Оборот розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:18, реферат

Описание работы

В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Работа содержит 1 файл

ар.docx

— 68.27 Кб (Скачать)

Экономика России стабильно и динамично развивается, в результате чего происходит постепенная трансформация рыночных отношений, затрагивающая все субъекты рынка, среди которых существенное место занимает система организаций потребительской кооперации. 
На рынках, где традиционно представлена потребительская кооперация, происходит активное укрепление позиций средних и крупных участников и их объединений. Развиваются системы управления в торговле и производстве потребительских товаров. 
Укрепление позиций крупных торговых организаций, в значительной степени обеспечивающих торговлю за счёт импорта продовольственной продукции, приводит к созданию угрозы безопасности Российской Федерации в сфере продовольственного обеспечения.  
Крайне медленно восстанавливается уровень материального обеспечения, культурно-бытового обслуживания и защиты сельского населения, удовлетворения повседневных потребностей. 
Развитие рыночных отношений сопровождается конкуренцией, стремлением к повышению экономической эффективности деятельности, в том числе за счёт снижения внимания к социальной сфере, особенно в сельских и удалённых поселениях. 
Потребительская кооперация России является одной из крупнейших систем, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывающих социальные и бытовые услуги населению, производящих сельскохозяйственную продукцию. Потребительская кооперация России насчитывает более 175 лет истории, обладает огромными традициями и большим человеческим потенциалом.  
Несмотря на то что в силу сложностей переходного периода конца 80-90-х годов ХХ века потребительская кооперация утратила многие политические и экономические позиции, усилиями работников потребительских обществ и союзов, других организаций удалось сохранить единство и целостность, непрерывность традиций и взаимодействия, значительную материально-техническую базу. 
Всё это - достаточные предпосылки к активному развитию потребительской кооперации на единой идеологической, политической, экономической и организационной основе.

Главным условием динамичного и стабильного развития потребительской кооперации является удовлетворение интересов основных вовлечённых групп: 
потребителей товаров и услуг - основы экономического развития, 
работников потребительской кооперации - движущей силы системы потребитель- 
ской кооперации, 
пайщиков - социальной основы потребительской кооперации. 
Интересы потребителей товаров и услуг потребительской кооперации - это получение доступных и качественных товаров и услуг. 
Интересы работников потребительской кооперации - обеспечение достойного уровня жизни, условий труда, социального и пенсионного обеспечения, вознаграждения труда сообразно вложению собственных сил и средств. 
Интересы пайщиков - доступ к товарам и услугам потребительской кооперации на льготных условиях, целесообразность вложения средств в развитие потребительской кооперации.

Потребкооперация может стать серьёзной силой не только в достижении индивидуальных целей потребителей, работников системы потребкооперации и пайщиков, укреплении их личного благосостояния и социальной защищённости, но и в реализации общегосударственных задач, приоритетных национальных проектов, обеспечении занятости населения, решении проблем продовольственной безопасности страны. Потребкооперация может стать основным проводником (оператором) в реализации государственных задач по замещению импортной продукции продукцией отечественных сельскохозяйственных производителей.

Миссия потребительской кооперации в России - участие в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счёт удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения. 

Основными целями развития потребительской кооперации являются: 
-   сохранение и развитие потребительской кооперации как единой, мощной и самобытной системы; 
-   укрепление и усиление позиций на традиционных рынках;  
-   укрепление позиций в сельских поселениях на уровне районных центров и центральных усадеб, развитие и конкуренция на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях, выход на рынки городов, в том числе крупных; 
-   модернизация и интеграция в инновационную экономику; 
-   интеграция в решение общегосударственных проблем, в том числе повышения благосостояния сельского населения, развитие на основе эффективного взаимодействия с государственными институтами.
 

Торговля - одно из основных и традиционных направлений деятельности потребительской кооперации. Причём потребительская кооперация обладает опытом не только торговли на территории России, но и внешней торговли. 

Торговые предприятия  организаций, входящих в систему  потребительской кооперации Российской Федерации, обладают огромным потенциалом  развития. Вместе с тем они отличаются существенными особенностями, которые  должны учитываться при определении  ключевых направлений развития торговли в потребитель- 
ской кооперации. 
Преимущества, отличающие торговые предприятия потребительской кооперации, заключаются в следующем: 
-   в системе имеется более 47 тысяч действующих магазинов совокупной площадью 3,2 миллиона квадратных метров; 
-   торговля обслуживает до 60 процентов сельского населения; 
-   имеются свои оптово-распределительные центры практически в каждом регионе (более 100 действующих торговых баз и 3,5 тысячи складов); 
-   имеются возможности для частичного обеспечения потребностей торговли за счёт производства организаций потребительской кооперации; 
-   магазины потребительской кооперации в сельской местности являются центрами общественной жизни для многих населённых пунктов. 
Вместе с тем имеются особенности, которые определяют специфику кооперативной торговли и должны учитываться в разработке планов развития торговой сети потребительской кооперации. В частности: 
-   в большинстве регионов магазины либо не интегрированы вообще, либо объединены на уровне административных районов, практически отсутствуют торговые сети; 
-   большинство магазинов имеет небольшие площади; 
-   имеется значительное количество убыточных магазинов, в частности, расположенных в населённых пунктах с численностью населения менее 100 человек; указанные магазины зачастую имеют исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными; 
-   многие торговые точки находятся на значительном удалении от возможных логистических распределительных центров.

В условиях бурного  развития торговых сетей на территории Российской Федерации в ближайшее  время может произойти вытеснение кооперативной торговли с наиболее коммерчески эффективных площадок на уровень, где существование экономически обоснованной торговли будет невозможным. 
Поэтому основной целью развития торговли в потребительской кооперации должно стать создание единых общероссийских кооперативных торговых сетей, отвечающих следующим основным требованиям: 
1.     Единство торговой системы, основанной на объединении информационных и логистических связей, стилистических и технических решений, закупочной и торговой политики.  
2.     Коммерческая эффективность для максимально широкого круга торговых предприятий. 
3.     Коммерчески обоснованная специализация. 
4.     Социальная ориентация и обслуживание населения в малонаселённых и отдалённых населённых пунктах с использованием создаваемого социального эффекта как конкурентного преимущества кооперативной торговой сети. 
5.     Наличие широкого круга лояльных покупателей, в первую очередь работников и пайщиков потребительской кооперации. 
6.     Наличие ниши для сбыта продукции кооперативного производства при соответствии её качества приемлемым стандартам.

При этом в потребительской  кооперации могут и должны сохраняться  успешные торговые предприятия, не входящие в торговые сети, которые могут  развиваться на региональном и местном  уровнях при наличии экономической  целесообразности. Оптимизация торговой деятельности за счёт внедрения сетевой  торговли при предоставлении особых условий для несетевых кооперативных  магазинов будет способствовать расширению географии их безубыточности. Такой подход позволит обеспечивать поддержание и развитие менее  эффективных торговых предприятий, имеющих большое социальное значение для небольших населённых пунктов, развивать развозную торговлю. Кроме  того, могут осваиваться новые  направления торговли - электронная  торговля, заказ товаров через  Интернет и другие направления. 

Розничная торговля потребительской кооперации в реформируемой  экономике развивалась под воздействием многих негативных внешних и внутренних факторов. Основными из них являются: высокий уровень налогов; высокий  уровень процентных ставок за банковский кредит; высокий уровень инфляции; низкие доходы обслуживаемого населения, снижающие платежеспособный спрос населения; усиление конкуренции на потребительском рынке; увеличение тарифов на транспорт и энергоносители; недостаток собственных оборотных средств; слабое экономическое участие пайщиков в деятельности организаций потребительской кооперации; неэффективное управление социально-экономической деятельностью потребительской кооперации.

Эти факторы оказали  существенное влияние на снижение объёмов  хозяйственной деятельности всех отраслей кооперативного хозяйства, в том  числе и торговли. Оборот розничной  торговли в 1999 г. по сравнению с 1990 г. сократился в 14 раз.

Существенной особенностью розничной торговли потребительской  кооперации является обслуживание особого  контингента потребителей- сельских жителей. За годы реформ снизились доходы сельских жителей, соответственно снизилась  покупательная способность населения. В структуре расходов сельских жителей  стали преобладать расходы на продукты питания, которые превысили 40% от общей суммы расходов на конечное потребление. В условиях развития конкуренции  потребительская кооперация потеряла значительную долю рынка за счёт сокращения торговли в районных центрах, уступки  самого выгодного сегмента сельского  рынка предприятиям других организационно-правовых форм. Повсеместно уменьшилось количество магазинов по торговле непродовольственными товарами. Рассмотренные факторы  способствовали изменению структуры  оборота розничной торговли потребительской  кооперации, в которой стали преобладать  продовольственные товары.

Потребительская кооперация в дальнейшем будет сохранять  приоритет продажи продовольственных  товаров на потребительском рынке. Для этого у потребительской  кооперации имеются реальные возможности.

Потребительская кооперация занимается сельским хозяйством, заготовками  сельскохозяйственной продукции и  сырья, производством продовольственных  товаров на промышленных предприятиях. Эти отрасли являются поставщиками товаров для розничной торговли потребительской кооперации. За годы реформ удельный вес товаров собственного производства в общем объёме товарооборота  розничной торговли потребительской  кооперации возрос с 9% до 26%. 

В настоящее время  в общем объеме оборота розничной  торговли страны на долю потребительской  кооперации приходится около 5%. В то же время удельный вес оборота  розничной торговли отдельных потребсоюзов в обороте розничной торговли своих территорий (районов, областей, краев, республик) значительно выше.

Потребительская кооперация была и остается основной торгующей  системой на селе. Ее удельный вес в  продаже социально значимых продовольственных  товаров остается достаточно высоким:тпо  отдельным товарам он колеблится в пределах от 10% до 20% в общем обороте  розничной торговли страны.

В розничной торговле системы преобладают основные потребительские  товары: хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа, сахар, кондитерские изделия, маргарин, растительное масло, чай, мясопродукты, одежда, галантерея, парфюмерия, электротовары, строительные материалы.

В перспективе организации  потребительской кооперации предусмат-ривают расширение ассортимента и объема продаж как продовольственных, так и  непродовольственных товаров и  укрепление своего положения на потребительском  рынке. Деятельность организаций потребительской  кооперации направлена на стабилизацию и увеличение объёмов оборота  розничной торговли до уровня 1990 г., что позволит значительно увеличить  удельный вес потребительской кооперации в общем объёме оборота розничной торговли страны.

Таким образом, основными  особенностями розничной торговли потребительской кооперации являются следующие:

Розничная торговля потребительской кооперации занимается обслуживанием населения преимущественно  в небольших сельских населённых пунктах.

Розничная торговая сеть потребительской кооперации состоит  в основном из магазинов.

Более крупные магазины размещаются в раойнных центрах  и посёлках городского типа.

Основным типом  магазинов потребительской кооперации является магазин «Товары повседневного  спроса».

В структуре оборота  розничной торговли преоладают продовольственные  товары.

Удельный вес оборота  розничной торговли потребительской  кооперации в общем обороте розничной  торвли страны составляют около 5%, однако по отдельным социально значимымтоварам  он значительно выше (10-20 %). В розничную  торговлю потребительской кооперации поступает 26% товаров собственного производства, что позволяет обеспечить устойчивый ассртимент социально значимыхтоваров.

Деятельность организации  потребительской кооперации направлена на стабилизацию и увеличение объёмов  оборота розничной торговли с  целью наиболее полного удовлетворения потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в товарах и услугах. 
 
 
 

Заключение: 

  Для эффективного функционирования и развития предприятия  необходимо обеспечение стабильности поступления денежной выручки, достаточной  для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. Рост оборота, доходов  и прибыли, содействующий наращиванию  рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности  его банкротства, необходим предприятию  для успешной деятельности.

  Розничный оборот является основным показателем, характеризующим  торговую деятельность торговых предприятий. Он отражает одновременно стоимость  реализованной покупателям торговой массы, а также денежную выручку  продавцов и расходы покупателей  на потребление товаров.

Информация о работе Оборот розничной торговли