возмещений.

    Одной из основных функций страхования является перераспределение рисков среди страхователей в пространстве и времени, что также вызывает определенные издержки. При принятии конкретного риска страховщик использует индивидуальный подход к определению страхового тарифа. Однако далеко не все особенности деятельности конкретного предприятия могут быть учтены при заключении страхового договора. На одних предприятиях история убытков небольшая, что можно было бы объяснить хорошим управлением или, например, достаточно новыми основными фондами. На других предприятиях, наоборот, вследствие изношенности оборудования и слабого контроля за техникой безопасности в прошлом наблюдались довольно значительные убытки.

    Тем не менее, разница в определении страхового тарифа для различных предприятий не будет столь значительной, учитывая историю прошлых убытков. Таким образом, при страховании более благополучные предприятия финансируют убытки менее благополучных. В условиях рыночной экономики данное обстоятельство представляется весьма нежелательным.

     Парадоксально, но деятельность и имущество самих страховых компаний так же подвержены риску, как и деятельность страхуемых ими предприятий. Финансовая деятельность страховщиков по размещению своих фондов и резервов порождает финансовые и коммерческие риски, такие, как риск невозврата вложений, инвестиционные риски, риски снижения доходности и др. Имущество страхователей в виде недвижимости, ценных бумаг, оборудования также подвержено разнообразным рискам. Наконец, всегда существует риск неэффективного управления страховой компанией, что может в конечном итоге привести ее к банкротству.

    Данные обстоятельства указывают на то, что, страхуя свои риски, предприятие взамен приобретает другие, которые можно было бы назвать внутренними рисками страховщика. Поэтому с точки зрения страхователя достичь минимального уровня подобных рисков можно только посредством тщательного выбора страхового партнера. Страхователь должен удостовериться в том, что страховщик удовлетворяет критериям финансовой устойчивости и платежеспособности, имеет большой объем страховых и перестраховочных операций, а его активы обладают высокой степенью ликвидности.

    Под временным фактором в данном случае понимается задержка во времени между наступлением страхового случая и выплатой страхового возмещения. Хотя в договоре страхования устанавливается предельный срок для выплаты страхового возмещения, однако имеются различные оговорки, обуславливающие возможность продления этого срока. Это может быть вызвано длительным рассмотрением заявления, возникновением споров и судебных разбирательств. Очевидно, что временной фактор негативно сказывается на финансовом состоянии страхователя, приводя к задержке начала работ по восстановлению производства, потере прибыли, потере рынков сбыта и другим убыткам.

    Подводя итоги рассмотрению внутренних недостатков, присущих страхованию, можно отметить, что все они приводят к прямым или косвенным убыткам страхователя, которые трудно оценить и предусмотреть. Тем не менее, эти обстоятельства следует иметь в виду при планировании управления риском посредством страхования.

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «МЕГАФОН»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

«МегаФон» - одна из наиболее динамично развивающихся сетей мобильной связи. Эта компания строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.

ОАО «МегаФон» предлагает потребителям услуги сотовой радиотелефонной связи. Основной услугой является передача голоса и услуги междугородной и международной связи.

Также ОАО «МегаФон» предлагает широкий спектр дополнительных услуг, основанных на самых передовых телекоммуникационных технологиях. Наиболее доходными из дополнительных услуг являются обмен короткими сообщениями (SMS), информационно-справочные и развлекательные услуги, предоставляемые как по голосовым каналам, так и с использованием технологий передачи данных. Таким образом, ОАО «МегаФон» имеет стабильный источник дополнительных доходов

ОАО «МегаФон», ранее носившее название ЗАО «Северо-Западный GSM», существует более 10 лет с даты его государственной регистрации и создано на неопределенный срок. Услуги сотовой связи общество начало предоставлять в 1995 году в Северо-западном регионе Российской Федерации.

В августе 2001 года ОАО «Телекоминвест», Telia (Швеция), Sonera Holding В.У. (Нидерланды) и ООО «ЦТ-Мобайл» заключили соглашение об объединении компаний ЗАО «Северо-Западный GSM», ЗАО «Соник Дуо» и восьми других региональных сотовых операторов связи для создания национального сотового оператора под единой торговой маркой «МегаФон». Такое объединение было произведено в форме приобретения компанией ЗАО «Северо-Западный GSM» компаний указанных в таблице 1.

 

Таблица 1 -Компании, входящие в холдинг ОАО «Мегафон»

Компания

Доля, %

Время начала предоставления услуг связи

ЗАО « Сонник Дуо»

100%

Ноябрь 2001 года

ОАО «МСС-Поволжье»

100%

Август 1999 года

ЗАО «Мобиком- Киров»

100%

Февраль 2001года

ЗАО «Мобиком- Центр»

100%

Декабрь 2002 года

ЗАО «Волжский GSM»

80%

Декабрь 1999 года

ЗАО «Уральский Джи ЭсЭм»

80%

Июнь 2002 года

ЗАО «Мобиком- Кавказ»

75%

Январь 2001 года

ЗАО «Мобиком –Новосибирск»

51%

Декабрь 2003 года

ЗАО «Мобиком- Хабаровск»

51%

Март 2004 года


 

Объединение компаний было завершено в марте 2002 года. В июле 2002 года ЗАО «Северо-Западный GSM» было переименовано в «МегаФон» и перерегистрировано как открытое акционерное общество.

 В течение 2002года  и начала 2003 года доля во всех  дочерних региональных сотовых  операторах была доведена до 100%. Виды продукции (работ, услуг)  обеспечившие не менее чем  10 процентов объема реализации (выручки)  эмитента за отчетный период. Объем реализованных услуг представлен в таблице 2.

Таблица 2-Объем реализованных услуг.

Наименование показателя

2008 г.

2009г.

Объем выручки от оказания услуг, тыс. руб.

15 225 203

24 929 291

В том числе объем выручки  от

реализации эфирного времени,

тыс. руб.

 

10 698 258

70,3%

 

18 222 526 73


 

Исходя  из табличных данных видно, что объем выручки от оказания услуг в 2009 г. вырос и составил 24 929 291 тыс. руб., в 2008г. он составлял 15 225 203 тыс. руб. В том числе объем выручки от реализации эфирного времени составил в 2009 г.- 18222526 тыс. руб., а в 2008- 10 698 258 тыс. руб.

Доля от общего объема выручки в 2009 г. увеличилась по сравнению с 2008 г.

К факторам, которые могут  негативно повлиять на сбыт ОАО «МегаФон» своих услуг, можно отнести:

  • ухудшение экономической ситуации и, как результат, снижение доходов населения;
  • снижение цен на услуги мобильной связи с увеличением интенсивности конкуренции вследствие появления на рынке новых игроков;
  • поздний выход на новые региональные рынки, когда основная часть платежеспособных клиентов уже является абонентами конкурентов Эмитента.

Для снижения рисков ухудшения  сбыта вследствие описанных выше факторов ОАО «МегаФон» необходимо разрабатывать, и внедрять специальные программы лояльности для удержания абонентской базы, продолжать строить сильную торговую марку, разрабатывать эффективную маркетинговую политику.

 

 

2.2 Анализ предпринимательских  рисков компании

 

Как и в работе любого предприятия, в работе ОАО «Мегафон»  присутствуют риски. Одни из них могут  быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в  той или иной мере оказывают влияние  на работу предприятия. Для данного  предприятия характерна подверженность следующим видам риска.

Информация о работе Финансовая среда предприятия