Финансовый анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:30, контрольная работа

Описание работы

решение задач

Содержание

1. Виды экономического анализа………………………………………..2
2.Организация аналитической работы на предприятии…………........6
2. Значение, задачи, информационное обеспечение анализа
прибыли и рентабельности……………………………………………11

2.1. Порядок проведения анализа прибыли……………………………16

2.2. Расчёт факторов, влияющих на сумму и уровень прибыли…….17

Задача 1……………………………………………………………………..23

Задача 2……………………………………………………………………..24

Литература……………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

АФХД контрол ЗТЭТ.docx

— 51.92 Кб (Скачать)

В случае низкой деловой активности предприятия  к повышению рентабельности капитала предприятия могут привести снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, за счет использования  ресурсосберегающих технологий, и рост отпускной цены на продукцию, то есть повышение рентабельности продукции. ,

Рентабельность  собственного капитала показывает эффективность  использования собственных средств. Показатель рентабельности собственного капитала указывает, сколько чистой прибыли приходится на один рубль  собственных средств.

Рк= ЧП/СК,

где ЧП — величина чистой прибыли предприятия, руб.;

СК —  величина собственного капитала предприятия,

руб.

Рентабельность  производственных ресурсов предприятия  является важным показателем эффективности  его деятельности. Факторный анализ рентабельности собственного капитала проводится на основе формулы Dupont. Эта формула устанавливает взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и тремя основными финансовыми показателями предприятия: прибыльностью продаж, оборачиваемостью всех активов и финансовым рычагом в одной из его модификаций.

В процессе анализа рассчитываются показатели текущего года и прошлых лет, изучается  динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню, проводится сравнение  с аналогичными показателями других предприятий. «Финансовый рычаг» представляет собой соотношение заемного и  собственного капитала: ФР - ЗК/СК.

Для изучения эффективности привлечения заемных  средств используется «эффект рычага». Предприятие, привлекающее заемные  средства, либо повышает, либо понижает рентабельность собственного капитала по сравнению с рентабельностью  всего капитала. Это зависит от величины средней стоимости заемного капитала (процентной ставки) и соотношения  заемного и собственного капитала (финансового  рычага). Разница между рентабельностью  собственного капитала и рентабельностью  всего капитала составляет «эффект  рычага».

Порядок проведения анализа 

      1. Порядок проведения анализа  прибыли.

Цели  анализа:

1) Проверка  степени изменения прибыли за  отчётный период.

2) Выявление  причин повлиявших на изменение  прибыли.

3) Выводы  и предложения по результатам  анализа.

       Анализ прибыли и рентабельности  проводится с  использованием  методов:

сравнения, разниц, цепной подстановки.

      Изменение прибыли  и  рентабельности  предполагает  оценку  выполнения плана, динамики этих показателей, измерение степени влияния на них  основных факторов.  Прибыль  и  рентабельность,  а   также   основные   факторы,   их определяющие (товарооборот, планируемые и не планируемые доходы,  расходы и потери), рассматриваются одновременно.

      Анализ прибыли  и  рентабельности  так  же,  как  доходов   и  издержек

обращения, проводится за квартал и год. В  новых условиях хозяйствования  эти показатели изучаются за пятилетку по годам. 

      1. Расчёт  факторов, влияющих на сумму и уровень прибыли.
 

     В ходе анализа прибыли и рентабельности изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, размер налогов и др.).

     Основными составляющими прибыли являются:

-товарооборот;

-Валовый доход:     ВД=(Товарооборот*Уровень ВД):100%

          Уровень ВД= ВД: Товарооборот*100%

-Издержки  обращения:   ИО=(товарооборот*уровень ИО):100%

         Уровень ИО= (∑ИО: Товарооборот)*100%;

-НДС-косвенный налог;

-Оборачиваемость товаров.

     Товарооборот  является одним из основных показателей  хозяйственно-финансовой деятельности коммерческих предприятий. Различают  розничный и оптовый товарооборот. Оптовый товарооборот представляет собой продажу товаров либо для  последующей перепродажи, либо для  производственного потребления  в качестве сырья, материалов, комплектующих  и т.д. В результате оптового товарооборота  товары не выходят из сферы обращения. Розничный товарооборот – это  продажа товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается, и он поступает в  сферу потребления. Сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Однако в состав розничного товарооборота может быть включены: продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическим лицам социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.); продажа товаров юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов.

     Издержки  обращения – это выраженные в  денежной форме затраты живого и  овеществленного труда по доведению  товара от производителя до потребителя, преобразованию производственного  ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворения спроса потребителей. Издержки обращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

     Внереализационные доходы и расходы не связаны с основной деятельностью предприятия. К ним относятся проценты к получению и проценты к оплате, доходы от аренды и сдача имущества в аренду, прочие подобные доходы и расходы.

     На  размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внутренние и внешние (рис.2.1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

       

       

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.2.1. Факторы, оказывающие влияние на прибыль

     Внешние факторы – это факторы внешней  среды существования предприятия. В большинстве случаев оно  само не может на них повлиять, и, поэтому вынуждено приспосабливаться  к ним.

     К группе внешних факторов относятся:

  • уровень развития экономики страны в целом;
  • меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;
  • природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;
  • не предусмотренные планом предприятия изменения цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы и начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием;
  • нарушение поставщиками, финансовыми, банковскими и другими организациями государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

     Внутренние  факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, в основном повлиять на них может само руководство предприятия, к ним относятся:

  • результаты коммерческой деятельности,
  • эффективность заключенных сделок на поставку товаров,
  • объем и структура товарооборота,
  • формы и системы оплаты труда,
  • производительность труда,
  • эффективность основных и оборотных средств,
  • уровень валовых доходов и издержек обращения,
  • размер прочей прибыли,
  • нарушения налогового законодательства.

     Анализ  прибыли производится в несколько  этапов. На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и по его подразделениям путем выявления  тенденции изменения массы прибыли  и рентабельности за исследуемый  период. В этих целях исчисляются  темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и  сравниваются с динамикой аналогичных  показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

     На  втором этапе оценивается влияние  факторов на прибыль и рентабельность.

     Прибыль от реализации продукции в целом  по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности:

  • объема реализации продукции (VРП);
  • ее структуры (УДi);
  • себестоимости (Сi);
  • уровня среднереализационных цен (Цi).

     Объем реализации продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы  прибыли.

     Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

     Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту суммы прибыли  и наоборот.

     Для определения степени влияния  рассмотренных факторов на уровень  прибыли и рентабельности используются различные математические и статистические методы.

     Для определения тенденции развития показателя используют метод конечных разниц, метод укрупнения интервалов, метод скользящей средней, метод наименьших квадратов. Метод конечных разниц заключается в том, что определение степени уравнения, описывающего тенденцию развития показателя, происходи путем нахождения разниц между показателями. Метод укрупнения интервалов заключается в том, что уровни ряда объединяют в более крупный временной интервал (дни в недели, месяцы в кварталы и т.п.). Метод скользящей средней – это присваивание уровню ряда значения, равного средней арифметической предыдущего, текущего и последующего значения показателя. Метод наименьших квадратов наиболее точно определяет тенденции развития показателя, но является и самым трудоемким. Он заключается в том, чтобы определить функцию, описывающую линию тренда, квадрат расстояния от которого до фактических значений показателя наименьший.

     Определение степени влияния факторов происходит при помощи такого статистического  метода, как метод цепных подстановок. Недостатком этого метода является то, что порядок выбора фактора  влияет на результат анализа, достоинством является простота расчетов и возможность  определения степени влияния  с минимальными временными затратами.

 

 Задача 1

Проведите анализ показателей по труду. В процессе анализа:

- определите  товарооборот на одного работника,  уровень фонда оплаты труда,  среднюю зарплату на одного  работника;

-установите  соотношения темпов роста производительности  труда и средней заработной  платы. 

    Прошлый год Отчетный  год Темп  роста, %
Товарооборот,                      (тыс. руб.) 42091 53650  127,4
Численность работников,  (чел.) 15 14  93,3
Т/оборот на 1 работника,   (тыс.руб.)  2806,1  3832,1  136,6
Фонд  оплаты труда                                       (тыс. руб.) 162,4 157,2  96,8
Уровень Фонд оплаты труда                                                              ( в % )  0,39  0,29  93,5
Средняя заработная плата 

1 работника

 10,83  11,23  103,7

Информация о работе Финансовый анализ