Оборот розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:18, реферат

Описание работы

В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Работа содержит 1 файл

ар.docx

— 68.27 Кб (Скачать)
  1.   Статистическая отчетность  по обороту розничной  торговли: порядок  составления, источники  данных для ее  заполнения:
 

 
Даже у тех организаций, которые  в полном объеме ведут бухгалтерский  учет, заполнение статистической отчетности порой вызывает затруднения. Однако большинство организаций, применяющих  упрощенную систему налогообложения, ведут только бухучет основных средств  и нематериальных активов. Откуда таким  фирмам брать данные для статистики, а также об особенностях составления  этой отчетности, читайте в статье.

Организации, применяющие  упрощенную систему налогообложения, как и все другие фирмы, обязаны  представлять статистическую отчетность.Большинство  организаций-«упрощенцев» относятся  к малым предприятиям. Иначе говоря, подпадают под определение субъектов  малого предпринимательства, которое  приведено в статье 3 Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации».Коммерческие организации, включенные территориальными органами статистики как субъекты малого предпринимательства в соответствующий  перечень, обязаны ежеквартально  представлять форму № ПМ «Сведения  об основных показателях деятельности малого предприятия». Эта форма утверждена постановлением Росстата от 14.09.2004 № 41. Порядок заполнения и представления сведений установлен постановлением Росстата от 09.02.2005 № 14. Крайний срок сдачи формы — 29-е число после отчетного периода. Сведения по форме № ПМ предприятия представляют нарастающим итогом за период с начала года и за соответствующий период прошлого года. Форма № ПМ состоит из титульного листа и разделов:

— 1 «Численность и  начисленная заработная плата работников»;

— 2 «Общие экономические  показатели»;

— 3 «Оптовая и розничная  продажа товаров, оборот общественного  питания»;

— 4 «Перевозка грузов и грузооборот автомобильного транспорта»;

— 5 «Производство  и отгрузка по видам продукции».

На титульном листе  малое предприятие указывает  полное наименование и почтовый адрес. В графе 2 проставляется код Общероссийского  классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании уведомления о присвоении данного кода органами государственной статистики. В графе 3 указывается код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст. Остальные графы (4—8) не заполняются. При заполнении формы № ПМ прежде всего необходимо отметить наличие или отсутствие соответствующих данных на предприятии за отчетный период, а затем заполнять количественные показатели. В разделе 1 формы указываются средняя численность работников , фонд начисленной зарплаты и выплаты социального характера всего и по категориям работников. В фонд заработной платы (графы 11 и 12) и выплаты социального характера (графы 13 и 14) не включаются суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные как за счет средств ФСС России, так и собственных средств организации.

Наибольшие сложности  у «упрощенцев» вызывает заполнение раздела 2 формы № ПМ. Те фирмы, которые  ведут бухгалтерский учет в полном объеме, заполняют этот раздел на основании  данных бухучета. «Упрощенцам», которые  не ведут бухучет в полном объеме, в частности, следует обратить внимание на заполнение строки 12 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг». Как нам пояснили в Росстате , фирмы, которые применяют УСН, заполняют строку 12 на основе Книги учета доходов и расходов, утвержденной приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606, а также на основе первичной учетной документации. В данной строке указываются все полученные доходы, отраженные в разделе 1 Книги, которые соответствуют итогу за отчетный период по графе 4

  1. Совершенствование учета и отчетности оборота розничной торговли в рыночных условиях:
 

Финансовые показатели бухгалтерской отчетности скрывают реальное положение дел розничного предприятия. Однако выручка от реализации, взятая в динамике, говорит об истинном направлении развития торговой организации. Торговый бизнес - один из самых закрытых: на поверхности находится только сервис и ассортимент магазина. По этим признакам можно выделить конкурентные преимущества одного предприятия и  недостатки другого. Исследование рынка  торговли - непростая задача для  аналитиков. Как правило, исследовательские  компании ограничиваются анализом предпочтений покупателей. Прежде всего оцениваются  доходы, то есть финансовые возможности, покупателя и тот набор потребительской  корзины, который он приобретает  в конкретном магазине. Финансовые показатели, которые используются в мировой практике анализа, для российской действительности не так красноречивы. Данные финансовой отчетности российских розничных предприятий - самые открытые и доступные. Более интересные параметры, такие, как средняя торговая оценка, средняя цена покупки и, например, количество покупателей в день, являются закрытыми и, по словам самих руководителей магазинов, служат источником информации для конкурентов. С другой стороны, коллеги-конкуренты прекрасно представляют реальную картину положения дел каждого, более того, самые "продвинутые" заказывают исследование и анализ как своей работы, так и "магазинов напротив". Развитие торгового бизнеса оценивается по обороту, размеру торговой площади, эффективности маркетинговых программ.

Сложности бизнеса  Одна из основных проблем торговли - недостаток оборотных средств. Это  приводит к тому, что магазины вынуждены  закупать и реализовывать относительно небольшие партии продукции для  ускорения товарооборота. Руководители магазинов часто говорят, что сегодня мало что изменилось с социалистических времен и было бы неплохо, если среди поставщиков появится конкуренция. Тогда клиенты-магазины получили бы наиболее гибкие условия поставок, лучший выбор товаров и сервис. Одна из особенностей торговли - большое количество сотрудников, в том числе тех, кто несет ответственность за сохранность материальных и денежных средств. Акционеры торгового предприятия решают для себя проблему выбора и поиска надежного управляющего, умеющего организовывать процесс, принимать управленческие решения и снижать размер возможного ущерба. Автоматизация и техническая оснащенность особенно крупного торгового предприятия занимают далеко не последнее место в списке задач, которые решают участники этого бизнеса.

Увертюра к рейтингу По данным Комитета по потребительскому рынку, 30% оборота розницы в 1999 году формировалось крупными и средними предприятиями розничной торговли. Проект "Крупные розничные площадки Петербурга", подготовленный "ДП", - первый шаг к рейтингу предприятий  розничной торговли Северной столицы. В проекте проанализированы 19 крупных  и известных предприятий. Мы надеемся, что состав участников проекта станет расширяться и в скором времени  сможет превратиться в полноценный  рейтинг, в котором будут представлены все заинтересованные предприятия  розничной торговли, реально работающие на рынке. Среди первых участников проекта  можно увидеть как крупные  универмаги и универсамы, так и  специализированные компании, такие, как  Дом книги, который имеет не только специализацию, но и статус государственного предприятия, или "Центральные булочные", реализующие хлебобулочные и  кондитерские изделия. Финансовые данные, по которым оценивались компании, получены "ДП" из Петербургкомстата. Данные финансовой отчетности сдаются  предприятиями в орган государственной  статистики на определенную отчетную дату: по итогам года, квартала. Компании выстроены по размеру полученной выручки в 1999 году.

Подготовленная почва  У большинства участников давно  сложился свой стиль торговли. Делая  акцент на расширении ассортимента в  торговом зале, многие из них уже  развили различные дополнительные услуги, способствующие привлечению  покупателей. Местоположение и размеры  магазинов также отражаются на финансовых показателях предприятий. Одним  из преимуществ для многих крупных  розничных магазинов является то, что они уже прошли этап переоснащения, когда вкладывали деньги в реконструкцию, техническую оснащенность предприятия, чтобы превратить бывшие советские  магазины в предприятия рыночной экономики.

Товарооборот растет По данным Петербургкомстата, за 1999 год  общий объем розничного товарооборота  в Петербурге составил 63.032 млн руб. Годовая выручка участников проекта - 4115 млн руб. То есть 19 крупных магазинов  города обеспечили около 7% общего годового объема товарооборота. По итогам 1999 года существенно увеличить объем  реализации удалось только двум предприятиям: торговому дому "Менахем" и "Максидому". Так, "Менахем" в 1999 году увеличил оборотные средства в 3 раза, чем  значительно поправил свое положение, изрядно пошатнувшееся из-за убытков  предыдущего, 1998 года. "Максидом" открыл в 1999 году второй торговый центр  площадью 1200 м2, что привело к увеличению объема реализации. Снижение оборота  зафиксировано по итогам 1999 года только у Елисеевского магазина. 1998 и 1999 год  компания закончила с убытками, однако их размер снизился в последний год  почти на 90%. Ситуация по остальным  предприятиям схожа: прирост выручки  устойчив и находится в пределах 30-70%. Наметившаяся тенденция роста  в целом по отрасли в прошлом  году проявилась в 2000 году: по результатам 9 месяцев, петербургская розница реализовала товаров на сумму 58,2 млрд руб. - на 8,3% выше. По итогам трех кварталов 2000 года индекс инфляции составил 107,8%.

Скорость оборота  Структура оборотных средств  торговых предприятий характеризуется  высокой долей товарных запасов - 80-90% от общей стоимости оборотных  средств. Одним из основных источников формирования средств являются кредиты  банков. Активность торгового предприятия  измеряется прежде всего в скорости оборота средств, которыми оно располагает. Однако при увеличении размера оборотных  средств оборачиваемость у большинства  участников проекта снизилась. Ускорение  этого процесса наблюдается у  предприятий, торгующих продовольственными товарами: "Центральные булочные", универсам "Таллинский", торговый дом "Менахем". Противоположная  картина с оборачиваемостью запасов: этот показатель за год резко вырос, при этом объем запасов также  существенно увеличился. Оборачиваемость  запасов увеличилась прежде всего  в универсамах. Размер закупок у  всех резко снизился (средний срок хранения товаров в магазинах  уменьшился), соответственно, резко  возросла частота закупок и увеличилась  оборачиваемость товаров.

Эффективность Показатели рентабельности большинства предприятий  находятся на устойчивом уровне. Тем  не менее рентабельность активов  различается значительно - от 5% (Елисеевский  магазин) до 28% (Дом книги). Уровень  рентабельности определяется также  специализацией торгового предприятия. Сопоставимые как по размеру выручки, так и по стоимости активов  Северный универсам и универсам "Таллинский" имеют разную рентабельность активов - 33% и 15% соответственно (так  как чистая прибыль у Северного  универсама значительно выше). Классический параметр "рентабельность продаж", определяющий, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции, снизился в основном у универсамов. Небольшое снижение рентабельности продаж зафиксировано в торговой фирме "ДЛТ" и в ОАО "Большой Гостиный двор". Этот показатель растет, если компания снижает затраты, например накладные расходы. Если показатель снижается, то это говорит о росте затрат и непосредственно о снижении спроса на товары.

Финансовые возможности  Строго говоря, финансовые возможности  предприятия розничной торговли и его развитие зависят от планов собственников. Теоретически, если предприятие  существует в качестве открытого  акционерного общества, то у него всегда есть возможность привлечь капитал  и портфельных инвесторов, проведя  эмиссию акций. Предприятия, особенно те, которые существуют в форме  ЗАО, идут другим путем, пытаясь развиваться  за счет внутренних источников, например прибыли. 

  1. Прогнозирование оборота розничной  торговли по общему объему, группам товаров, торговым предприятиям:
 

В зависимости от поставленных задач прогнозирование  оборота розничной торговли может  быть произведено по отдельным товарам (мед, сыр, молоко, апельсины, телевизоры, видеомагнитофоны, холодильники, швейные  машины, кирпичи и др.), по группам  товаров (кондитерские изделия, кожаная  обувь, шерстяные ткани и белье, строительные материалы и т. п.), по товарным комплексам (мясопродукты, алкогольные  напитки, бакалейные товары, ткани, обувь  и др.). 
Может быть рекомендована аналитическая таблица (приложение №1). 
Данные таблицы дают информацию для следующих аналитических суждений: 
1. Повышение цен оказало значительное влияние на изменение структуры розничного товарооборота. В новых условиях население вынуждено большую долю средств расходовать на покупку продуктов питания. Это привело к увеличению удельного веса продовольствия в товарообороте на 2,9 пункта (62,3% - 59,4%), соответственно снизилась доля непродовольственных товаров. 
2. Под влиянием повышения цеп сложилась и динамика объема реализации отдельных товаров в сопоставимых ценах. В условиях снижения покупательной способности воз росла, в частности, продажа хлеба, макаронных изделий, тканей и снизилась реализация сахара, кондитерских изделий, одежды, парфюмерии. Объем оборота по продаже моющих средств не изменился, что вполне естественно, учитывая их назначение. 
3.Индекс цен на отдельные товары различается: в большем размере возросли цены на непродовольственные товары (индекс 3,4), в меньшем—на продукты питания (индекс 2,8). Этим объясняется уменьшение в отчетном году по сравнению с предшествующим годом удельных весов хлеба и макаронных изделий в товарообороте при относительно высокой темпе роста объема их реализации. 
4.При формировании рыночной стратегии и заключении контрактов на закупку отдельных товаров в предстоящем периоде должны быть учтены прогнозируемые показатели изменения цен, оказывающие значительное влияние на структуру товарооборота.
 
 
 
 
 
 

  1. Перспективы развития оборотов розничной  торговли организаций (предприятий) потребительской  кооперации в рыночных условиях:

Настоящей Концепцией развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года (далее - Концепция) формулируются основные направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально-экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения.

Информация о работе Оборот розничной торговли