Малый бизнес. Его роль в экономике и этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:54, курсовая работа

Описание работы

Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности

Работа содержит 1 файл

курсач 1.doc

— 102.50 Кб (Скачать)


3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Малый бизнес, проблемы и перспективы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                         Исполнитель:

                                                            студент 1 курса                                                                
                                                         Никитин С.А.

 

                                                                          Научный руководитель:

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил 2011



18

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Малый бизнес. Его роль в экономике и этапы развития

1.1 Сущность и критерии малого бизнеса

Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.

Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.[1]

По определению словаря терминов «малый бизнес» – это сектор экономики, включающий в себя предприятия с численностью сотрудников не выше 30-100. Для разных отраслей этот предел может быть разным, от 30 в розничной торговле, до 100 в строительстве, транспорте, оптовой торговле и промышленности.

К малому бизнесу относятся как небольшие компании, так и индивидуальные предприниматели и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.[2]

По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие:

      численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству);

      размер уставного капитала предприятия;

      финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов);

      вид деятельности.[3]

Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой.

В Европейском сообществе с 1 января  1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

-              количество занятых работников до 50 чел.;

-              годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

-              сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:

-              количество  занятых работников от 50 до 250 чел.;

-              годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;

-              сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой, и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

1.              оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

2.              активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

3.              средняя численность занятых до 50 чел.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от  количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

-              наименьшие – 1 – 24 занятых;

-              малые – 25 – 99 занятых;

-              промежуточные – 100 – 499 занятых;

-              крупные – 500 – 999 занятых;

-              крупнейшие – 1000 и более занятых.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.[4]

Что касается Российской Федерации, основной федеральный закон, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется «Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.

Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.[5]

Важнейшим элементом малого бизнеса является инновационная составляющая. Как и в любом другом бизнесе, она является основным фактором успешного функционирования любого предприятия. Этот момент приобретает особую значимость, если речь идёт о малом бизнесе, вынужденном держаться на плаву в условиях жёсткого соревнования. Любое конкурентное преимущество позволяет малому предпринимателю получить прибыль и выбиться из серой массы конкурирующих компаний. Ключевая роль инноваций прослеживается во всех аспектах малого предприятия: от предложения уникального товара или услуги, экономии на издержках за счёт внедрения новейших технологий производства, до современных инжиниринговых методик повышения эффективности работы предприятия и мотивации персонала.

В Российской Федерации спектр видов деятельности, которыми в праве заниматься малый предприниматель, весьма широк и охватывает многие отраслевые экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые законами Российской Федерации, а также относящиеся к стратегическим отраслям экономики.

В процессе регистрации субъекта малого предпринимательства вид деятельности определяется в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности, насчитывающим 99 наименований от сельского хозяйства и строительства до лизинговых услуг и научно-исследовательской деятельности. Но также следует помнить, что ряд видов деятельности, легализованных на территории РФ, подлежит обязательному лицензированию. В соответствии с федеральным законом № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к ним относятся кредитные, страховые, биржевые, инвестиционные отношения, деятельность, связанная с защитой государственной тайны, производство алкогольной и табачной продукции, услуги нотариусов и адвокатов и ряд других. С полным перечнем таких видов деятельности можно ознакомиться, обратившись к указанному закону. Соответственно, за нарушение данных норм законодательством РФ предусмотрены различные формы административного и уголовного наказания.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Роль малого бизнеса в экономике

Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета.  Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.[7]

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые Правительством меры по поддержке малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства.

В настоящее время в России зарегистрировано около миллиона малых предприятий, численность работников в которых не превышает 100 человек, а также более двух с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей. Безусловно, такая тенденция является положительной, хотя государству предстоит ещё немало сделать в области развития российского малого бизнеса.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Малый бизнес. Его роль в экономике и этапы развития