Экономическая сущность заемного капитала, задачи и источники информации анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 10:47, реферат

Описание работы

Основные задачи анализа использования заемных средств:
- изучить состав, структуру и динамику заемных источников формирования капитала предприятия;
- оценить эффективность использования заемных ресурсов;
- изучить основные принципы анализа кредитоспособности организации.

Работа содержит 1 файл

Экономическая сущность заемного капитала1.docx

— 71.54 Кб (Скачать)

 

Таким образом, привлекая  заемные ресурсы, предприятие может  увеличить собственный капитал, если рентабельность инвестированного капитала окажется выше цены привлеченных ресурсов.

 

    1. Анализ кредитоспособности организации

 

Получение заемных средств  вызывает необходимость анализа  кредитоспособности заемщика, позволяющей обосновать решение о выдаче кредита, определить уровень риска финансовых потерь для кредитора в случае невозврата. Немаловажное значение имеет оценка своей кредитоспособности для самого заемщика, так как это позволяет принять более взвешенное решение о необходимости привлечения заемных средств, объективно исследовать финансовое состояние, возможности своевременного и полного погашения кредитов, разработать линию поведения с потенциальным кредитором.

Кредитоспособность –  это финансовые возможности коммерческих организаций своевременно и в  полном объёме рассчитываться по своим  долгосрочным и краткосрочным обязательствам в связи с необходимостью погашения  заемных средств (кредитов и займов).

Основной информационной базой и источником финансовой информации для проведения анализа кредитоспособности предприятия служит бухгалтерская  отчетность. Кроме того, могут дополнительно  использоваться следующие документы [12, с. 21]:

- управленческая отчетность и иная управленческая информация;

- сведения о наличии положительной (отрицательной) кредитной истории,

- качество управления организацией-заемщиком,

- вовлеченность заемщика в судебные разбирательства,

- степень зависимости от государственных дотаций,

- информация о выполнении заемщиком обязательств по другим договорам и перед другими кредиторами, включая задолженность по полученным кредитам и займам.

Методы оценки кредитоспособности организаций коммерческими банками  можно подразделить на рейтинговые  и нерейтинговые.

Нерейтинговые методики оценки кредитоспособности заключаются в том, что банком определяется набор необходимых и достаточных показателей, для каждого показателя устанавливаются границы, относящие организацию к определенному классу кредитоспособности по данному показателю. Кроме количественной оценки кредитоспособности производится качественный анализ.

Чаще всего под кредитоспособностью  понимается финансовое состояние организации, и для его оценки используются три группы оценочных показателей:

- коэффициенты ликвидности;

- коэффициенты соотношения  собственных и заемных средств;

- показатели рентабельности продукции.

Коэффициент абсолютной ликвидности – определяется долей от текущей задолженности, которая может быть погашена за счёт имеющихся оборотных активов. Формула расчёта выглядит следующим образом:

 

КАЛ=(ДС+КФВ)/КО,                                                                                   (1.3.1)

где:   ДС – это количество денежных средств;

                   КФВ – это краткосрочные финансовые вложения,

                  КО – это краткосрочные обязательства.

 

Коэффициент критической  или промежуточной ликвидности – определяет, какая доля текущих обязательств может быть погашена за счёт всех денежных средств, в том числе – ожидаемых. Данный коэффициент определяют по формуле:

 

  ККЛ=(ДС+КФВ+ДбтЗ)/КО,                                                                           (1.3.2)

где:   ДбтЗ – размер дебиторской задолженности.

 

Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) – показатель, определяющий степень покрываемости краткосрочных обязательств оборотными активами. Рассчитывается по формуле:

 

  КТЛ=ОА/КО,                                                                                                   (1.3.3)

где:   ОА – это оборотные (текущие) активы.

 

Коэффициент соотношения  собственных и заемных средств  определяется по формуле:

 

  Кс/з =СК/ЗК,                                                                                                    (1.3.4)

где:   ЗК – заемный капитал;

         СК-собственный капитал.

 

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение  общей суммы прибыли к себестоимости продукции. Показатель характеризует относительную величину прибыли, приходящуюся на 1 руб. текущих затрат и рассчитывается по формуле:

 

Рпродукции  = Прибыль/Себестоимость х 100%                                                (1.3.5)

 

Оценка результатов расчета  показателей заключается в присвоении организации категории по каждому  из этих показателей на основе сравнения  полученных значений с установленными достаточными значениями (таблица 1.3.1).

 

 

 

 

Таблица 1.3.1

Классификация коэффициентов  по категориям

Показатель

1-я категория

2-я категория

3-я категория

Коэффициент абсолютной ликвидности  К1

0,2 и выше

0,15-0,2

Менее 0,15

Промежуточный коэффициент  покрытия К2

0,8 и выше

0,5-0,8

Менее 0,5

Коэффициент текущей ликвидности  К3

2,0 и выше

1,0-2,0

Менее 1,0

Коэффициент соотношения  собственных и заемных средств  К4:

а) для всех предприятий  кроме торговли

 

 

 

 

 

1,0 и выше

 

 

 

 

 

0,7-1,0

 

 

 

 

 

Менее 0,7

б)для торговых предприятий

0,6 и выше

0,4-0,6

Менее 0,4

Рентабельность продукции  К5

0,15 и выше

0-0,15

Нерентабельно


 

Увеличение показателей  в динамике можно трактовать как  улучшение кредитоспособности организации, уменьшение - как ухудшение.

Несмотря на простоту нерейтинговых  методик, они имеют недостатки.

Проблемы нерейтинговых  методик оценки кредитоспособности организаций:

а) границы установления категорий кредитоспособности организаций;

б) оценка кредитоспособности организации при попадании ключевых показателей в разные категории;

в) невозможность количественного сравнения деятельности организаций между собой, возможно только качественное распределение по трем категориям.

Таким образом, можно отметить недостаточную проработанность  нерейтинговых систем оценок и в  результате этого возникающие сложности  точного определения категории  кредитоспособности организации. Данные методики не отвечают в полной мере требованию комплексности рассмотрения кредитоспособности организаций. Категория  кредитоспособности организации определяется достаточно условно, так как не учитывается значимость отдельных коэффициентов в общей оценке.

Альтернативой нерейтинговым  методикам оценки кредитоспособности организаций могут выступать  рейтинговые методики.

Рейтинговые методики оценки кредитоспособности организаций в  большей степени отвечают требованию комплексности подхода к оценке, получаемые выводы по результатам анализа  в меньшей степени субъективны.

Методика рейтинговой  оценки кредитоспособности включает:

- разработку системы оценочных  показателей кредитоспособности;

- определение критериальных  границ оценочных показателей;

- ранжирование оценочных  показателей;

- оценку суммарной кредитоспособности.

Необходимо также отметить, что каждый банк самостоятельно определяет набор показателей, по расчетам которых  определяется рейтинг заемщиков, критериальные  границы оценочных показателей  и метод оценки суммарной кредитоспособности.

Рассмотрим методику анализа  кредитоспособности, основанную как  на финансовых коэффициентах, так и  на других аспектах нефинансового характера. В основу методики положена система  показателей, которая представляет собой набор финансовых коэффициентов  и дополнительных данных нефинансового  характера.

Алгоритм расчета общего рейтинга предполагает оценку ряда определенных аналитиком показателей, а затем их умножение на заранее установленный весовой коэффициент, определяющий долю показателя в итоговой оценке и последующее суммирование. Совокупный рейтинг позволяет в соответствии с принятой шкалой ранжировать предприятия как потенциальных заемщиков по уровню кредитоспособности.

Конечным этапом определения  кредитоспособности должно стать отнесение предприятия-заемщика к какому-либо классу кредитоспособности на основе описания классов и критериев классификации заемщиков.

Качественный анализ основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения, представленные предприятием-заемщиком, службой безопасности и информация базы данных. На этом этапе оцениваются:

- состояние рынка по  отрасли;

- тенденции в развитии  конкуренции;

- уровень государственной  поддержки;

- лицензирование деятельности;

- риски штрафов и санкций;

- правоприменительные риски  (возможность изменения в законодательной  и нормативной базе);

- деловая репутация (аккуратность  в выполнении обязательств, кредитная  история, участие в крупных  проектах);

- качество управления (квалификация, устойчивость положения руководства).

Рассмотрим анализ кредитоспособности организации «Бриз», основанный на методике Сбербанка РФ.

Для определения рейтинга заемщика Сбербанк РФ использует пять основных коэффициентов:

а) Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) = ((Денежные средства + Краткосрочные фин. вложения) / Краткосрочные  пассивы) ≥ 0,2                   (1.3.1)

б) Коэффициент промежуточного покрытия (К2) = ((Денежные средства + Краткосрочные  финансовые вложения + Краткосрочная  дебиторская задолженность (за вычетом  резерва по сомнительным долгам)) / Краткосрочные  пассивы) ≥ 0,8                                                                                                        (1.3.2)

в) Коэффициент текущей  ликвидности (К3) = (Оборотные активы / Краткосрочные пассивы) ≥ 2,0                                                                                       (1.3.3)

г) Коэффициент соотношения  собственных и заемных средств (К4) = Собственный капитал / (Заемные  средства – Доходы будущих периодов – Резервы предстоящих расходов) = 1,0                                                                                (1.3.4)

д) Рентабельность продаж (К5) = (Прибыль от продаж / Выручка от реализации) ≥ 0,15                                                                                                 (1.3.5)

Рассчитаем фактические  значения коэффициентов:

К1 нач = (4515+21)/29030 = 0,16

К1 конец = (25967+21)/122274=0,21

К2 нач = (4515+21+31589)/29030 = 1,24

К2 конец = (25967+21+94706)/122274 = 0,99

К3 нач = (4515+21+31589+ 5357)/29030 = 1,43

К3 конец = (25967+21+94706+5692)/122274 = 1,03

К4 нач = 22510/29030= 0,8

К4 конец =  15121/108680 = 0,14

К5 нач = 5345/231243 = 0,02

К5 конец = (5002)/376477 = - 0,01

Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов заключается  в присвоении предприятию-заемщику категории по каждому из этих показателей  на основе сравнения полученных значений с установленными нормативами.

Далее определяется сумма  баллов по этим показателям в соответствии с их весами. В зависимости от полученных фактических значений, показатели разбиваются на категории как показано в таблице 1.3.2.

 

Таблица 1.3.2

Разбивка показателей  на категории в зависимости от их фактических значений

Коэффициенты

1 категория

2 категория

3 категория

1

2

3

4

К1

0,2 и выше

0,15 – 0,2

менее 0,15

К2

0,8 и выше

0,5 – 0,8

менее 0,5

К3

2,0 и выше

1,0 – 2,0

менее 1,0

К4

1,0 и выше

0,7 – 1,0

менее 0,7

К5

0,15 и выше

менее 0,15

нерентабельность

Информация о работе Экономическая сущность заемного капитала, задачи и источники информации анализа