Характеристика материальных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Любой руководитель желает, чтобы компания росла и развивалась. Существует много видов ресурсов, которые можно использовать для развития бизнеса: денежные, материальные, кадровые, административные, интеллектуальные, технологические. Есть и несколько методов их привлечения. В настоящее время на первый план выходит повышение эффективности использования уже имеющихся в распоряжении компании денежных и материальных ресурсов, ведь от этого зависит рентабельность и ликвидность предприятия.

Содержание

Введение:…………………………………………………………………………..2
1.Характеристика материальных ресурсов, используемых предприятием….......................................................................................................4
2 Обеспеченность организации материальными ресурсами…………………..6
3 Оценка материалоемкости как показателя эффективности использования материальных ресурсов…………………………………………………………...9
4. Экономическая характеристика ООО «Хоум-Мастер»…………………….17
4.1 Общая характеристика ООО «Хоум-Мастер»……………………………..17
4.2 Экономическая характеристика ООО «Хоум-Мастер»…………………...21
5. Анализ обеспеченности ООО «Хоум-Мастер» материальными ресурсами………………………………………………………………………...27
6. Анализ материалоемкости и материалоотдачи……………………………..35
7. Увеличения эффективности использования материальных ресурсов……..39
Заключение:……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы:……………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 97.91 Кб (Скачать)

Таким образом, данные о фактическом  наличии профилей и стеклопакетов (сырья) более чем в 5,18 раз превышают  рассчитанную плановую потребность (251 : 48444,38).

В ООО «Хоум-Мастер» в условиях ежегодной инфляции и дестабилизации хозяйственных связей между поставщиками материальных и сырьевых ресурсов, наблюдается тенденция к получению  излишних материалов, созданию сверхнормативных запасов. В условиях излишних запасов, при принятии решения об их сокращении прежде необходимо оценить эффективность  их использования.

Поэтому очень важно на этапе  анализа обеспеченности организации  материальными ресурсами проверить  полноту учета потребности в  них и обоснованность размера  этой потребности исходя из прогрессивных  норм расходования материалов на производство отдельных работ. Другими словами, необходимо исследовать качество плана материально-технического обеспечения. Результаты анализа качества плана материально-технического обеспечения ООО «Хоум-Мастер» отражены в таблице 9.

Отдел продаж, который также занимается ООО «Хоум-Мастер» работает с  опережением графика поставки материальных ресурсов. Это связано с риском накопления запасов невостребованных материалов и повышение складских  расходов. Однако в условия переходной экономики этот риск будет оправдан в связи с возможными срывами  договоров поставки.

 

Таблица 9 - Анализ качества плана материально-технического снабжения

   

Потребность по плану материально-технического снабжения

Потребность, установленная по фактическому расходу за квартал

Завышение (+), занижение (-) в плане  материально-технического снабжения

 

в том числе

 

в том числе

 

в том числе

на выполнение производственной программы

на прирост незавершенного производства

на выполнение производственной программы

на прирост незавершенного производства

на выполнение производственной программы (гр.4 – грр.8)

на прирост незавершенного производства

(гр.5 – гр.9)

1

2

3

4

5

6

7

8

10

11

12

Профиль «VEKA» ширина профиля 63 мм)

м

 

497

 

477

20

456

443

13

+41

+34

+7

Стеклопакет

м2

1040

1028

12

969

964

5

+71

+64

+7


 

Как следует из данных таблицы потребность  установленная в плане перевыполнена, что привело к сверхнормативному  росту материальных запасов, выше потребности в них. Такая тенденция может привести к затовариванию и обесценению приобретенных запасов. Очевидно, что чем точнее будут определены внутренние источники, тем объективнее будет рассчитана потребность во внешних, в заключении договоров (нарядов) на приобретение материалов у поставщиков. Поэтому очень важно изучить полноту поступления материалов и дать оценку степени удовлетворения потребности организации в них.

 

Для этого привлекается дополнительная информация договоров на поставку материальных ресурсов, данные статистической отчетности, данные бухгалтерского учета о фактическом  их поступлении, потребность-заявка на материалы. Общая оценка удовлетворения потребности ООО «Хоум-Мастер»  в материалах и выполнения договоров  на поставку ресурсов для выполнения работ приведена в таблице 10.

 

Таблица 10 - Общая оценка удовлетворения потребности ООО «Хоум-Мастер» и выполнения договоров на поставку профиля и стеклопакета за 1 квартал 2011 года

         

Поступило от поставщиков

 

всего

в том числе по договорам

1

2

3

4

5

6

7

8

Профиль «VEKA» ширина профиля 63 мм)

м

497

500

103,13

496

496

99,80

Стеклопакет

м3

1040

1040

100,00

1038

1038

99,81


 

Результаты анализа показывают, что по всем материалам на производство окна из профиля «VEKA» недовыполнены  договора поставки, на 0,20 % по профилям и на 0,19 % по стеклопакетам. Процент  невыполнения договоров поставки невысокий  и чаще всего является следствием либо невыполнения поставок по качеству либо обнаружения недостач при приемке. По стеклопакетам часть материалов была ненадлежащего качества (трещины, неровности) и не была зачтена в исполнение договора.

Для выявления виновников и причин невыполнения договора поставки целесообразно  проанализировать их поставку в разрезе  отдельных поставщиков и сроков. С этой целью привлекаются данные договорных обязательств (нарядов-спецификаций) и регистров учета поступления  материалов.

 

Основной причиной недопоставки по оперативным данным явились разница  в бухгалтерском учете по оплате и приходу материалов обоих предприятий, так как по утверждению ОАО  «Центргаз Пластик» договора были исполнены своевременно и в полном объеме. Возможно причина расхождения данных наличия хищений в процессе транспортировки материалов.

 

6. Оценка материалоемкости и материалоотдачи продукции

Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей представленных в таблице 11.

Таблица 11- Показатели эффективности  использования материальных ресурсов ООО «Хоум-Мастер» за 2009-2011 гг. В рублях

       

Изменение

2010 к 2009

2011 к 2010

Материалоемкость продукции (ME)

0,77

0,70

0,63

-0,07

-0,07

Материалоотдача продукции (МО)

1,30

1,43

1,58

0,13

0,15


 

Так, показатель материалоемкости продукции  определяется отношением суммы материальных затрат к стоимости продукции  и отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. реализованной  продукции. В 2009 году данный показатель составлял 0,77, в 2010 материалоемкость продукции снизилась на 0,07 ед. и составила 0,70 рублей на 1 рубль продукции. В 2011 г. материалоотдача снизилась еще на 0,07 руб. Снижение данного показателя указывает на уменьшение доли материальны затрат в себестоимости реализованной продукции. В частности это явилось следствием того, что предприятие стало уделять больше внимания росту заработной платы своим работникам. Доля затрат на оплату труда выросла, в то время как нормы расхода на одно окно не изменялись.

Динамика материалоотдачи положительна – в 2010 году происходит увеличение материалоотдачи производства на 0,13 единиц и в 2011 г. еще на 0,15. Увеличение показателя материалоотдачи указывает, что на каждый рубль матеральных затрат в 2011 году приходится на 0,28 рублей стоимости продукции больше. Влияние факторов на материалоемкость можно определить способом цепной подстановки, используя данные таблице 12.

 

В течении 4 квартала 2011 г. произошло только изменение цен поставщиков на профиль и стеклопакет до 529 и 1169 руб. соответственно. В связи с ростом цен на материалы и изменения ценовой политики ООО «Хоум-Мастер» рост цены окна из профиля «VEKA»

Таблица 12 - Данные для анализа материалоемкости металлопластикового окна из профиля  «VEKA» 210 х 155 мм за 4 квартал 2011 г.

Показатель

Алгоритм расчета удельных показателей

Расчет

Сумма, тыс. руб.

1. Затраты материалов на производство  продукции:

а) базового периода

∑(VВПi0 УР i0 ЦМ i0)

(78,2 х 7,8 х 0,497) + (78,2 х 3,05 х 1,04)

551,20

б) базового периода, пересчитанного на фактический  выпуск продукции при сохранении базовой структуры

МЗ0 ВП1 : ВП0

551,20 х 96 : 78,2

676,66

в) по базовым нормам и ценам на фактический  выпуск продукции

∑(VВПi1 УР i0 ЦМ i0)

(96 х 7,8 х 0,497) + (96 х 3,05 х 1,04)

676,66

г) фактически по базовым ценам

∑(VВПi1 УР i1 ЦМ i0)

-

676,66

д) фактические отчетного периода

∑(VВПi1 УР i1 ЦМ i1)

(96 х 7,8 х 0,529) + (96 х 3,05 х 1,169)

738,39

2. Стоимость валового выпуска продукции:

а) базового периода

∑(VВПi0 ЦП i0)

78,2 х 10,5

899,3

б) фактически при базовой структуре  и базовых ценах

∑(VВПi1 ЦП i0) ± ΔВПстр

96 х 10,5

899,3

в) фактически при фактической структуре  по базовым ценам

∑(VВПi1 ЦП i0)

96 х 10,5

1008,0

г) фактически

∑(VВПi1 ЦП i1)

96 х 11,3

1084,8


 

Плановая потребность в окнах  является нецелым числом, так как  расчет ведется по средним показателям. На основании приведенных данных о материальных затратах и стоимости товарной продукции рассчитаем показатели материалоемкости продукции, которые необходимы для определения влияния факторов на изменение ее уровня (таблица 13).

 

Таблица 13 - Факторный анализ материалоемкости окна из профиля «VEKA»

 

 

Условия расчета

 

 

 

 

Объем производства

Структура продукции

Расход материала на изделие

Цены на материалы

Цены на продукцию

to

to

to

to

to

to

551,2 : 899,30

61,29

Усл.1

t1

to

to

to

to

676,66 : 899,30

75,24

Усл. 2

t1

t1

to

to

to

676,66 : 1008,0

67,13

Усл. 3

t1

t1

t1

to

to

676,66 : 1008,0

67,13

Усл. 4

t1

t1

t1

t1

to

738,39 : 1008

73,25

t1

t1

t1

t1

t1

t1

738,39: 1084,8

68,07


 

Из таблицы видно, что материалоемкость в целом сократилась на 13,86 копеек, в том числе за счет изменения:

- объема выпуска оконной и  дверной продукции: 75,24 – 61,29 = плюс 13,95 руб.

- структуры производства: 67,13 –  75,24 = минус 8,11 руб.;

- цен на сырье и материалы: 73,25 – 67,13 = плюс 6,12 руб.;

- отпускных цен на продукцию: 68,07-73,25 = минус 35,18 руб..

Итого: минус 13,86 копеек.

За счет удельного расхода материалоемкость не изменялась, так как технология производства осталась прежней.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что в ООО «Хоум-Мастер»  за последний квартал 2009 года увеличился удельный вес продукции с более низким уровнем материалоемкости. Основное влияние оказал рост цен неа материалы в результате чего материалоемкость выросла на 6,12 руб. Снижение материалоотдачи на 35,18 руб. обусловлено ростом цен на окна.

Наиболее существенное влияние  на снижение материалоемкости продукции  оказало влияние отпускных цен  на свою продукцию, что является следствием стремления предприятия удержать конкурентные преимущества в условиях усиления конкуренции  на рынке оконной и дверной  продукции и снижения платежеспособности населения – основного заказчика  ООО «Хоум-Мастер».

 

 

7.УВЕЛИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.

Борьба за повышение эффективности  использования материальных ресурсов идет по нескольким направлениям. Одно из них оптимальный выбор поставщиков  сырья и материалов. Данное направления  имеет большое значение в условиях рыночных отношений. Необходимо грамотно подходить к выбору поставщиков  сырья и материалов, так как  качество продукцию напрямую зависит  от качества использованного в процессе ее производства сырья, а цена готовых  изделий прямо пропорциональна  стоимости исходных материалов.

Отсутствие нужного материала  из-за несвоевременной поставки нередко  вынуждает предприятие производить  его замену другим, менее экономичным. В связи с этим идет их перерасход. Либо компания откладывает сроки  по выполнению заказов перед клиентами, что напрямую влияет на репутацию  компанию, и может привести к снижению прибыли.

Выход надо искать в развитии и  совершенствовании комплексного гарантированного снабжения потребителей и оперативным  маневрировании материальными ресурсами.

Компания «Хоум-Мастер» в 2011 г. заключила договор на поставку комплектующих и оборудования с ООО «OPEN TREK». При этом произошли следующие потери:

- компенсация заказчикам за  просроченный заказ – 254 000 руб.;

- отказы клиентов – 182 000 руб.;

- завышенная стоимость комплектующих  – 79 000 руб.

Всего поставлено комплектующих на сумм 15 000 000 руб.

Итого затраты составили – 15 515 000 руб.

В 2011 г. компания заключила договор с ООО «Про Окна». Стоимость комплектующих выше на 3 %, чем в ООО «OPEN TREK». В условиях договора на поставку указано, что за несвоевременную поставку ответственность несет поставщик.

Если бы компания в 2011 г. приобрела у ООО «Про Окна» то же количество комплектующих, что и в 2011 г. у ООО «OPEN TREK», компания заплатила бы 15 450 000 руб. (15 000 000 * 103 %). Это ниже, чем затраты, понесенные в 2011 г. Кроме того, не пострадала репутация компании.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Большой удельный вес в себестоимости составляют материальные затраты, от которых зависит уровень себестоимости. Приближение индивидуальных затрат к общественно необходимым зависит от точности распределения затрат при комплексном использовании сырья и материалов. Материальные ресурсы как экономическая категория имеют качественную определенность (понятие, состав) и количественную характеристику (показатели).

Для оценки уровня и эффективности  использования материальных ресурсов применяются многочисленные показатели. В экономической литературе существуют различные их группировки, и каждая из них имеет свое обоснование.

Наиболее приемлемой для восприятия всего многообразия индикаторов  является система показателей использования  материальных ресурсов, которая включает группы обобщающих и единичных (частных, локальных) показателей, а также  научно обоснованные нормы расхода  материальных ресурсов. К обобщающим показателям относятся материалоемкость производства и продукции, материалоотдача, показатели абсолютного и относительного изменения объема материальных затрат, показатели интенсификации использования материальных ресурсов, показатели структуры потребления материальных ресурсов и другие. В группе единичных показателей выделяются: показатели полезного использования материальных ресурсов и показатели, характеризующие долю отходов, потерь материальных ресурсов и степень вовлечения их в производство.

Информация о работе Характеристика материальных ресурсов