Платежеспособность предприятий, ее анализ и пути укрепления

Автор: Кати Крутова, 21 Ноября 2010 в 21:06, дипломная работа

Описание работы

В рамках настоящей курсовой работы будут рассмотрены теоретические основы анализа платежеспособности, проведен анализ ликвидности активов на фактическом материале конкретного предприятия, определен тип финансовой устойчивости и риск потенциального банкротства и намечены предложения укрепления платежеспособности данного предприятия.

Целью настоящей дипломной работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, а также формирование практических навыков по проведению комплексного анализа платежеспособности предприятия.

Для выполнения поставленных целей предполагается решение следующих задач:

изучить учебную литературу и публикации по теме курсовой работы;

углубить и закрепить полученные знания по комплексному анализу хозяйственной деятельности;

приобрести практические навыки по проведению анализа и составлению заключения по результатам анализа.

Содержание

Введение 5

1.Теоретические аспекты анализа платежеспособности организации 8

1.1. Особенности современного состояния рыночной экономики России 8

1.2.Сущность платежеспособности и показатели оценки 18

1.3. Цель анализа платежеспособности предприятия 21

1.4. Внутренний и внешний анализ платежеспособности предприятия 23

1.5. Источники информации для проведения анализ платежеспособности предприятия 26

2. Общая характеристика хозяйствующего субъекта 27

2.1. Историческая справка ОАО «Калачевский хлебозавод», виды деятельности 27

2.2. Организационная структура ОАО «Калачевский хлебозавод» 32

2.3. Финансово - экономические показатели деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод» 35

3. Анализ платежеспособности и пути укрепления ОАО «Калачевский хлебозавод» 40

3.1. Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса 40

3.2. Анализ обеспеченности чистыми активами 51

3.3. Оценка состояния источников формирования материальных запасов 54

3.4. Анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» 58

3.5.Предложения, направленные на укрепление платежеспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» 87

Заключение 88

Список литературы 93

Приложение 1

Бухгалтерский баланс на 2004 г. 94

Приложение 2

Бухгалтерский баланс на 2003 г. 98

Приложение 3

Приложение к бухгалтерскому балансу 100

Приложение 4

Устав предприятия ОАО «Калачевский хлебозавод» 102

Приложение 5

Отчет о прибылях и убытках 105

Приложение 6

Таблица 4 Сравнительный аналитический баланс (вертикальный и горизонтальный) 108

Приложение 7

Таблица 5 Расчет стоимости чистых активов, тыс. руб. 111

Приложение 8

Таблица 6 Уровень обеспеченности чистыми активами 112

Приложение 9

Таблица 7 Состояние источников формирования материальных запасов 113

Приложение 10

Таблица 8 Показатели ликвидности бухгалтерского баланса 114

Приложение 11

Таблица 9 Показатели комплексной оценки ликвидности бухгалтерского баланса 115

Приложение 12

Таблица 10 Показатели ликвидности и платежеспособности 117

Приложение 13

Таблица 11 Факторный анализ изменения коэффициента текущей ликвидности 118

Приложение 14

Таблица 12 Факторный анализ изменения коэффициента абсолютной ликвидности 120

Приложение 15

Таблица 13 Показатели финансовой устойчивости 122

Приложение 16

Таблица 15 Система критериев для оценки вероятности банкротства 123

Работа содержит 1 файл

Платежеспособность предприятий, ее анализ и пути укрепления.rtf

— 1.73 Мб (Скачать)

     Продолжается спад во многих отраслях народного хозяйства. Правда его темпы в 1995 году во многих случаях были меньше, чем в предыдущем году, но это объясняется различием в исходной базе и не меняет вывода о том, что кризис углубляется. Наибольшие приросты объемов ввода в действие жилых домов не восполняют спада в предшествующие годы.

     Спад производства, помимо хорошо известных негативных сторон, имеет одно весьма важное последствие, которое не всегда учитывается в экономическом анализе: в условиях все большей открытости российской экономики он оборачивается потерей рынка (отечественного или мирового). Вакуума здесь не бывает, и освободившееся место немедленно занимает конкурент. Вернуться на уже занятый рынок становится не просто трудно, порой невозможно. А это значит, что спад производства может привести к необратимым экономическим разрушениям.

     Резко ухудшились все показатели эффективности общественного производства, которые в последнее время почти выпали из сферы экономического анализа, и которым правительство не уделяло внимания. По уровню производительности труда страна оказалась  отброшенной на несколько десятилетий назад.

     Чрезвычайно опасной формой проявления кризиса становятся деформация воспроизводственной структуры экономики, разрушение потенциала ее возрождения. Возникли и углубляются диспропорции между материально-вещественными и финансово-стоимостными факторами воспроизводства.

     Весьма опасным является процесс постоянного обесценения и «проедания» основного капитала. В результате происходит искусственное завышение прибыли, а через ее распределение - указанное выше «проедание» основного капитала. Потоки финансовых результатов отрываются от реального движения основного капитала. Создается обманчивая видимость исчезновения внутренних источников накопления.

     Наиболее серьезным по своим  долговременным последствиям является спад инвестиций. Их катастрофическое сокращение (приблизительно в 2.5 раза по сравнению с докризисным уровнем) не обеспечивает условий даже для простого воспроизводства, не говоря уже об экономическом росте и структурной перестройке экономики.

     Серьезными проявлениями кризиса являются дезорганизация финансовой системы и потеря контроля за денежным обращением.

     Чрезвычайно опасной формой современного кризиса является почти полная потеря управляемости в экономике. Это резко обесценивает разработку любых программ и мер по борьбе с кризисом, стабилизации экономической и социальной ситуации. Кризис управления во многом отражает примитивные представления об отказе государства от участия в регулировании экономики, что противоречит мировому опыту и практике стран с высокоэффективной рыночной экономикой.

     Отличительной чертой кризиса управления является то, что он разворачивается на фоне резкого увеличения численности аппарата управления, отрыва уровня его оплаты от заработной платы в важнейших отраслях народного хозяйства, усиления бюрократизма в подготовке и принятии решений.

     Достижение финансовой стабилизации экономики и устойчивости денежного обращения страны предполагает реализацию двух взаимосвязанных задач: оздоровление финансов предприятий и стабилизации общеэкономической ситуации, а также денежного обращения в целом. Попытки решить эти задачи изолированно друг от друга обречены на провал. Проводившаяся политика ограничения бюджетных расходов и объемов кредитования, оправданная с точки зрения макроэкономических задач стабилизации, не достигла результата, прежде всего из-за неадекватной реакции на эти меры со стороны предприятий.

     Кредитные влияния и наращивание бюджетных дотаций могут  дать эффект лишь в двух случаях: если на прирост кредитных ресурсов предприятия реагируют увеличением инвестиций, а не ростом заработной платы; если инфляционный скачок, вызванный кредитами, не опережает осуществления инвестиций. Для выполнения этих условий необходимо добиться повышения эластичности экономики, что предполагает осуществление мер, обеспечивающих соответствующую по направлению и скорости реакцию предприятий на бюджетные и кредитные интервенции.

     Проблема инфляции не сводится исключительно к макроэкономической сфере. На уровне микроэкономики ее проявление носит наиболее разрушительный характер: влечет за собой ускоренное обесценение оборотных средств, а их недостаток - рост просроченной задолженности.

     Для стабилизации финансовой ситуации необходимо осуществить ряд мер. В области стабилизации бюджетного процесса и его влияния на общую финансовую ситуацию в экономике:

     - основное внимание должно быть уделено дальнейшему сокращению расходов государственного бюджета, не имеющих экстренного социального значения (расходов на управление, в частности). Необходимы разработка и законодательное оформление программы поэтапного сокращения бюджетных дотаций различным отраслям и производственным комплексам (угледобывающая промышленность, сельское хозяйство);

     - при проведении политики экономии бюджетных расходов следует наладить своевременное поступление выделенных средств на счета получателей. Вопрос о соблюдении финансовой дисциплины Министерством финансов и его подразделениями приобретает первостепенное значение;

     - необходимо разработать и ввести в действие законодательно оформленный механизм выделения субвенций и дотаций субъектам Федерации из Федерального бюджета и внебюджетных фондов, не ущемляющий интересы иных субъектов Федерации, выступающих фактически финансовыми донорами.

     В области нормализации финансового состояния предприятий с целью прекращения изъятий в бюджет в виде налога на прибыль собственных оборотных средств предприятий. Необходимо отражать в бухгалтерской отчетности запасы товарно-материальных ценностей и основные средства, списываемые на издержки производства в соответствии с их рыночной ценой, то есть ввести индексирование  стоимости производственных запасов и основных фондов по темпам инфляции. Для преодоления платежного кризиса надо обеспечить индексирование долгов в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ, в частности с помощью вексельного (на срок) оформления задолженности.

     В проведении активной кредитной политики основополагающей является ориентация на стимулирование ростреальных накоплений, что должно стать основной целью финансовой политики. Паралич склонности к накоплениям и истощение инвестиционных ресурсов, соответственно резкая деформация структуры банковских пассивов и активов требует специальных мер по стимулированию накоплений предприятий и населения, обеспечения их правовых гарантий.

     Особое влияние акций «жестких» финансово-кредитных ограничений оказали на платежно-расчетные отношения, породив беспрецедентный по масштабам и разрушительному воздействию на экономику платежный кризис. Понимание того, что платежный кризис вызван разрегулированием финансовых отношений и неадекватностью политики финансовой стабилизации реалиям переходной экономики, обусловливает необходимость увязать преодоление кризиса с реализацией широкого комплекса мер по стабилизации финансов и денежного обращения.

     Преодоление кризиса платежей наряду с общей стабилизацией финансов и денежного обращения предполагает также осуществление специальных мер, включающих:

     - создание единой электронной системы межбанковских расчетов на уровне международных стандартов;

     - ответственность Центрального Банка (в том числе персональную) за состояние платежно-расчетной системы и обеспечение бесперебойности платежного оборота, наделение ЦБ соответствующими административными и экономическими полномочиями;

     - введение в обращение векселей с целью поставить коммерческий кредит в правовые рамки и сделать его управляемым;

     - повышение эффективности безналичных расчетов и скорости их осуществления.

     Характерной чертой развития социально-экономической ситуации в стране стал рост масштабов экономической преступности. Причем наиболее опасным является не сам темп роста различного рода экономических преступлений, а переход экономической преступности в новое качество - в криминализацию всей экономической системы государства. Криминальное экономическое поведение субъектов хозяйствования становится условием их функционирования. В этом случае теряет смысл выделение так называемой теневой экономики как специфической стороны экономической жизни общества, поскольку криминализация происходит во всей системе экономических отношений. Это сегодня выражается в криминализации:

     - сферы денежного обращения. Можно констатировать выросшую криминализацию банковского дела, системы денежных расчетов (прежде всего в несанкционированном обналичивании безналичных денег), рост числа фальшивомонетчиков, вводящих в оборот не только фальшивые деньги, но и ценные бумаги, банковские документы. По оценке экспертов МВД, не менее трети всей суммы долларов, реализованных через ММВБ в 1992 году, приобретено с использованием подложных авизо, при этом из оборота изымается не более 10 % фальшивок;

     - отношений собственности, реформирование которых свелось, по существу, к пределу контроля над государственной собственностью. Только за первое полугодие 1993 года выявлено около 3 тыс. преступлений, совершенных в ходе приватизации;

     - внешнеэкономических отношений, используемых не только для быстрого накопления капитала (по экспертным оценкам, в 1992 году было незаконно экспортировано 39% металла, 20% энергоносителей, 21% сырьевых материалов и 11% иной продукции, произведенной на государственных предприятиях), но и для его незаконного экспорта;

     - потребительского рынка, традиционно являющегося криминогенной экономической зоной. Сегодня этот рынок практически полностью контролируется криминальными структурами, жестко квотирующими долю продаж, регламентирующими цены и взимающими «налоги».

     Следовательно, можно говорить о криминализации всех стадий воспроизводственного процесса: производства, распределения, обмена и потребления. Причиной такого положения является не столько отмечаемая многими специалистами «генетическая» расположенность экономической системы бывшего СССР к криминальному экономическому поведению, сколько конкретные действия в политической и социально-экономической сферах российского общества, предпринятые в ходе осуществления экономической реформы.

     Содержание конкретных мероприятий, способствующих декриминализации экономики, должно разрабатываться специалистами. Здесь можно указать лишь на наиболее важные первоочередные направления таких мероприятий:

     - обеспечение элементарного правопорядка в обыденной жизни граждан. Граждане должны сами убедиться, что у государства имеется достаточно сил, средств и воли для защиты населения от преступных посягательств на их здоровье и имущество;

     - пересмотр существующей нормативной базы, обеспечивающей функционирование экономической системы с точки зрения ее криминологической оценки. При этом первоочередного внимания требует правовая база управления государственной собственностью и ее приватизации;

     - разработка и внедрение контрольных экономических механизмов (начиная с системы бухгалтерского учета), адекватных современным рыночным отношениям;

     - создание норм ответственности за криминальную экономическую деятельность, адекватных современным экономическим реалиям России. Здесь в полной мере следует использовать зарубежный опыт сочетания уголовной и гражданско-правовой ответственности;

     - создание механизмов, препятствующих «отмыванию» незаконно приобретенных капиталов;

     - внедрение современных систем подбора, расстановки ротации кадров госаппарата (с использованием накопленного в этой сфере зарубежного опыта).

     Одной из старейших задач управления экономикой становится сегодня сохранение производственного и научно-технического потенциала страны с его установившимися технологическими, хозяйственными и иными связями. И мировой опыт, и исследования, и с большим трудом складывающаяся практика свидетельствует о том, что наиболее адекватными формами являются финансово-промышленные группы, хозяйственные ассоциации, консорциумы с инициативной и ведущей ролью государства. Особую роль должны играть холдинговые компании с контрольными пакетами акций других предприятий.

     Вместе с тем серьезные препятствия созданию финансово - промышленных групп в форме холдинговых компаний создает введенная в действие с 1 января 1994 года «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Ею запрещается формирование акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, в число участников которых входят государственные и (или) муниципальные предприятия.

Информация о работе Платежеспособность предприятий, ее анализ и пути укрепления