Контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:16, доклад

Описание работы

Развитие информационных систем отражает требования к совершенствованию бизнеса. Потребность в повышении качества управления, в обеспечении соответствия информационных процессов реальным бизнес-процесам, в ускорении документооборота и в подготовке принятия управленческих решений является ключевой для развития современных информационных систем.

Работа содержит 1 файл

контролинг (Автосохраненный).doc

— 78.50 Кб (Скачать)


6

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

 

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Контроллинг»

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

Студент группы 3 ЗУБУ-3

Нестерова Е.Н.

 

ПРОВЕРИЛ:

                                                                         Сотникова О.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЛЖСКИЙ 2012г.


Назначение и задачи информатизации контроллинга

 

Развитие информационных систем отражает требования к совершенствованию бизнеса. Потребность в повышении качества управления, в обеспечении соответствия информационных процессов реальным бизнес-процесам, в ускорении документооборота и в подготовке принятия управленческих решений является ключевой для развития современных информационных систем.

Автоматизированные управленческие информационные системы как связующее звено при выработке стратегии бизнеса, изменении управления, организации целенаправленной работы с персоналом играют большую роль в успешной реализации стратегии предприятия в целом. Стержнем формирования перспективной автоматизированной управленческой информационной системы является концепция развития интегрированных автоматизированных систем, ориентированных на поддержку управления бизнесом. Управленческие решения на предприятии охватывают все стороны его деятельности: подготовку производства, собственно производство, сбыт, работу с персоналом, финансы и др. Основная задача управления - координация деятельности подразделений для наиболее эффективного их использования по решению стратегических, тактических и текущих задач предприятия. Этому должны способствовать высокий профессионализм сотрудников, широкая информационная поддержка анализа состояния и тенденций развития, компетентность в принятии стратегических и тактических решений, планирование и координация деятельности подразделений для достижения общих целей, проведение организационных и текущих мероприятий по поддержанию бизнеса, организация контроля и развития коллектива и личности в нем. Особую роль в этой связи играет контроллинг, понимаемый как управление будущим бизнеса для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц. Управленческие решения на предприятии охватывают все стороны его деятельности: подготовку производства, собственно производство, сбыт, работу с персоналом, финансы и др. Основная задача управления – координация деятельности подразделений для наиболее эффективного их использования по решению стратегических, тактических и текущих задач предприятия. Этому должны способствовать высокий профессионализм сотрудников, широкая информационная поддержка анализа состояния и тенденций развития, компетентность в принятии стратегических и тактических решений, планирование и координация деятельности подразделений для достижения общих целей, проведение организационных и текущих мероприятий по поддержанию бизнеса, организация контроля и развития коллектива и личности в нем. Особую роль в этой связи играет контроллинг, понимаемый как управление будущим бизнеса для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц. При этом текущий анализ и регулирование плановых и фактических показателей подчинены указанной стратегической цели. Управление бизнес-процессами требует комплексного рассмотрения как внешних, так и внутренних факторов. Анализ текущего состояния и перспектив развития собственного бизнеса, учет неопределенности в динамично изменяющейся макроэкономической ситуации в России и за рубежом, обострения конкурентной среды, а также постоянно меняющейся правовой сферы управления бизнесом недостаточно эффективны без формирования современной информационной системы контроллинга. Информационная поддержка менеджмента должна не только обеспечивать руководство информацией о текущем состоянии дел, но и прогнозировать последствия тех или иных изменений внутренней или внешней среды. Только подобный подход позволит обеспечивать организаторов бизнес-процесса всей информацией, необходимиой для детального анализа текущей ситуации, и предусмотреть необходимые шаги для совершенствования деятельности. Новые подходы к информатизации контроллинга и внедрение современных систем поддержки принятия решения призваны:

1.      Объяснить усложняющиеся экономические проблемы организации и подвергнуть их оперативному анализу;

2.      Обеспечить информационную поддержку управления бизнес-процессами по установленным целям;

3.      Проанализировать и предложить возможные решения по реструктаризации и развитию бизнеса.

Миссия контроллинга заключается прежде всего в обеспечении длительного функционирования предприятия и его структурных единиц. При этом текущий анализ и регулирование плановыз и фактических показателей подчинены указанной стратегической задаче. На первых порах контроллинг действует как сигнальная система, ориентированная на принятие своевременных мер при наличии отклонений от плана. При этом соблюдается цикл поддерживания управленческих решений «план-организация выполнения-учет-контроль-анализ-регулирование». Система обеспечивает сопоставление плановых и фактических значений контролируемых показателей, основанное на плане развития предприятия и структурированной системе управленческого учета. По мере развития системы управления на предприятии контроль и управление со стороны уступают место самоконтролю и самоуправлению в зависимости от уровня полномочий и ответственности менеджера. При этом сохраняется централизация видов обеспечения управления (в том числе информационного). Под финансовым анализом в терминах контроллинга понимается методология организации управления, включающая решение задач планирования, мониторинга, получения отчетности, справок, прогнозов и рекомендаций, а так же информирования о состоянии и тенденциях. Концепция подразумевает решение задач финансового контроля и оптимизации использования финансовых средств и источников. В настоящее время контроллинг можно определить как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия, т.е. с некоторой долей условности как систему управления прибылью.

Основными задачами контроллинга являются:

1.      Финансовый контроллинг, в том числе контроль нормативов и индексов финансовых потолков прибыльности и себестоимости рыночных тенденций и конкуренции;

2.       

Основными задачами контроллинга являются:
1. финансовый контроллинг, в том числе контроль нормативов и индексов, финансовых потоков, прибыльности и себестоимости, рыночных тенденций и конкуренции;
2. контроль исполнения, включая контроль качества и рентабельности предоставления услуг подразделениями и филиалами;
3. оперативное управление денежными потоками и временно свободными средствами;
4. управление проектами, в том числе инвестиционными;
5. мониторинг, анализ и прогноз внешней среды, включая моделирование влияния изменения внешней конъюнктуры, динамики рыночных тенденций, поведения партнеров и конкурентов, развития новых продуктов, услуг, инструментов.
Для контроля, учета и управления финансовыми потоками обычно используют CashFlow-модель (CF-модель). Она опирается на балансовые отслеживаемые во времени соотношения между активами и пассивами, обязательствами и реально получаемым доходом. Данная модель может быть использована для решения следующих задач.
Контроль финансового баланса. Оперативный анализ изменения активов и пассивов по факту совершения операции в целях определения текущего сальдо в любой момент времени и анализа финансовой деятельности предприятия за рассматриваемый период, необходимый как для отчетной деятельности, так и для текущего и стратегического планирования.

Организация сбора информации осуществляется в рамках многоаспектной модели - по времени, финансовым характеристикам и показателям, клиентам, подразделениям.
Анализ, планирование и прогнозирование текущего и прогнозных состояний предполагают представление отчетов с использованием деловой графики.
1.1. Оптимизация денежных потоков. Оптимизация CF-модели подразумевает широкий класс проблем, к которому относятся следующие задачи:
1.2. прямая задача - определение динамики финансового потока для заданной временной зависимости процентной ставки при осуществлении операций по приходу и расходу (выплаты и перечисления) внутри рассматриваемого потока;
1.3. обратная задача - нахождение возможного набора временных зависимостей средней процентной ставки для обеспечения баланса в заданные моменты времени при совершении планируемых операций с финансовым потоком;
1.4. инвестиционная задача - определение эффективности инвестиционных проектов и их последующее ранжирование по общим критериям NPV, IRR или по комбинированному критерию;
1.5. выдача рекомендаций по финансово-кредитной политике предприятия в целом с использованием данных о текущем состоянии баланса, предстоящих и планируемых операциях, результатов анализа состояния финансового и фондового рынков, с учетом стратегии поведения предприятия, обеспечивающей максимальный прирост прибыли.
Для решения данной задачи необходим мониторинг финансового и фондового рынков в целях определения уровня доходности, ликвидности и риска существующих рыночных секторов и построения корреляции и прогноза развития этих секторов. Рекомендации по диверсификации финансовых средств вырабатываются на основе критериев доходность/риск/ликвидность.
Сценарный анализ движения денежных потоков. В результате решения данной задачи можно моделировать последствия различных принимаемых решений по финансовой политике предприятия. Используя CF-модель, можно промоделировать ситуацию в целях выхода из создавшейся ситуации с наименьшими потерями доходности (например, извлечение средств для покрытия задолженности из наименее доходного рыночного сектора или путем кредитования средств). Результаты анализа должны представляться в виде отчетов с применением элементов деловой графики. Модифицированная CF- модель используется и при планировании финансовой деятельности.

 

Анализ текущего состояния и перспектив развития собственного бизнеса, учет неопределенности в динамично изменяющейся макроэкономической ситуации в России и за рубежом, обострения конкурентной среды, а также постоянно меняющейся правовой сферы управления бизнесом недостаточно эффективны без формирования современной информационной системы контроллинга.

Информационные потоки обеспечивают нормальную работу предприятия. Создание системы информационной поддержки предприятия для службы контроллинга является первостепенной задачей, поскольку именно на ее основе она сможет помочь руководству в процессе принятия управленческого решения. 

Под системой информационных потоков понимают совокупность информации, которая позволяет предприятию вести финансово-хозяйственную деятельность.

Информационная поддержка должна не только обеспечивать руководство информацией о текущем состоянии дел, но и прогнозировать последствия тех или иных изменений внутренней или внешней среды.

Только подобный подход позволит обеспечить организаторов бизнес-процесса всей информацией, необходимой для детального анализа текущей ситуации, и предусмотреть необходимые шаги для совершенствования деятельности.

Новые подходы к информатизации контроллинга и внедрение современных систем поддержки принятия решения призваны:

  объяснить усложняющиеся экономические проблемы организации и подвергнуть их оперативному анализу;

  обеспечить информационную поддержку управления бизнес- процессами по установленным целям;

  проанализировать и предложить возможные решения по реструктуризации и развитию бизнеса.

Миссия контроллинга заключается, прежде всего, в обеспечении длительного функционирования предприятия и его структурных единиц. При этом текущий анализ и регулирование плановых и фактических показателей подчинены указанной стратегической задаче. На первых порах контроллинг действует как сигнальная система, ориентированная на принятие своевременных мер при наличии отклонений от плана. При этом соблюдается цикл поддержания управленческих решений "план - организация выполнения - учет - контроль - анализ - регулирование" (рис.1).

Рис.1. Структура цикла контроллинга

Система обеспечивает сопоставление плановых и фактических значений контролируемых показателей, основанное на плане развития предприятия и структурированной системе управленческого учета.

По мере развития системы управления на предприятии контроль и управление со стороны уступают место самоконтролю и самоуправлению в зависимости от уровня полномочий и ответственности менеджера. При этом сохраняется централизация видов обеспечения управления (в том числе информационного).

Система контроллинга информационно поддерживает разработку базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), обеспечивает координацию отдельных планов по времени и содержанию, проверку составленных планов на полноту и реализуемость и позволяет составить единый оперативный (годовой) план предприятия. В рамках системы контроллинга определяется, как и когда следует планировать, а также оценивается возможность реализации запланированных действий.

Информация, которая поступает руководителям предприятия, должна быть краткой, конкретной и пролагать возможные варианты реагирования на неё.

Факторы неопределённости и риска требуют необходимого для их оценки и принятия адекватных решений информационного сопровождения на основе современных технологий. Особенно важна роль деловой информации, поступающей из внешних источников, в условиях российского рынка, которая характеризуется  такими особенностями, как коррумпированность чиновника, криминализация бизнеса, отсутствие правовых гарантий и наличие иных факторов, присущих переходной экономике. Без информации о политическом положении нельзя принимать решения о размещении филиалов в регионе; без информации о клиенте трудно определить, стоит ли выдавать ему кредит и под какие проценты и т.д.

Современные предприятия требуют всё большей оперативности. В период быстрых изменений на рынке, более короткого цикла обращения продукции и услуг, изменчивости потребительского спроса важны полнота и актуальность информационной базы для предприятия стратегических решений, а так же контроля за их выполнением. В этой связи использование современных методов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации для управленческих решений является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.


Список литературы

1.Карминского А.М, Фалько С.Г Контроллинг – М., Финансы и статистика, 2006

2.Шешукова Т.Г., Гуляева Е.П. Теория и практика контроллинга – М., ИНФРА-М, 2008

3.Данилочкиной Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием - М.: ЮНИТИ, 2006.



Информация о работе Контроллинг