Методы функционально-стоимостного анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:14, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключаются в раскрытии сущности функционально-стоимостного анализа, а также способов его применения для повышения качества продукции и совершенствования системы управления маркетингом на предприятии. Согласно этим целям в работе поставлены соответствующие задачи:
- дать понятие системы по методу ФСА (АВС-cost);
- определить область применения данного метода;
- оценить проблематику внедрения учета по методу ФСА.

Содержание

Введение
Понятие, сущность и объекты метода ФСА
Причины появления ФСА
Отличие от традиционных методов
Принципы и формы функционально-стоимостного анализа
Проблематика внедрения учета по методу ФСА

Работа содержит 1 файл

Анализ финансово.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

Однако  у этих методов есть ряд слабых мест, особенно ощутимых при внутреннем управлении. Из них два самых крупных  недостатка: 

1. Невозможность  достаточно точно передать издержки производства отдельного продукта.

2. Невозможность  обеспечить обратную связь - информацию  для менеджеров, необходимую для  оперативного управления. 

В результате менеджеры компаний, продающих различные  виды изделий, принимают важные решения, касающиеся установки цен, сочетания продуктов и технологии производства, на основе неточной информации о расходах.

Итак, решать современные проблемы был призван  функционально - стоимостной анализ, и в конечном итоге он оказался одним из самых важных нововведений в управлении за последние сто  лет.

Разработчики  метода, профессора Гарвардского университета Робин Купер (Robin Cooper) и Роберт Каплан (Robert Kaplan), выделили три независимых, но согласованно действующих, фактора, которые являются основными причинами практического применения ФСА: 

1. Процесс  структурирования расходов изменился  очень существенно. И если в  начале века рабочий труд составлял около 50% от общих расходов, стоимость материалов - 35%, а накладные расходы - 15%, то теперь накладные расходы составляют около 60%, материалы - 30%, и труд - только 10% производственных издержек. Очевидно, что использование рабочих часов в качестве базы распределения расходов имело смысл 90 лет назад, но при современной структуре затрат уже потеряло свою силу. 

2. Уровень  конкуренции, с которым сталкивается  большинство компаний, очень возрос. "Быстро изменяющаяся глобальная  конкурентная среда" - это не клише, а вполне реальная неприятность для большинства фирм. Знание фактических затрат очень важно для выживания в такой ситуации.

3. Стоимость  выполнения измерений и вычислений  снизилась по мере развития  технологий обработки информации. Еще 20 лет назад сбор, обработка и анализ данных, необходимых для ФСА, были очень дорогими. А сегодня доступны не только специальные автоматизированные системы оценки данных, но и сами данные, которые, как правило, уже собраны и в той или иной форме и хранятся в каждой компании. 

В связи  с этим ФСА может оказаться  весьма ценным методом, поскольку он выдает информацию о всем диапазоне  операционных функций, об их стоимости  и потреблении. 

3. Отличие от традиционных  методов 

В рамках традиционных финансовых и бухгалтерских методов деятельность компании оценивается по функциональным операциям, а не по услугам, предоставляемым заказчику. Расчет эффективности функциональной единицы производится по исполнению бюджета вне зависимости от того, приносит ли она пользу клиенту компании. Напротив, функционально-стоимостной анализ - это инструмент управления процессами, измеряющий стоимость выполнения услуги. Оценка выполняется как для функций, увеличивающих ценность услуги или продукта, так и с учетом дополнительных функций, которые этой ценности не меняют. Если традиционные методы вычисляют затраты на некоторый вид деятельности лишь по категориям расходов, то ФСА показывает стоимость выполнения всех этапов процесса. ФСА исследует все возможные функции с целью наиболее точно определить затраты на предоставление услуг, а также обеспечить возможность модернизации процессов и повышения производительности. 

Приведем  три основные различия между ФСА и традиционными методами: 

1. Традиционный  учет подразумевает, что объекты затрат потребляют ресурсы, а в ФСА принято считать, что объекты затрат потребляют функции.

2. Традиционный  учет в качестве базы распределения  затрат использует количественные  показатели, а в ФСА применяются  источники издержек на различных  уровнях.

3. Традиционный учет ориентирован на структуру производства, а ФСА ориентирован на процессы (функции). 

Итак, традиционные системы учета издержек концентрируются  на продукте. Все издержки приписываются  изделию, так как считается, что  на изготовление каждого элемента продукции потребляется определенное количество ресурсов, пропорциональное объему производства. Поэтому в качестве источников издержек для расчета накладных расходов используются количественные параметры продукта (рабочее время, машинные часы, стоимость материалов и т.п.).

Однако  количественные показатели не позволяют  учесть разнообразие продукции по размеру  и сложности изготовления. Кроме  того, они не выявляют прямой зависимости  между уровнем расходов и объемом  продукции.

Метод ФСА использует другой подход. Здесь сначала определяются затраты на выполнение отдельных функций. А затем, в зависимости от степени влияния различных функций на изготовление конкретного изделия, эти затраты соотносятся с производством всей продукции. Поэтому при вычислении накладных расходов в качестве источников издержек учитываются и такие функциональные параметры, как: время настройки оборудования, количество конструкторских изменений, число процессов обработки и т.п.

Следовательно, чем больше будет функциональных параметров, тем подробнее будет описана производственная цепочка и, соответственно, точнее оценена реальная стоимость продукции. 

Еще одно важное различие между традиционными  системами оценки расходов и ФСА - область рассмотрения функций. В  традиционных методах, предназначенных для оценки запасов, отслеживаются только внутренние производственные расходы. Теория ФСА с таким подходом не согласна, полагая, что при расчете стоимости товара должны учитываться все функции - как связанные с поддержкой производства, так и с доставкой товаров и услуг потребителю. В качестве примера подобных функций можно назвать: производство, разработку технологии, логистику, распространение продукции, сервисное обслуживание, информационную поддержка, финансовое администрирование и общее управление. 

Традиционная  экономическая теория и системы  финансового управления рассматривают  затраты в качестве переменных величин  только в случае кратковременных  колебаний объемов производства. Теория функционально-стоимостного анализа  предполагает, что многие важные ценовые категории варьируются также и в течение длительных периодов (в несколько лет), при изменениях в дизайне, составе и диапазоне товаров и клиентов компании. 

В таблице 1приведено сравнение ФСА и  традиционных методов учета издержек. 

Таблица 1. ФСА и Традиционные методы учета издержек

 
 
 
 

4. Принципы и формы функционально-стоимостного анализа

Принципы  функционально-стоимостного анализа

В настоящее  время в отечественной и зарубежной практике применяются три основные формы ФСА.

Достоинством  ФСА является наличие достаточно простых расчетных и графических методов, позволяющих дать оценку выявленных причинно-следственных связей. Это еще раз подчеркивает, что ФСА-эффективный метод исследования технических, производственных, экономических систем эффективное средство ускорения внедрения новой продукции, повышения качества продукции, оптимизации соотношений между потребительной стоимостью объекта и затратами на его разработку.

Следует отметить, что ФСА необходимо рассматривать  как внутрифирменный метод маркетинговых исследований и управления маркетингом на предприятии, и управления качеством продукции. Целесообразна тесная взаимосвязь между маркетинговыми службами и группами, которые проводят функционально-стоимостной анализ.

Формы функционально-стоимостного анализа

При проведении функционально-стоимостного анализа  определяют функции элементов продукции  и проводят оценку затрат на реализацию этих функций с целью снижения затрат. Иными словами, ФСА должен способствовать изготовлению или модернизации продукции высокого качества при одновременном накоплении функционально излишних затрат, благодаря решению следующих проблем:

* экономия  материалов и затрат труда;

* снижение  себестоимости продукции;

* целенаправленное  обеспечение высокого качества  продукции;

* улучшение  потребительских свойств продукции;

* достижение  оптимального соотношения «качество-цена»;

* поиск  резервов снижения затрат на  производство и эксплуата-цию  продукции;

* поиск  резервов повышения качества  продукции. 

Организация работы по любой форме ФСА предусматривает выполнение нескольких этапов (табл. 1.3):

Итак, цель метода состоит в объединении  понятий «резерв», «эффективность»  и «качество», т. е. функционально-стоимостной  анализ следует использовать как  инструмент повышения эффективности промышленного производства и с позиции маркетинга.

Все большее  распространение в аналитической  работе получают принципы функционально-стоимостного анализа качества продукции: функциональность, системность, экономичность, творчество, -- содержание которых было освещено. Принципы проведения ФСА качества продукции универсальны. Они способствуют поиску возможностей рационального распределения на мероприятия по улучшению качества продукции.

При исследовании качества продукции используются следующие  разновидности модели ФСА .

Функционально-стоимостной  анализ продукции может проводиться  на любом предприятии, когда необходимо решить задачу разработки и постановки на производство новых изделий, повысить технико-экономический уровень продукции, модернизировать или модифицировать продукцию и т. д., включает следующие этапы.

Разновидности моделей ФСА качества продукции

Итогом  проведения ФСА должно быть снижение затрат на единицу полезного эффекта. Это достигается путем сокращения затрат (примерно на 20-30%) при повышении потребительских свойств продукции, при сохранении заданного уровня качества.

Широта  использования ФСА качества продукции  в рамках модели-комплекса «ФСА-маркетинг-качество»  во многом зависит от понимания важности этого анализа руководителями предприятия. Несмотря на невозможность в результате применения ФСА объективно определить конкретные пути совершенствования продукции и найти эффективные резервы снижения затрат на изготовление продукции, так как стоимость функций элементов продукции в условиях инфляции не может полностью адекватно отражать реальное состояние дел по их формированию, основные методические положения метода функционально-стоимостного анализа в условиях рынка не только не теряют своей значимости, но и по-прежнему свидетельствуют о целесообразности его применения.

Таким образом, успешное решение проблем  развития рыночного механизма управления качеством возможно с привлечением метода функционально-стоимостного анализа  резервов повышения качества продукции.

5. Проблематика внедрения учета по методу ФСА

Перечислим  преимущества и недостатки функционально-стоимостного анализа. Преимущества:

Более точное знание стоимости продукции  дает возможность принимать верные стратегические решения по следующим  вопросам:

1. назначения  цен на продукцию;

2. оптимального сочетания продуктов;

3. выбора  между возможностями изготавливать  самостоятельно или приобретать;

4. вложения  средств в научно-исследовательские  работы, автоматизацию процессов,  продвижение продукции и т.п. 

Метод способствует:

1. качественной  реализации управленческих функций, таких как повышение эффективности дорогостоящих операций;

2. выявлению  и сокращению объемов операций, не повышающих ценность продукции. 

Недостатки  данного метода:

- процесс  описания функций может оказаться  излишне детализированным, а модель учета иногда слишком сложна и ее трудно адаптировать к реальным условиям;

Информация о работе Методы функционально-стоимостного анализа