Малый бизнес. Его роль в экономике и этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:54, курсовая работа

Описание работы

Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности

Работа содержит 1 файл

курсач 1.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

 

1.3 Этапы становления и развития малого бизнеса в России

Современное предпринимательство в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в пределах СССР.

Если рассматривать историю МП с этого момента до конца 90х годов, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов:

Первый этап (1985-1987 гг.) для него характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Второй этап (1987-1988 гг.). 26 августа 1988 г. принят закон СССР «О кооперации в СССР».[9] Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов). Последствия применения закона отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы. Сфера деятельности МП расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения, в авангарде которого четко выделяется молодое поколение предпринимателей, что определило своеобразный жизненный цикл и полосу «нецивилизованного предпринимательства»; кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликвидировались в течение месяца, часто и не приступая к работе. Это были действительно малые предприятия. Цель развития МП - насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.

Этап «кооперативного движения» послужил механизмом в накоплении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки в организации работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.). 4 июня 1990 г. принят закон «О предприятии в СССР». Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий основанных на любой форме собственности. Это привело к росту предприятий различных форм собственности. 8 июля 1990 г. принято постановление Совета Министров СССР « О мерах по созданию и развитию малых предприятий».[10] Определены основные документы государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы МП по налогообложению, амортизации. Этот этап связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. И это в определенной мере удалось: существенно расширились сферы деловой активности людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии, появилась возможность легализировать теневые капиталы и индивидуальную трудовую деятельность. МП привлекает в свою сферу все большее количество работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увеличение количества предприятий МП к конкуренции между предприятиями и предпринимателями, а это изменило отношение последних к знаниям. Среди них все более востребованными становятся не только навыки, но и фундаментальные основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.п.

Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал переход 1 января 1989 года всех государственных предприятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Аренда дала возможность соединения средств производства с непосредственным производителем в одном лице - трудовом коллективе. Это особенно важно для России с присущим ей коллективистским духом. Арендные отношения представляли собой наиболее совершенную модель хозяйственного расчета, стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации. Их можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Четвертый этап (1991-1992 гг.). 18 июня 1991 г. принято Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий». 27 декабря 1991 г. принят закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций».[11] В этом законе были определены дополнительные льготы для малых предприятий, и в последствии усилилась государственная поддержка МП.

Для этого этапа характерны коммерциализация и появление среднего и крупного предпринимательства. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывающие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. В эти годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессиональных знаний и деловых решений, начало слияния и укрепления коммерческих структур, торговли и посреднических организаций, возникновение олигархии, укрепление финансовых институтов, банков и бирж. К сожалению, государство не смогло обеспечить поддержание конкурентной среды путем создания льготных условий деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства, которые обнаружили приверженность к «паразитизму», то есть к чисто посреднической и торгово-закупочной деятельности. Урок чрезмерной монополизации не был учтен. Ставка была сделана на процесс естественного отбора: кто сможет выжить, тот останется. Это выглядело молчаливым подталкиванием к централизации и укреплению позиции предпринимателя, что, с одной стороны, привело к ухудшению психологического климата на рынке за счет негативного восприятия предпринимателей, занятых «набиванием собственных карманов», а с другой - значительно криминализировало обстановку.

Пятый этап (1993-1994 гг.). 11 мая 1993 г. принято постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации».[12] В этом постановлении указано, что государственная поддержка МП – одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития МП. Это этап характеризуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появления множества видов собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Впервые в экономике возникают венчурные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз предпринимательства стабилизируется. Появляется четкое разграничение сфер приложения внимания среди поколений: франчайзинг; предпринимательские цепи. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. В России в силу конкретного исторического развития формирование рыночных отношений с конца 80-х - начала 90-х годов приобрело необратимый характер.

Шестой этап (1995-1998 гг.). 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Этим законом определены признаки субъекта МП, инфраструктура поддержки и развития МП. 8 декабря 1995 г. Принят Федеральный закон «О упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».[13] Законом предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

На этом этапе практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий.

Современный этап развития малого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. Однако они недостаточны для фундаментальных теоретических обобщений и выводов. Вместе с тем Россия вписывается в универсальные тенденции развития малого предпринимательства. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в ней и развитие МП имеют много схожего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организации, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования. Именно поэтому, говоря о развитии российского предпринимательства, можно характеризовать его как направленное и последовательное воспроизводство среды существования, немыслимое без малых и средних предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Анализ малого бизнеса на ООО «Ситал-Олимп» 34

2.1 Краткая характеристика

2.2 Анализ финансового состояния ООО «Ситал-Олимп» 38

2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности баланса на ООО «Ситал-Олимп» 49

3 Предложения по поддержке малого предпринимательства 55

 

 Характеристика брендингового агентства «Уля и Макса Штурман»

Брендинговое агентство «Уля и Макс Штурман» – развивающаяся фирма, основанная в 2006г. Предприятие работает в двух направлениях:  торгово-закупочная деятельность;   рекламные услуги. Направление «Рекламные услуги можно разделить на следующие виды деятельности:

1.      Разработка и проведение комплексной рекламной компании.

2.      Разработка фирменного стиля, дизайн.

3.      Работа со СМИ,

4.      Наружная реклама ( вывески,  световые короба, растяжки, рекламные щиты).

5.      Изготовление полиграфической продукции.

6.      POS материалы ( ценники., наклейки и пр.).

7.     Сувенирная продукция.

8.   Почтово-адресная рассылка.

Продвижения товара на рынок

Применяется подход к ценообразованию: цена ниже, чем у конкурентов, в качестве ориентира служит средняя цена продукции 5 крупнейших рекламных агентств г. Екатеринбурга. Упор делается на проведение интенсивной рекламной кампании. В рекламе рассматриваются наличие уникальных характеристик нашей продукции:

 

      высокое качество;

      низкая цена;     

      минимальные сроки выполнения заказа;

      достойное обслуживание;

      широкий ассортимент.

 

Структура предприятия

Компания «Уля и Макс Штурман» осуществляет свою деятельность в двух городах: главный офис в городе Нижний Тагил, филиал в городе Екатеринбург.

В малых агентствах повседневной деятельностью обычно руководит владелец, который также отвечает и за развитие бизнеса. С клиентами контактирует руководитель и менеджеры рекламных проектов. Руководитель рекламной программы может также разрабатывать художественную концепцию для клиентов и даже составлять тексты, затем отправлять их на доработку копирайтерам и дизайнерам. Художественные работы выполняются дизайнерами агентства, самостоятельной студией или нештатным художником-дизайнером.

Финансовым отделом заведует бухгалтер. На бухгалтера возлагаются следующие функции:

      Осуществление операций по выписке счетов-фактур

      Ведение делопроизводства в отделе бухгалтерского учета

      Вести регистрацию входящих счетов

      Осуществлять  операции  по  приему  и  выписке  счетов-фактур в

      строгом соответствии с установленными    нормативными    документами,

      правилами, вести журналы их регистрации

      Готовить   соответствующие  документы  по  встречным  проверкам

      налоговых органов.

      Вести оперативную работу с предприятиями по выверке расчетов.

      Производить регистрацию  всей  исходящей  и  входящей  в  отдел

документации.

      Осуществлять   по   мере  надобности  обязанности  курьера  по

      доставке документов отдела в различные ведомства и организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Интернет сайт [Электрон. ресурс]. Способ доступа: http://small-business.web-3.ru/basics/small/

[2] Интернет сайт [Электрон. ресурс]. Способ доступа: http://24com.ru/glossary/small_business

[3] Интернет сайт [Электрон. ресурс]. Способ доступа: http://small-business.web-3.ru/basics/small/

[4] Интернет сайт [Электрон. ресурс]. Способ доступа: http://24pl.ru/index.php/mainmenu/news/53-2011-01-21-14-43-25

[5] Интернет сайт [Электрон. ресурс]. Способ доступа: http://small-business.web-3.ru/basics/small/

[6] Интернет сайт [Электрон. ресурс]. Способ доступа: http://small-business.web-3.ru/basics/small/

[7] Интернет сайт [Электрон. ресурс]. Способ доступа: http://small-business.web-3.ru/basics/small/

 

[8] Интернет сайт [Электрон. ресурс]. Способ доступа: http://www.asamagroup.ru/articles/14481/

[9] Малые предприятия: экономика, учет, налоги. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001.  с. 14-15.

[10] Малые предприятия: экономика, учет, налоги. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001.  с. 15.

[11] Малые предприятия: экономика, учет, налоги. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001.  с 15.

[12]  Малые предприятия: экономика, учет, налоги. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001. с. 16.

[13]  Малые предприятия: экономика, учет, налоги. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001. с. 16.


Информация о работе Малый бизнес. Его роль в экономике и этапы развития