Финансовая среда предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

С риском человек встречается ежедневно, риск означает неуверенность в возможном результате. Для всех видов риска характерен фактор неопределенности. Путем осознания ситуации риска у человека возникают решения, направленные на устранение или максимальное ограничение негативных последствий риска. Особое значение эти вопросы приобретают в решении экономических проблем, поскольку предпринимательская деятельность тесно связана с возможностью возникновения негативных последствий и благоприятных ситуаций. Именно поэтому необходимо правильно оценивать степень риска и уметь управлять риском, чтобы добиваться более эффективных результатов на рынке.

Работа содержит 1 файл

курсовая финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски.docx

— 92.44 Кб (Скачать)

Вступление в силу с 01.01.2004 года нового Таможенного кодекса  уменьшило риски ОАО «МегаФон», связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем.

    • Иные риски, связанные с деятельностью компании « Мегафон».

Усиление конкуренции  и неоднородная абонентская база приводят к падению среднемесячной выручки от реализации услуг из расчета  на абонента, что может негативно отразиться на общих финансовых результатах деятельности ОАО «МегаФон».

 На фоне постоянного  увеличения абонентской базы  и роста доходов по мере  расширения операций компании  объем среднемесячной выручки  от реализации услуг из расчета  на абонента снижается. Компания  ожидает дальнейшего падения  этого показателя в результате  снижения тарифов и увеличения  доли массовых абонентов в  рамках общей абонентской базы.

Способность ОАО «МегаФон» предоставлять коммерчески привлекательные услуги во многом зависит от способности ОАО «МегаФон» заключить договоры с другими региональными, федеральными и международными телекоммуникационными операторами на приемлемых для ОАО «МегаФон» условиях.

Сложности или задержки в  обеспечении рентабельного присоединения  к другим сетям могут снизить возможности в оказании услуг, что выразится в потере абонентов, увеличении затрат и снижении доходов. Хотя российское законодательство устанавливает, что операторы сетей связи общего пользования не в праве отказать в предоставлении присоединения или дискриминировать одного оператора по сравнению с другим, Компания считает, что на практике некоторые операторы сетей общего пользования пытаются препятствовать работе операторов сотовой связи, задерживая рассмотрение заявок о присоединении и применяя разные ставки платы за присоединение к различным операторам сотовой связи, в частности, предлагая более выгодные ставки местным операторам сотовой связи, что дает возможность нашим конкурентам снижать расценки на свои услуги,

ОАО «МегаФон» стремится снизить подобные риски, для чего заключило соглашения о присоединении с региональными, федеральными и международными операторами связи, включая ОАО «Ростелеком» и планирует и в дальнейшем заключать подобные соглашения с другими операторами.

 

 

3 ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ  ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ

Влияние рисков сказывается  на всех сторонах работы компании, ухудшая  его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность  отвечать по своим обязательствам и  другие аспекты.

Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость  наличия на предприятии эффективной  системы управления риском и мониторинга  среды.

Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных  с риском, должно решить для себя несколько проблем:

  • оценить возможные убытки, связанные с рисками;
  • принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т.е. несет ли свою ответственность по ним сами, отказывается от них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам;
  • по тем рискам или той части рисков, которые она оставит у себя, фирма должна разработать программу управления ими, основной целью которой является снижение возможных потерь.

Решение этих задач возможно на основе разработки специальной программы  целевых мероприятий по управлению риском (далее ПЦМ) на уровне предприятия. Разработка ПЦМ должна включать две  стадии предварительную и основную.

На предварительной стадии должно быть ознакомление с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволяет принять решение, предшествующее основной стадии разработки ПЦМ, и возможность приступить к  непосредственной разработке программы.

Основная стадия представляет собой собственно разработку программы  управления рисками, внедрение и  реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия. Для обоснованного принятия решений  по управлению рисками, должна иметься  всю необходимая для этого  информация. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ.

Эффективность разработки ПЦМ  может быть оценена способом, основанном на сопоставлении с финансовыми  возможностями фирмы значений максимально  возможного, наиболее вероятного и  ожидаемого убытков до и после  внедрения ПЦМ. Сопоставление можно проводить на основе расчета коэффициента финансовых возможностей фирмы по покрытию убытка.

Коэффициенты финансовых возможностей фирмы по покрытию различных  видов убытков фирмы до внедрения  ПЦМ рассчитываются по формулам:

КНВеУ =(НВеУ*ФВ)/ФВ, (3.1)

КМВоУ = (МВоУ*ФВ)/ФВ, (3.2)

КОУ = (ОУ*ФВ)/ФВ, (3.3)

где НВеУ - наиболее вероятный убыток ;

МВоУ- максимально возможный убыток;

ОУ -ожидаемый убыток;

ФВ - финансовые возможности  фирмы по покрытию убытков.

Рассчитаем данные коэффициенты для ОАО «МегаФон», если известно что, НВеУ=11,53тыс.руб., МВоУ= 16тыс.руб., ОУ= 6тыс.руб., ФВ= 92тыс.руб.

КНВеУ =(11,53*92)/92= 11,53%

КМВоУ = (16*92)/92= 16%

КОУ = (6*92)/92=6%

Коэффициенты финансовых возможностей фирмы по покрытию различных  видов убытков фирмы после  внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам:

К(НВеУ)ПЦМ = (НВеУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ, (3.4)

К(МВоУ)ПЦМ = (МВоУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ, (3.5)

К(ОУ)ГЩМ = (ОУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ, (3.6)

 

где НВеУПЦМ; - наиболее вероятный убыток после внедрения ПЦМ; МВоУПЦМ - максимально возможный убыток после внедрения ПЦМ;

ОУПЦМ - ожидаемый убыток после внедрения ПЦМ;

РПЦМ - расходы по разработке и внедрению ПЦМ.

Заметим, что в числителе  формул (3.4), (3.5) и (3.6) при определении  эффективности ПЦМ дополнительно  учитываются расходы по ее разработке и внедрению.

Рассчитаем выше перечисленные  показатели для исследуемого предприятия, при условии что, НВеУПЦМ = 11,53 тыс.руб., МВоУПЦМ = 16тыс.руб., ОУПЦМ = 6тыс.руб., РПЦМ= 3.4 тыс.руб.,ФВ = 92 тыс.руб.

К(НВеУ)ПЦМ=(11.53+3.4*92)/92= 3,525%

К(МВоУ)ПЦМ=(16+3.4*92)/92=3,574%

К(ОУ)ПЦМ=(6+3.4*92)/92=3,465%

Если значение коэффициента отрицательное или равно нулю, то это означает, что у фирмы  есть финансовые возможности по покрытию соответствующего вида убытка. Если же значение коэффициента больше нуля, то это говорит о том, что фирма испытывает трудности по его покрытию.

Сравнение и анализ полученных значений коэффициентов для ситуации до и после внедрения ПЦМ дают возможность косвенно оценить эффективность  и целесообразность разработки и  внедрения ПЦМ. Чем больше эти  коэффициенты различаются между  собой, тем выше эффективность внедрения  ПЦМ.

Рассматривая систему  управления рисками, используемую на предприятии  ОАО «МегаФон» следует выделить такие методы снижения степени риска как методы уклонения, диссипации и самострахование.

Метод уклонения от рисков в основном используется: отказ от ненадежных партнеров, отказ от рискованных  проектов, страхование хозяйственных  рисков. Применение методов диссипации характерно тем, что данное предприятие  распределяет общий риск путем объединения  с другими участниками, заинтересованными  в успехе общего дела.

Следующим методом диссипации риска, применяемым на исследуемом предприятии являются различные варианты диверсификации.

Можно также отметить, что  на данном предприятии используется диверсификация поставок, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет  ослабить зависимость предприятия  от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков.

Помимо методов диссипации риска и диверсификации рассматриваемое  предприятие использует такой метод  снижения степени риска как самострахование. На предприятии создан резервный  фонд, он формируется за счет отчислений из прибыли, оставшихся в распоряжении предприятия после уплаты налогов  к других обязательных платежей.

Еще один способ снижения рисков на предприятии является страхование. Компания «МегаФон» в своей деятельности применяет такие виды страхования как имущественное, страхование ответственности. Имущественное страхование - отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных его видах (строения, оборудование, транспортные средства, продукция).

Кроме вышеперечисленных  методов в компании используется один из приемов компенсации риска - «мониторинг социально-экономической  и нормативно-правовой среды.

Анализируя используемую в данной организации систему  управления рисками в целом, можно  сказать, что хотя некоторые приемы снижения риска на предприятии используются довольно успешно, сама система не является полной. Так как предприятие полностью  незащищено от таких видов рисков как имущественные риски, инфляционные риски, риски изменения конъюнктуры  рынка, недостаточно снижены риски  неисполнения договоров и т.д. Причинами  такого положения является отсутствие страховой культуры, опыта и специалистов по управлению рисками, нестабильность экономической и политической ситуации, что приводит к отсутствию интереса к страхованию рисков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В условиях хозяйствования ущерб от рисков любого характера, так или иначе, влияет на социально-экономический потенциал страны.

В связи с этим "набор" рисков учитывается различными субъектами в своей жизнедеятельности. Особенно важен процесс определения и  минимизации риска в предпринимательской  деятельности, которая является основой  для достижения качественных сдвигов  в современной экономике.

Наиболее популярным инструментом управления риском является страхование. Страхование, как основной метод  управления риском, дает реальную возможность  для реализации крупномасштабных проектов, создает экономические предпосылки  для непрерывного воспроизводственного процесса. Обеспечивает возмещение убытков, создает механизмы для их предотвращения и уменьшения; активно влияет на инвестиционный климат страны, создает  условия для аккумуляции капиталов  и их рационального использования.

Страхование как метод  управления риском не является универсальным  инструментом. Существуют такие специфические  ограничения по его использованию, как: ограничения по типу риска, по особенностям взаимоотношений сторон операции страхования  и по особенностям отношения к  риску.

Страхованию как методу управления риском также присущи свои достоинства  и недостатки. Среди достоинств страхования выделяют следующие: привлечение страхового капитала; снижение неопределенности; высвобождение денежных средств для более эффективного использования; сокращение затрат на управление риском. К основным недостаткам можно отнести вынужденное финансирование управленческих расходов и прибыли страховщика; издержки перераспределения ущерба среди страхователей; внутренние риски страховщика и временной фактор.

На основе теоретических  материалов, анализа основных показателей  производственно-экономической деятельности был проведен анализ характера рисков в работе компании ОАО «Мегафон». Рассмотрены основные риски компании и способы их минимизации. Результаты анализа показали, что для Компании ОАО «Мегафон» основные методами минимизации действия рисков на исследуемом предприятии являются: диверсификация, страхование имущества, самострахование и такой прием компенсации риска как мониторинг конкурентной, социально-экономической и нормативно-правовой среды.

Был рассчитан коэффициенты финансовых возможностей фирмы по покрытию различных видов убытков до внедрения программы целевых мероприятий по управлению риском и после. Коэффициент ожидаемых убытков после внедрения составил 3,5%, что почти вдвое меньше чем при отсутствии ПЦМ (около 6%).

В нашем случае при непредвиденных расходах компания будет испытывать трудности с их погашением. Что  говорит о целесообразности введения ПЦМ по управлению рисками.

Поэтому на основании проведенного выше анализа возникновения рисков и способности управлять ими  компанией «Мегафон» хочется  отметить, что введение группы специалистов по управлению рисками в организационную  структуру предприятия является экономически обоснованным и эффективным  в масштабе деятельности всей компанией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ принят ГД ФС РФ 22.12.1995 ред. от 17.07.2009.
  2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая" постатейный 2-е издание, переработанное и дополненное Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. и др. под ред. С.А. Степанова "Проспект", "Институт частного права", 2009.
  3. Федеральный Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992г. № 4015-1.
  4. Федеральный закона от 07 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи».
  5. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 24.07. 2007 N 209-ФЗ.

Информация о работе Финансовая среда предприятия