Нормирование прямых затрат на производство продукции, работ, услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является нормирование затрат на предприятиях.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе выведены следующие задачи:
-раскрытие понятия о нормировании затрат;
-исследование нормативов по прямым статьям затрат;
-изучение порядка составления смет по общепроизводственным расходам.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………..3
1. Понятие о нормировании затрат………………………………………………5
2. Формирование нормативов по прямым статьям затрат…………...………..12
3. Организация и порядок расчета нормативных затрат…………………...…18
3.1 Нормирование……………………………………………………………...19
3.2 Методы установления технически обоснованных норм………………..20
3.3 Примеры……………………………………………………………………21
4. Порядок составления смет по общепроизводственным расходам…...……23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовик мой.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

     Поэтому наиболее прогрессивными оказываются варианты учета нормативных затрат, особенно в условиях рыночных отношений и конкуренции.

     Нормы производственных затрат отражают технический  и организационный уровень развития предприятия, влияют на его экономику  и на конечный результат деятельности. Отклонения от норм показывают, как соблюдаются технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их увеличение.

     Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Нормы могут изменяться (как правило, снижаться) по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов.

     Учет  организуется таким образом, чтобы  все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от норм. Данные о выявленных отклонениях позволяют управлять себестоимостью изделия и вместе с тем калькулировать фактическую себестоимость путем прибавления к нормативной себестоимости (вычитания из нее) соответствующей доли отклонений от норм по каждой статье. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции позволяет, не дожидаясь конца месяца, иметь фактическую себестоимость изделий (Фс/с = Зн + О +И), а также регулярно (один раз в 10 дней или чаще) анализировать причины отклонений и выявлять их виновников [4]. Системное документирование отклонений от норм позволяет устанавливать причины отклонений в момент их возникновения, тогда как при других методах, в частности при «историческом» подходе к калькулированию, причины и виновники отклонений если и выявляются, то после составления калькуляции себестоимости.

     Нормативная калькуляция, кроме учета изменений  норм должны рассчитывать так же отклонения от норм, которые показывают как  соблюдается технология производства и дисциплина труда.

     Отрицательные отклонения характеризуют увеличение отходов, потеря от брака, простоя, порчи.

     Положительные отклонения характеризуют экономию достигнутую при использовании  материальных ресурсов и могут быть приравнены к изменениям.

     Основные  принципы нормативного метода учета сводятся к следующему:

     Предварительное составление нормативной калькуляции  себестоимости по каждому изделию  на основе действующих на предприятии  норм и смет.

     Данный  принцип может быть реализован лишь при наличии у предприятия  нормативной базы, содержащей нормативные, сметные (бюджетные) показатели, рассчитываемые на основании первичной технологической, конструкторской, финансовой и административной документации и используемые для разнообразных нужд управления: определения нормативных сумм затрат на производственные и коммерческие процессы, лимитирования отпуска в производство и на хозяйственные цели материальных и топливно-энергетических ресурсов, расчетов фондов оплаты труда, численности персонала, смет расходов на содержание аппарата управления, проектов отпускных цен и т.п. Вместе с тем в отечественной практике действуют лишь отдельные фрагменты нормативной базы.

     Ведение в течение месяца учета изменений  действующих норм для корректировки  нормативной себестоимости, определения  влияния этих изменений на себестоимость  продукции и эффективности мероприятий, послуживших причиной изменений  норм [4].

     Учет  фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм.

     Установление  и анализ причин, а также условий  появления отклонений от норм по местам их возникновения.

     Определение фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

     В зависимости от времени расчета  различают текущие и плановые нормы.

     Текущие лежат в основе ежемесячно составляющихся нормативных калькуляций, а так же в основе составления планов работы по отдельным участкам и отпуска материалов на рабочие места.

     Плановые используются при составлении квартальных и годовых смет и рассчитываются с учетом эффективности от внедрения различных организационно-технических мероприятий.

     При сопоставлении фактических затрат утвержденными текущими нормами возникает необходимость учета изменений этих норм. Причинами изменений могут быть:

     — внедрение новой технологии;

     — приобретение нового высокопроизводственного  оборудования;

     — замена дорогостоящих материалов в  улучшении организации производства и др.

     Учет  изменений оформляется в специальных  документах — извещениях, с указанием  причин и инициаторов таких изменений, а так же с указанием цехов, деталей, статей затрат.

     Возможны  модификации нормативного метода: полный и неполный учет нормативных затрат.

     Выше  речь шла об организации полного  учета. Неполный учет нормативных затрат является менее точным и менее трудоемким методом. При этом варианте учета под нормирование попадают лишь прямые затраты и нормативная калькуляция составляется только по ним.

     Другие  упрощенные варианты нормативного метода учета могут основываться на следующих  положениях:

     - остатки незавершенного производства  при изменении норм не пересчитывают,  а все изменения норм и отклонения  от них относят на себестоимость готовой продукции;

     - при незначительности изменений норм в течение отчетного периода их отдельный учет не организуют, а рассматривают вместе с отклонениями от норм.

     Подобные  упрощения существенно снижают  эффективность нормативного метода, качество полученной информации.

     На  практике встречаются и другие недостатки в использовании нормативного метода учета. Чаще всего они состоят  в неверном учете отклонений фактических  затрат от норм: отклонения выявляются расчетами за длительный период, не всегда документируются, ведется их укрупненный учет без определения причин и виновников, существенны суммы неучтенных отклонений от норм и т.д.

     Требуют серьезной доработки и применяемые  предприятиями нормативные базы. Как показывает практика, применяемые  базы оказываются неполными не только для оценки качества работы вспомогательных подразделений, но и для основных цехов предприятия Нормативные базы для транспортных, энергетических, ремонтно-строительных и экспериментальных подразделений чаще всего отсутствует вовсе.

     Норма это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативные калькуляции рассчитываются на основе технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов. Они в свою очередь устанавливаются в соответствии с технической документацией на производство продукции (чертежами деталей и узлов, разработанными конструкторскими бюро) и образуют взаимосвязанную систему, которая регламентирует все стороны хозяйственной деятельности предприятия.

     Согласно  сложившимся в нашей стране еще  в 30—40-х годах представлениям, под нормой расхода, например материальных и топливно-энергетических ресурсов понимают максимально допустимое плановое количество сырья, материалов на производство единицы продукции (работ, услуг). Так норма стала своеобразным стимулятором максимальной материалоемкости продукции.

     Реально работающий нормативный метод как  один из инструментов выживания в  условиях рыночной экономики в ближайшем  будущем будет востребован отечественными предприятиями, что обусловливается потребностью в решении проблем управления их финансовыми результатами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Организация и порядок расчета нормативных затрат

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные (стандартные) затраты, которые выражаются обычно в расчете на единицу готовой продукции.

В общем случае нормативные затраты включают три  элемента производственных затрат. Каждый из них можно представить в  виде двух составляющих — натуральной и стоимостной для прямых и переменной и постоянной для косвенных затрат.

1. Прямые материальные  затраты.

1.1. Нормативная  цена основных материалов.

1.2. Нормативное  количество основных материалов.

2. Прямые затраты  труда.

2.1. Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам).

2.2. Нормативная  ставка прямой оплаты труда.

3. Общепроизводственные  расходы.

3.1. Нормативный  коэффициент переменных общепроизводственных  расходов.

3.2. Нормативный  коэффициент постоянных общепроизводственных  расходов.

Если речь идет не только о производственных, но и  об общехозяйственных затратах, должен появиться еще один (четвертый) элемент  — общехозяйственные расходы.

Многие нормативы  предприятие применяет длительное время без изменений. Необходимость  пересмотра натуральной части нормативов вызывают только изменение конструкции или технологии производства изделия, модификация или освоение нового продукта.

Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются  чаще, чтобы можно было отразить влияние инфляции и других факторов на цены приобретаемых материалов и стоимость рабочей силы.

Чтобы иметь  возможность использовать нормативный  метод с реальной отдачей, предприятию  требуется не только создание отчетной базы для нормирования и планирования затрат. Необходимо также обеспечить:

  • сбор данных о фактических и нормативных производственных затратах;
  • регистрацию и учет в оперативном порядке изменений норм и нормативов, отклонений от норм по местам и причинам их возникновения (рабочим местам, бригадам, участкам, стадиям, переделам, цехам и проч.);
  • контроль и обобщение данных о фактических потерях и непроизводительных расходах, а также о неиспользованных резервах повышения эффективности деятельности;
  • определение рационального нормативного уровня затрат (себестоимости) на производство продукции;
  • исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на основе предварительно рассчитанных нормативных затрат.

 
При этом должны быть высоки достоверность, точность и оперативность учета.

Для введения на предприятии системы нормативного учета затрат надо решить ряд задач:

  • провести нормирование для создания нормативной базы;
  • организовать учет таким образом, чтобы обеспечить идентификацию и контроль отклонений;
  • определить процедуру работы с отклонениями, обеспечения регулирующих воздействий.

3.1 Нормирование

Учет нормативных  прямых затрат и учет косвенных расходов по нормативам различны. Нормативные  затраты основаны на инженерных оценках  и расчетах, прогнозных данных о  потреблении, изучении трудовых операций, зависят от типа и качества используемых материалов.

Нормативы косвенных  расходов основаны, как правило, на более простых предположениях —  на базе данных о прошлых затратах.

Нормативное количество основных материалов — оценка ожидаемого количества материалов, которое будет использовано с учетом отходов и прочих потерь.

Нормативное количество основных материалов определяется исходя из норм расхода и нормативов использования  основных материалов.

Под нормой расхода  материала понимается его максимально  допустимое количество для производства единицы продукции или работы установленного качества при определенных организационно-технических условиях производства.

Информация о работе Нормирование прямых затрат на производство продукции, работ, услуг