Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Агат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
Обобщение полученных в ходе комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности промышленного предприятия ООО «Агат» результатов с целью выявления резервов улучшения деятельности организации.
Исходя из цели, был сформулирован ряд задач:
-создание понятийного аппарата по теме «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности »;
-раскрытие основных методик расчета показателей комплексного анализа;
-проведение анализа ресурсного потенциала;
-проведение анализа производства и объема продаж;
-проведение анализа финансовых результатов;
-осуществление комплексной оценки деятельности предприятия;
-формулирование рекомендаций по принятию управленческих решений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Агат» 4
1.1. Анализ ресурсного потенциала организации 4
1.2. Анализ производства и объема продаж 13
1.3. Анализ затрат и себестоимости продукции 17
1.4. Анализ финансовых результатов деятельности организации 24
1.5. Анализ финансового положения организации 32
1.6. Комплексная оценка деятельности организации 40
Заключение 43
Список литературы 44
Приложение 45

Работа содержит 1 файл

курсовикКЭФХД.DOC

— 1.11 Мб (Скачать)

    Повышение объема производства и продаж товаров  достигается за счет экстенсивного  и интенсивного развития. Экстенсивное развитие, т.е. количественное увеличение средств производства и трудовых ресурсов, достигается за счет роста основных средств, увеличения потребляемых материальных ресурсов,  увеличения численности работающих. Интенсивное развитие, т.е. повышение эффективности использования и экономии средств производства и трудовых ресурсов, достигается за счет снижения фондоотдачи, снижения материалоотдачи, роста производительности труда.

    Как видно из таблицы 4 деятельность ООО «Агат» является экстенсивной. При приросте выручки от продаж в 13,89 прирост численности на 1% прироста выручки (коэффициент экстенсивности) составит 0,7199 или 71,99 %. Коэффициент интенсивности – 28,01. Увеличение численности рабочих обеспечило снижение производительности труда, т.е. интенсивный фактор показывает снижение производительности труда, которое вызвано уменьшением продолжительности смены и среднечасовой выработки одним рабочим.

     Кроме того, об экстенсивном характере деятельности организации говорит и тот факт, что на увеличение объема продаж повлияло увеличение стоимости активной части основных средств (экстенсивный фактор). Фондоотдача увеличилась. Это является отрицательным моментом. Необходимо выявить причины значительного увеличения показателя фондоотдачи и принять меры для приостановления негативных тенденций.

     На  увеличение объема продаж также повлияло увеличение такого экстенсивного фактора, как стоимость материалов в себестоимости продаж.  Увеличение стоимости материалов приводит к увеличению потерь, применению менее прогрессивных материалов, уменьшению эффективности использования за счет совершенствования техники и технологии и др.

     Как видно из произведенных расчетов, организация неэффективно использует имеющиеся ресурсы. Об этом говорят рассчитанные комплексные показатели экстенсивного и интенсивного  использования ресурсов. Комплексный показатель экстенсивного использования ресурсов составил 64,043%, а комплексный показатель интенсивного использования ресурсов 35,957%. 

      5. Определим комплектный  резерв увеличения  объема продаж  за счет лучшего  (экстенсивного и  интенсивного) использования ресурсного потенциала предприятия. Результаты расчетов обобщим в Таблице 5.  
 
 

      Таблица 5

      Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции  за счет внутренних резервов использования  ресурсов

Показатель Резерв  увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа Резерв  увеличения объема прдаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов
1 2 3 4
1 Увеличение  стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов 203 203 Х
2 Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов - Х
3 Увеличение  стоимости продаж за счет лучшего использования производственных средств 602 377 Х
4 Итого комплектный  ресурс Х -
 

     На  объем продаж оказывает влияние  использование производственных ресурсов, которые можно объединить в три группы:

     - факторы, связанные с использованием  трудовых ресурсов;

     - факторы, связанные с использованием  материальных ресурсов;

     - факторы, связанные с использованием  основных средств.

     Все три группы производственных факторов находятся во взаимной связи, так как отсутствие или недостаточность одного из них нарушают процесс производства продукции.

     Рассмотрим  структуру резерва увеличения объема продаж каждой из групп факторов, влияющих на него:

     а) факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов:

     Факторами, дающими резерв роста продаж, являются изменение продолжительности смены, а также изменение средне часовой выработки одного рабочего и составляет 203 203  тыс. руб., что говорит о снижении простоев.

     б) факторы, связанные с использованием материальных ресурсов:

     За  счет увеличения стоимости материалов в себестоимости продаж и материалоотдачи, объем продаж увеличился. Резерва увеличения выпуска и продажи продукции нет.

     в) факторы, связанные с использованием основных средств:

     Наиболее  нерационально использовалась активная часть основных средств. Сказалось  изменение выпуска продукции  в 1 час на 1 тыс. рублей основных средств, а так же изменение средней продолжительности рабочей смены. Если бы величина этих факторов оставалась неизменной в отчетном году, предприятие могло бы получить дополнительный рост объема продаж. Таким образом, резерв роста объема продаж (упущенная выгода) составит 602 377 тыс. руб.

     Сумму резерва предприятия ООО «Агат» нельзя считать комплектной, поскольку у него нет резерва роста выпуска по такому ресурсу, как материалы (сырье). 

      1.2 .Анализ производства и объема продаж

      6. Определим влияние  на прирост объема  продаж изменения  количества проданной  продукции (в натуральном  выражении), ее структуры и цен на нее. Информацию для необходимых аналитических расчетов можно почерпнуть в приложении 1.Там же оформим результаты дополнительных расчетов, необходимых для анализа степени указанных факторов. В тексте к таблицы представим и объясним методику расчетов степени влияния каждого фактора, сделаем выводы о возможности увеличения выпуска продукции. Дадим характеристику экстенсивности и интенсивности влияния выявленных факторов и резервов. 

      Приложение 1

      Информация  и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения степени влияния на изменение выручки от продаж количества, структуры и цен на проданную продукцию

Наименование проданной продукции количество  проданной продукции, шт. Цена  за проданную продукцию, тыс.руб. Выручка за прошлый год, тыс.руб. Расчетный показатель выручки за отчетный год, тыс.руб. Выручка за отчетный год год, тыс.руб.
за  прошлый год за  отчетный год за  прошлый год за  отчетный год при структуре прошлого года при структуре отчетного года
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Изделие А 11 500 11 680 256 302,30 2 944 000 3 532 800 2 990 080 3 530 864
2 Изделие В 5 880 5 600 305,34 264,42 1 795 399 2 154 479 1 709 904 1 480 752
3 Изделие С 7 000 11 976 357 269,89 2 499 000 2 998 800 4 275 432 3 232 203
  Итого 24 380 29 256 X X 7 238 399 8 686 079 8 975 416 8 243 819
 

      Используем  метод цепных подстановок:

      I.   - для графы 7

              - для графы 8

            - для графы 9

           - для графы 10

      II. Расчет влияния факторов:

       = 8 686 079-7 238 399 = 1 447 679,84

       = 8 975 416-8 686 079 = 289 337,96

       = 8 243 819-8 975 416= -731597,36

      Баланс  отклонений:

      

      1 005 420 = 8243819 – 7238399 = 1 447 679,84+ 289 337,96 - 731 597,36

     На  выручку от продаж повлияли следующие  факторы: изменение объема продаж и  структуры продаж – экстенсивные факторы; изменение цен проданной продукции – интенсивный фактор. В результате изменения количества проданной продукции выручка увеличилась на 1 447679,84 тыс. руб.

   В результате изменения структуры  – выручка от продаж увеличилась на 289 337,96 тыс. руб., изменения цен – уменьшилась на 731 597,36 тыс. руб. Данный фактор отрицательно повлиял на динамику выручки, величина его влияния является неиспользованным резервом, т.е. величина этого показателя является резервом роста выручки от  продаж:  731 597,36 тыс. руб. 

    7. Используя данные  о результатах  маркетингового исследования  спроса на изделия  А, В, С, D и E, показанных в Приложении 4 и в сносках к нему, разработаем часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. При этом следует учитывать, что сопоставление спроса с возможностью выпуска организацией изделий в будущем периоде показало, что изделие D может быть выпущено в количестве 400 шт., а для выпуска изделия  E у предприятия нет соответствующих условий.

Приложение 4

Исходные  данные для составления  бизнес-плана 

на  будующий отчетный период

Показатель Изделие А Изделие B Изделие C Изделие D Изделие Е Итого
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Спрос на изделие, шт. 12 000 4 500 4 600 400   21 500
2 Цена изделия  на будущий период, тыс. руб 320 310 750 590 980 Х
3 Себестоимость еденицы продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс. руб. 294 260 695 570   Х
4 Объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план , тыс. руб. (стр.1*стр.2) 3 840 000 1 395 000 3 450 000 236 000 0 8 921 000
5 Себестоимость объема продаж, включенной в бизнес план, тыс. руб. (стр.1*стр.3) 3 528 000 1 170 000 3 197 000 228 000 0 8 123 000
6 Прибыль от продаж на планируемый период, тыс. руб.

(стр.4-стр.5)

312 000 225 000 253 000 8 000 0 798 000
7 Коэффициент рентабельности изделий исходя из отношения прибыли к объему продаж (стр.6/стр.4) 8,13 16,13 7,33 3,39 - 8,95
8 Отнесение продукции к определенной группе в зависимости от уровня ее рентабельности, тыс. руб. № группы 3 2 3 3 - 3
 

Коэффициент рентабельности  рассчитаем по формуле:

      Отнесем продукцию к определенной группе в зависимости от уровня её рентабельности:

    группа 1 – продукция с рентабельностью 25% и выше;

    группа 2 – от 10 до 25%;

    группа 3 – ниже 10%.

     Таким образом, наибольшую рентабельность имеет  изделия B 16,13%, наименьшую изделия А 8,125%, С 7,33% и D 3,38%, поэтому предприятию в будущих периодах предпочтительнее сосредоточиться на выпуске и продаже изделия B, для чего необходимо обеспечить увеличение спроса на данный вид продукции и возможность увеличения их производства. При этом следует отметить, что уровень рентабельности всех изделий невысок всего лишь 2 и 3 группа, поэтому предприятию необходимо изыскать резервы повышения прибыльности своей продукции, например, за счет снижения затрат на производство, улучшения качества продукции и расширения областей сбыта. Но нельзя отказываться и от выпуска менее рентабельных изделий, таких как A, С и D, так как это приведет к неэффективному использованию производственных мощностей, что повлечет рост полной себестоимости выпускаемой продукции. От малорентабельной продукции можно отказаться лишь в том случае, если есть возможность заменить ее высокорентабельной уже выпускаемой или новой продукцией.

     Поскольку предприятие не  имеет соответствующих  условий для выпуска изделия «Е», то рассчитать его рентабельность не возможно. Поскольку спрос на данное изделие имеется, то можно сказать, что ООО «Агат» недополучит 5 880 000  тыс. руб.  

      8. На основании данных  выписки из отчета  о прибылях и  убытках по форме  №2, Справки №2  «Переменные и  постоянные расходы  в составе затрат на проданную продукцию» и результатов анализа п. 2.2. определим точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчетный год и на планируемый период. Результаты расчетов оформим в Таблице 6. Сделаем выводы на основании результатов проведенных расчетов. Анализируя полученные результаты, следует учесть, что нормативное значение уровня запаса финансовой прочности составляет 60-70% от объема продаж.

    Таблица 6

      Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый  объем продаж, обеспеченный спросом

Показатель Алгоритм  расчета За  отчетный период На  планируемый период, обеспеченный спросом
1 2   3 4
1 Выручка от продаж, тыс. руб. ф.№2 стр. 010 8 243 819 8 921 000
2 Переменные  затраты, тыс. руб. Справка №2 4 426 831 5 497 725
3 Постоянные  затраты, тыс. руб. Справка №2 2 910 208 2 625 275
4 Прибыль от продаж, тыс. руб.
906 780 798 000
5 Маржинальный  доход в составе выручки от продаж, тыс. руб.
3 816 988 3 423 275
6 Доля маржинального  дохода в выручке, %
0,4630 0,3837
7 "Критическая  точка" объема продаж, тыс. руб.
6 285 382,09 6 841 424,74
8 Запас финансовой прочности, тыс. руб.
1 958 436,91 2 079 575,26
9 Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, %
0,2376 0,2331

Информация о работе Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Агат»