Предмет экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:18, реферат

Описание работы

Важную роль в обеспечении повышения эффективности производства играет экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, являющийся составной частью экономических методов управления. Анализ является базой планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..2

1.Анализ себестоимости продукции …………………………………………………….3

1.2 Анализ уровня и динамики изменения стоимости продукции …………………….4

1.3 Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости ………….6

1.4. Себестоимость товарной продукции и анализ затрат на сырье и материалы …...9

2. Анализ расходов на оплату труда……………………………………………………. 9

2.1.Резервы снижения комплексных расходов …………………………………………10

2.2. Себестоимость промышленной продукции и ее структура ………………………11

2.3. Планирование себестоимости продукции………………………………………… 15

2.4. Пути снижения себестоимости продукции ………………………………………..16

3. Математическая теория игр …………………………………………………………..19

3.1. Математическая теория массового обслуживания ……………………………..…20

Литература: ………………………………………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

эконом анализ.docx

— 45.26 Кб (Скачать)

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции  является расширение специализации  и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством  себестоимость продукции значительно  ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших  количествах. Развитие специализации  требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости  продукции обеспечивается прежде всего  за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда  в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и  удельный вес заработной платы в  структуре себестоимости.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции  является улучшение конструкций  изделий и совершенствование  технологии производства, использование  прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость  продукции. Размер этих затрат на единицу  продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых  и общезаводских расходов в целом  по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого  изделия.

Значительные  резервы снижения себестоимости  заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление  его виновника дают возможность  осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов  производства.

По степени  однородности все затраты подразделяются на простые (одноэлементные) и комплексные. Простые затраты имеют однородное содержание: сырье и материалы, топливо, энергия, амортизация, заработная плата. Комплексные расходы включают разнородные  элементы. К ним относятся, например, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общецеховые расходы  и др.

По признаку зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные. К переменным (пропорциональным) относятся  затраты, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства. Эти затраты включают: расходы на основные материалы, режущий  инструмент, основную заработную плату, топливо и энергию для технологических  целей и др. Условно-постоянными (непропорциональными) являются расходы, размер которых не зависит от изменения  объема производства. К ним относятся: заработная плата административно-управленческого  персонала, расходы на отопление, освещение, амортизация и т.п.

Себестоимость продукции характеризуется показателями, выражающими: а) общий объем затрат на всю произведенную продукцию  и выполненные работы предприятия  за плановый (отчетный) период - себестоимость  товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной продукции; б) затраты на единицу объема выполненных  работ - себестоимость единицы отдельных  видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции  вспомогательных цехов), затраты на 1 грн.. товарной продукции, затраты на 1 грн.. нормативной чистой продукции.

Снижение себестоимости  планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 грн.. товарной продукции, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик. К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке. 

Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих расчетов.

По показателю сравнимой товарной продукции. Сначала  определяется абсолютный размер экономии по формуле 

Эабс.ср.т.п = NniCbi - NniCni. 

Определив размер абсолютной экономии в планируемом  периоде, рассчитывают искомый процент  снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п): 

Sср.т.п = Эабс.ср.т.п  ( 100, 

NniCbi 

где Эабс.ср.т.п - абсолютная экономия от снижения себестоимости  сравнимой товарной продукции, тыс. руб.; NniCbi - плановый выпуск сравнимой  товарной продукции по себестоимости  отчетного периода; NniCni - то же, по себестоимости  планового периода; n - число видов  сравнимой товарной продукции.

По показателю затрат на 1 грн. товарной продукции. Абсолютная экономия от снижения себестоимости товарной продукции в планируемом периоде рассчитывается по формуле: 

Эабс.т.п = Зтнб - ЗтппТП . 

Исходя из тех  же данных определяют процент снижения затрат на 1 грн.. товарной продукции в планируемом периоде в сравнении с отчетным периодом (S’т.п): 

S’т.п= Зтпб - Зтпп ( 100,

Зтпб

где Зтпб - затраты  на 1 грн. товарной продукции в отчетном периоде, коп.; Зтпп - то же, в плановом периоде; ТП - стоимость товарной продукции в плановом периоде, тыс. грн. 

Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную  деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции - это затраты предприятия в  денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как  в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны  деятельности предприятия: степень  технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования  производственных мощностей; экономичность  использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную  деятельность.

Раскрыть и  понять основные причины, оказавшие  определяющее влияние на выполнение плана, выяснить их действие и взаимодействие значит разобраться в особенностях хозяйственной деятельности анализируемого объекта. Но в процессе анализа не только вскрываются и характеризуются  основные факторы, влияющие на хозяйственную  деятельность, но и измеряется степень (сила) их действия. Для этого применяются  соответствующие способы и приемы экономических и математических расчетов.

3. Математическая Теория Игр 

Теория игр  исследует оптимальные стратегии  в ситуациях игрового характера. К ним относятся ситуации, связанные  с выбором наивыгоднейших производственных решении системы научных и  хозяйственных экспериментов, с  организацией статистического контроля, хозяйственных взаимоотношений  между предприятиями промышленности и других отраслей. Формализуя конфликтные  ситуации математически, их можно представить  как игру двух, трех и т. д. игроков, каждый из которых преследует цель максимизации своей выгоды, своего выигрыша за счет другого.

Решение подобных задач требует определенности в  формулировании их условий: установления количества игроков и правил игры, выявления возможных стратегий  игроков, возможных выигрышей (отрицательный  выигрыш понимается как проигрыш). Важным элементом в условии задач  является стратегия, т.е. совокупность правил, которые в зависимости  от ситуации в игре определяют однозначный  выбор данного игрока. Количество стратегий у каждого игрока может  быть конечным и бесконечным, отсюда и игры подразделяются на конечные и бесконечные. При исследовании конечной игры задаются матрицы выигрышей, а бесконечной функции выигрышей. Для решения задач применяются  алгебраические методы, основанные на системе линейных уравнений и  неравенств, итерационные методы, а  также сведение задачи к некоторой  системе дифференциальных уравнений.

На промышленных предприятиях теория игр может использоваться для выбора оптимальных решений, например при создании рациональных запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, в вопросах качества продукции и  других экономических ситуациях. В  первом случае противоборствуют две  тенденции: увеличения запасов, в том  числе и страховых, гарантирующих  бесперебойную работу производства; сокращения запасов, обеспечивающих минимизацию затрат на их хранение; во втором  стремления к выпуску большего количества продукции, ведущего к снижению трудовых затрат; к повышению качества, сопровождающемуся часто уменьшением количества изделий и, следовательно, возрастанием трудовых затрат. В машиностроительном производстве противоборствующими направлениями являются стремление к максимальной экономии металла в конструкциях, с одной стороны, и обеспечение необходимой прочности конструкций  с другой.

В сельском хозяйстве  теория игр может применяться  при решении экономических задач, в которых оппозиционной силой  выступает природа, и когда вероятность  наступления тех или иных событий  многовариантна или неизвестна.

Природные условия  нередко сказываются и на эффективности  работы промышленных предприятий.

3.1.  Математическая Теория Массового Обслуживания

Теория массового  обслуживания впервые применялась  в телефонии, а затем и в  других областях хозяйственной деятельности.

Например, организация  нормального процесса обслуживания покупателей связана с правильным определением следующих показателей: количества предприятий данного  торгового профиля, численности  продавцов в них (в том числе  и «механических»), наличия соответствующих  основных фондов, частоты завоза товаров, численности обслуживаемого населения, плотности обращаемости и потребности  в соответствующих товарах (по групповому и внутригрупповому ассортименту). Если предположить, что предприятие  располагает необходимыми основными  фондами, торгует товарами, имеющимися в достаточном количестве (при  нормальной частоте завоза), то и  тогда в процессе обслуживания остаются такие переменные величины, которые  могут существенно повлиять на качество обслуживания. Надлежит, следовательно, выбрать такой оптимальный вариант  организации торгового обслуживания населения, при котором время  обслуживания будет минимальным, качество  высоким, не будет излишних народнохозяйственных затрат. Математический аппарат теории массового обслуживания облегчает  решение этой задачи. 
 
 
 
 
 
 
 

Литература: 

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон.спец.-4-е  изд., доп и перераб.-М.:Финансы  и статистика,1997.-416 с.:ил.; 21см.
 
  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник.  М.: Юристъ, 2004. 568 с.
 
  1. Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. Технико-экономический  анализ производственно- хозяйственной  деятельности машиностроительных предприятий:[Учеб.для  вузов по спец. "Экономика и  управление в машиностроении" ].- М.:Машиностроение,2005.-272 с.:ил.;22 см.
 
  1. Финансовый  анализ деятельности фирмы.-М.:ИСТ-сервис,2002.-240 с.:ил.
 
  1. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Бек, 2004.  816 с.

Информация о работе Предмет экономического анализа