Методика факторного анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Факторный анализ – определение влияния факторов на результат - является одним из сильнейших методических решений в анализе хозяйственной деятельности компаний для принятия решений. Для руководителей - дополнительный аргумент, дополнительный "угол зрения".
Однако на практике он применяется редко в силу нескольких причин:
1) реализация этого метода требует некоторых усилий и специфического инструмента (программного продукта);
2) у компаний есть другие «вечные» первоочередные задачи.

Содержание

Введение
1. Методика факторного анализа
1.1. Понятие факторного анализа
1.2. Типы факторного анализа
1.3. Задачи факторного анализа
2. Расчетная часть
Заключение
Список литературы
Введение

Работа содержит 1 файл

АХД.doc

— 139.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

    Введение

  1. Методика факторного анализа

    1.1. Понятие факторного анализа

    1.2. Типы факторного анализа

    1.3. Задачи факторного анализа

    2. Расчетная часть

    Заключение

    Список  литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

Факторный анализ – определение влияния факторов на результат - является одним из сильнейших методических решений в анализе хозяйственной деятельности компаний для принятия решений. Для руководителей - дополнительный аргумент, дополнительный "угол зрения".

Однако  на практике он применяется редко  в силу нескольких причин:

1) реализация этого метода требует некоторых усилий и специфического инструмента (программного продукта);

2) у компаний есть другие «вечные» первоочередные задачи.

Еще лучше, если факторный метод анализа «встроен» в финансовую модель, а не является абстрактным приложением.

Как известно, анализировать можно все и  до бесконечности. Целесообразно на первом этапе реализовать анализ по отклонениям, а там где это  необходимо и оправдано - применить факторный метод анализа. Во многих случаях простого анализа по отклонениям достаточно, чтобы понять, что отклонение «критическое», и когда совсем не обязательно знать степень его влияния.  
 
 
 
 
 
 

    1.Методика факторного анализа

1.1.Понятие факторного анализа 

  Все явления и процессы хозяйственной  деятельности предприятий находятся  во взаимосвязи, взаимозависимости  и обусловленности. Одни из них непосредственно  связаны между собой, другие - косвенно. Например, на величину валовой продукции  непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность рабочих и уровень производительности их труда. Все другие факторы воздействуют на этот показатель косвенно.

  Каждое  явление можно рассматривать  как причину и как следствие. Например, производительность труда можно рассматривать, с одной стороны, как причину изменения объема производства, уровня ее себестоимости, а с другой - как результат изменения степени механизации и автоматизации производства, усовершенствования организации труда и т.д.

  Каждый  результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы предприятий. Отсюда важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

  Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

1.2.Типы факторного анализа 

Различают следующие типы факторного анализа:

1) детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный);

2) прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);

3) одноступенчатый и многоступенчатый;

4) статический и динамичный;

5) ретроспективный и перспективный (прогнозный). 

  Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов. 

  Стохастический  анализ является методикой исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной зависимости является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель. 

  При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом – от общего к частному.  

  Обратный  факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции – от частных, отдельных факторов к обобщающим. 

  Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у=а×в. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В данном случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.

  Необходимо  различать также статический и динамический факторные анализы. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

  И наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе. 
 
 
 
 

1.3.Задачи факторного анализа

  Основными задачами факторного анализа являются следующие:

  1. Отбор факторов, определяющих исследуемые  результативные показатели.

  2. Классификация и систематизация  факторов с целью обеспечения  комплексного и системного подхода  к исследованию их влияния  на результаты хозяйственной деятельности.

  3. Определение формы зависимости  между факторами и результативным  показателем.

  4. Моделирование взаимосвязей между  результативным и факторными  показателями.

  5. Расчет влияния факторов и  оценка роли каждого из них  в изменении величины результативного показателя.

  6. Работа с факторной моделью  (практическое ее использование  для управления экономическими  процессами).

  Отбор факторов для анализа того или другого показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний, приобретенных в этой отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В АХД взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.

  Факторы– это причины, формирующие результаты хозяйственно-финансовой  деятельности.

  Выявление и количественное измерение степени  выявления отдельных факторов на изменение результативных показателей  хозяйственно-финансовой деятельности предприятия представляет собой одну из важнейших задач экономического анализа. Влияние факторов по-разному отражается на изменении результативных показателей хозяйственной деятельности. Разобраться в причинах изменения исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей позволит классификация факторов. Исследуемые в анализе факторы могут быть классифицированы по разным признакам.

  1. По своей природе:

  - природно-климатические;

  - социально-экономические;

  - производственно-экономические.

  2. По степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности:

  - основные;

  - второстепенные.

  К основным относятся факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель. Второстепенными считаются те, которые не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в данных условиях. Здесь необходимо заметить, что один и тот же фактор в зависимости от обстоятельств может быть и основным, и второстепенным. Умение выделить из разнообразия факторов главные, определяющие обеспечивает правильность выводов по результатам анализа.

  3. По зависимости от человека:

    - субъективные

    Зависят от деятельности юридических и физических лиц;

  - объективные

  Не зависят от деятельности человека.

  3. По местам воздействия:

  - внутренние;

  - внешние.

  Большое значение при исследовании экономических  явлений и процессов в оценке результатов деятельности предприятий  имеет классификация факторов на внутренние и внешние, т. е. на факторы, которые зависят и не зависят от деятельности данного предприятия. Основное внимание при анализе должно уделяться исследованию внутренних факторов, на которые предприятие может воздействовать.

  Вместе  с тем во многих случаях при  развитых производственных связях и отношениях на результаты работы каждого предприятия в значительной степени оказывает влияние деятельность других предприятий, например, равномерность и своевременность поставок сырья, материалов, их качество, стоимость, конъюнктура рынка, инфляционные процессы и др.. Нередко на результатах работы предприятий отражаются перемены в отрасли специализации и производственной кооперации. Эти факторы являются внешними. Они не характеризуют усилия данного коллектива, но их исследование позволяет точнее определить степень воздействия внутренних причин и тем самым более полно выявить внутренние резервы производства.

  4. По степени распространенности:

  - общие;

  - специфические.

  К общим относятся факторы, присутствующие во всех отраслях экономики. Специфическими являются те, которые действуют в условиях отдельной отрасли экономики или предприятия. Такое деление факторов позволяет полнее учесть особенности отдельных предприятий, отраслей производства и сделать более точную оценку их деятельности.

  5. По сроку воздействия на результаты хозяйственной деятельности:

  - постоянные;

  - периодические.

  Постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно на протяжении всего времени. Воздействие же переменных факторов проявляется периодически, например, освоение новой техники, новых видов продукции, новой технологии производства и т.д.

Информация о работе Методика факторного анализа