Олигополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего анализа заключается в исследовании особенностей функционирования олигополистических рынков.

Содержание

Введение…………………………………………………………2
Глава 1. Понятие и особенности олигополистического рынка.
1.1 Понятие олигополии……………………………………....4
1.2 Характерные черты олигополии……………………..…...5
Глава 2. Поведение фирмы на олигополистическом рынке.
2.1 Модель Курно……………………………………………..8
2.2 Ценовая конкуренция и ценовые войны……………….12
2.3 Сговор и соперничество………………………………....15
2.4 Картели…………………………………………………...17
2.5 Дилема олигополистов…………………………………..21
2.6 В каком случае возникает сговор?...................................22
2.7 Ценовое лидерство………………………………………24
2.8 Теория игр……………………………………………......28
Заключение…………………………………………………......33
Список литературы…………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 237.45 Кб (Скачать)

Когда же все-таки для каждой фирмы разумно  предполагать, что объем производства ее конкурента постоянен?

Это разумно, если две фирмы выбирают свои объемы производства только однажды, потому что  их объемы впоследствии не могут изменяться. Это также разумно, когда они  находятся в равновесии Курно, так  как тогда ни у одной из фирм не будет стимула менять объем  производства. Мы, следовательно, ограничимся  поведением фирм только при равновесии.

                 2.2 Ценовая конкуренция и ценовые «войны»

В условиях ограниченного числа поставщиков  определенного товара их поведение  можно описать двояким образом. Повышение или понижение цены на товар одним из товаропроизводителей вызывает адекватную реакцию конкурентов. В данном случае действия конкурентов нейтрализуют преимущество в цене, которого пытался добиться один из хозяйственных субъектов. В результате между конкурентами фактически не происходит перераспределение общих объёмов продаж, каждый из конкурентов не ощущает потери своих покупателей. Если и происходит отток или приток покупателей, то это ощущает отрасль в целом под воздействием понижения или повышения цен всеми товаропроизводителями. В зависимости от направления динамики цен покупатели будут искать способы удовлетворения своих потребностей путем расширения объема закупок товаров в данной отрасли или в других отраслях.

В реальной действительности в зависимости  от конкретно складывающихся обстоятельств  поведение конкурентов в качестве ответной реакции на действия одного из олигополистов может быть весьма разнообразным. Однако наиболее

достоверной реакцией можно считать то, что  понижение цены кем-либо из конкурентов  вызовет стремление у остальных  выровнять свои цены, т.е. понизить их с целью не допустить расширения рынка продаж конкурента-инициатора. В то же время повышения цен одним из товаропроизводителей, как правило, оставляют без внимания. Такое игнорирование повышения цен со стороны конкурентов связано с надеждой увеличить свои доли в общем объеме продаж за счет того из олигополистов, который рискнул поднять цену на свой продукт. Для наглядности обратимся к рис. 3 , на котором показаны кривые спроса олигополиста.

Рис. 3. Ломаная кривая спроса олигополиста

Если  представить, что кривая спроса выражает положение олигополиста в условиях, когда его конкуренты выравнивают свои цены по его ценам, а кривая спроса   соответствует игнорированию конкурентами изменения цен этим олигополистом, то можно сделать вывод о наличии кривой спроса   у олигополиста в условиях ценовой конкуренции. Такого рода заключение вытекает из неоднозначной реакции конкурентов на повышение или понижение цен одним из олигополистов. В случае установления цены и объема выпуска, соответствующих точке А, положение предприятия характеризуется равновесным состоянием. Однако если предприятие примет решение о повышении цены на свою продукцию, а его конкуренты на это никак не отреагируют, то положение на рынке предприятия-инициатора будет характеризоваться отрезком кривой спроса

В результате того, что на данном отрезке спрос  обладает относительно высокой эластичностью, повышение цены приведет к сокращению объема продаж предприятием, тогда как его конкуренты получат дополнительных покупателей.

Но если предприятие предпримет попытку  понизить цену, то остальные олигополисты моментально отреагируют соответствующим  понижением цен на свою продукцию. В этом случае состояние спроса будет характеризоваться отрезком

Этой  части кривой спроса присуща более  низкая эластичность, следовательно, понижение  цены не позволит заметно увеличить  объемы продаж. При этом необходимо заметить, что и кривая предельного  дохода имеет необычную форму: она  состоит также из двух отрезков. Первый отрезок кривой предельного дохода соответствует кривой спроса , второй – . Наличие переломного момента в эластичности спроса в точке А обуславливает разрыв кривой предельного дохода, т.е. появляется вертикальный отрезок BE  кривой предельного дохода

Данный  разрыв в кривой предельного дохода  наводит на мысль о том, что  фактически любые изменения в  предельных издержках в границах между кривыми предельных издержек и не будут оказывать влияние на цену и объем производства, так как точка пересечения вертикального отрезка кривой предельного дохода (ВЕ) с кривой предельных издержек будет указывать на неизменность масштаба производства максимизирующего прибыль.

Сдержанный  характер ценовой конкуренции связан, во-первых, со слабыми надеждами  на достижение рыночных преимуществ  по сравнению с конкурентами, а во-вторых, с риском развязывания «войны» цен.

Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов.

Легко понять, как фирмы втягиваются  в эту войну. Поскольку каждый продавец думает, что другой не будет  реагировать на его понижение  цены, то у каждого из них есть искушение  увеличить продажи, сокращая цены. Снижая цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок - или он так думает - и может тем самым увеличить прибыль. Но конкурент отвечает понижением цены. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня  средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену P=AC=MC .Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции. Предполагая, что каждая фирма всегда поддерживает свою текущую цену, другая фирма всегда может увеличить прибыль, требуя на 1 рубль меньше, чем ее соперница. Конечно, другая фирма не сохранит прежнюю цену, т.к. она осознает, что может получить большую прибыль, требуя на 1 копейку меньше конкурента.

Равновесие  существует тогда, когда ни одна фирма  больше не может получать выгоды от понижения цены. Это происходит, когда Р=АС, а экономические прибыли  равны нулю. Снижение цены ниже этого  уровня приведет к убыткам. Поскольку каждая фирма допускает, что другие фирмы не будут менять цену, то у нее нет стимула увеличивать цены. Сделать так значило бы потерять все продажи в пользу конкурентов, которая, как предполагается, удерживает свою цену неизменной на уровне  Р=АС. Это так называемое равновесие  Бертрана. В общем, на олигополистическом рынке  равновесие зависит от предположений, которые делают фирмы о реакции своих соперников.

К несчастью  для потребителей, ценовые войны  обычно недолговечны.

Олигополистические  фирмы испытывают искушение вступить между собой в сотрудничество, чтобы устанавливать цены  и  делить рынки таким образом, чтобы  избежать перспективы ценовых войн  и их  неприятного воздействия  на

прибыль.

                    

                    2.3 Сговор и соперничество в олигополии

Поведение олигополии всегда определяется двумя  силами, действующими в противоположных  направлениях. Первая сила — это  простая заинтересованность фирм в  максимизации совокупной прибыли отрасли  посредством сговора и совместных действий фирм. как если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом. 
Сговор — это явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними. 
Явный сговор подразумевает фактическое соглашение между фирмами в отрасли, тогда как молчаливей сговор основывается на взаимопонимании без слов. 
Олигополисты вовлекаются в соперничество, когда они предпринимают попытки отнять дело друг у друга. Сговором не исчерпываются все формы соперничества. Например, участвующие в сговоре фирмы могут прийти к соглашению о цене, которую все они назначат, но не ограничивать расходы на рекламу или представление новых изделий. В Соединенных Штатах явный сговор почти всегда является противозаконным, тогда как молчаливый сговор, как правило, законом не преследуется. 
Вторая сила, влияющая на поведение олигополиста, — это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшается общая величина прибыли отрасли. Большой кусок от маленького пирога, возможно, лучше, чем маленький кусок от большого пирога. Сговаривающиеся олигополисты будут вести себя подобно монополисту и, следовательно, устанавливают монопольную цену, превышающую величину предельных издержек. Но в этом случае каждая отдельная фирма имела бы возможность значительно увеличить свои прибыли, если бы она могла нарушить соглашение при помощи обмана немного снижая свою цену и отбирая тем самым существенную часть бизнеса у своих соперников. 
Однако если все фирмы, соперничая друг с другом будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре, хотя, и покупатели, и общество в целом от этого только выиграют. 
Таким образом, возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли, приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удастся, то отрасль будет напоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить свою долю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, но предполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Если все фирмы ведут себя независимо, т. е. не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня.

                                            2.4  Картели

Картель - форма сговора группы фирм, действующих  совместно и согласующих решения  по поводу объемов выпуска продукции  и цен так, как если бы они были единой монополией.

Создание  картелей преследует цель полностью  или частично уничтожить конкуренцию  между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль. Основная проблема, с которой сталкивается картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами  и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:

  • убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами, после того как цена повысится;
  • организовать встречу всех производителей данного продукта, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска;
  • установить квоты каждому члену картеля;
  • установить процедуру проведения утвержденных квот.

Картели устанавливают штрафы для тех, кто  не выполняет соглашение, превышая свои квоты. Картели сталкиваются с  проблемой при принятии решений  о монопольной цене и уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких  картельных цен. Существуют разногласия  относительно дележа территории.

В современных  условиях картели существуют в более  гибких и достаточно разнообразных  формах: патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению  научных разработок.

Картели систематизируются по четырем основным категориям:

  • картели с целью контроля условий продаж;
  • картели с целью установления цен;
  • картели с целью разделения деятельности, территорий, продаж и потребителей;
  • картели с целью установления доли в определенной области бизнеса.

В странах  Европейского сообщества законодательно запрещены картели, связанные с  фиксированием цен, делением рынка  и ограничением объема выпуска и  производственных мощностей.

Выделяют два основных типа картелей: картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли, и картели, ставящие своей целью распределение и фиксацию рыночных долей.

               Картели, преследующие цель максимизации общей прибыли.

Предположим, что в отрасли действует п  идентичных во всех отношениях фирм, кривые SATC и МС которых изображены на рис. 4. Условие МС = Р выполняется при выпуске qc, который является оптимальным. Рыночная цена Рс, на которую ориентируются фирмы, определена пересечением кривой рыночного спроса DD и кривой рыночного предложения S(MCсум), представляющей горизонтальную сумму восходящих участков индивидуальных кривых МС (рис. 5). Выпуск отрасли, как видно на рис. 5, составит Qc = nqc, а прибыль каждой фирмы составит сумму, равную площади прямоугольника ССРСАВ (рис. 4).

Рис. 4 Квазиконкурентная фирма

Теперь  предположим, что все фирмы объединились в картель, оптимальным выпуском которого будет QM, а оптимальной ценой - Рм (рис. 5). Поскольку QM < Qc, каждой вошедшей в картель фирме будет определена квота выпуска продукции qk0<qc (рис. 4). При выпуске, равном установленной квоте, прибыль фирмы будет равна площади CkPMMF (рис. 4). Следовательно, ее прибыль, с одной стороны, сократится на KNAB, а с другой - увеличится на сумму площадей PCPMMN и CkCcKF. Поскольку сумма площадей PCPMMN и CkCcKF больше площади KNAB, фирма окажется заинтересованной во вхождении в картель.

 Рис. 5 Картель

                   Картели, регулирующие размежевание рынка

Когда две картелированные фирмы одинаковы  по уровню и структуре издержек, рыночные доли могут быть распределены поровну (q1 = q22 = 0,5Q) при единой монопольной  цене. В том случае, когда издержки фирм значительно разнятся, производственные квоты и соответственно рыночные доли будут различны и нестабильны. Тогда рыночные доли установятся  в процессе торга, возникающего между  олигополистами. И решение о размежевании рынка будет зависеть не только от уровня издержек входящих в картель  фирм, но и от их способности к вы-торговыванию квоты и доли рынка. Другой способ размежевания рынка предполагает региональную дифференциацию цен и качества продукции. Подобный метод сегментации рынка имеет место и на межотраслевом уровне.

Модель  картеля, регулирующая размежевание рынка, - это закрытая модель олигополии. Когда  прибыль, извлекаемая фирмами, входящими  в картель, высока, она поощряет вход новых фирм на данный рынок, но не вступление их в картель. Наоборот, установив  более низкую цену в сравнении  с ценой картеля, они смогут захватить  определенную долю рынка. С целью  сохранения своей доли рынка картель  вынужден будет несколько снизить  цену или начать ценовую войну  против новичка.

Информация о работе Олигополия