Предмет, объекты, цель и задачи комплексного анализа хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 09:13, реферат

Описание работы

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные экономические и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.
Задачи экономического анализа определяются в первую очередь содержанием данной науки. Эти задачи сводятся к следующему.
Первая задача – повышение обоснованности плановых решений по количеству, структуре и качеству выпускаемой продукции (выполнения работ и оказания услуг) с точки зрения выявления и удовлетворения спроса, бесперебойности, ритмичности производственных процессов, а также контроля и всесторонней оценки результатов исполнения планов.

Работа содержит 1 файл

Анализ хоз.деятельности.docx

— 109.53 Кб (Скачать)

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца. 
Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах. 
Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:

Ритмичность – это  равномерный выпуск в соответствии с графиком.

Для анализа ритмичности  рассчитывают коэффициент ритмичности.

_________________Выпуск___________        

                 по графику          по отчету

1 неделя           25%                         10%

2 неделя           25%                         15%

3 неделя           25%                         25%

4 неделя           25%                         50%

10+15+25+25          =  Кретм.       

100

Анализ структуры продукции

Рассчитываем процент  выполнения плана по ассортименту продукции   

 

ВП  фактический по ассортименту      * 100

ВП по плановому  ассортименту

Определяем влияние  ассортиментных сдвигов на выручку  или выпуск продукции, для этого  используется метод цепных подстановок.  

 

В1 * Ι VBП = Вусл1

В1 – базисная выручка

Определили усл2 путем умножения объемов продаж в натуральных показателях за отчетный период, но в целях базисного периода прошлогодние

Σ ( VВПi2 * Цi1) =Вусл2

ΔВ стр.сдвигов = В усл2 – В усл1

Ответ: влияние структурных  сдвигов.

Производственная  программа , являясь основным блоком бизнес-плана, помимо таких показателей, как количество продукции, включает также следующие параметры, подлежащие тщательному анализу и оценке в процессе их выполнения: номенклатура и ассортимент.

Под номенклатурой  следует понимать определенный перечень изделий с указанием кодов по Общероссийскому классификатору промышленной продукции (ОКПП) , а также шифров (номенклатурных номеров), которые по степени детализации имеют три ступени:

1) сводная номенклатура;

2) групповая номенклатура;

3) специфицированная  или развернутая номенклатура  по видам, типам и маркам.

Ассортимент  — это более подробная классификация продукции внутри какой-либо номенклатурной позиции одного наименования по артикулам, моделям, размерам и сортности.

Структура продукции  отражает удельный вес отдельных  видов продукции в общем объеме.

Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка  является одним из важнейших индикаторов  деловой активности предприятия  и его конкурентоспособности. Причины  изменения структуры товарной продукции  могут быть вызваны как внешними факторами, так и внутренними.

К внутренним причинам относятся недостатки в организации  производства, плохое техническое состояние  оборудования, его простои, аварии, недостаток финансовых, материальных ресурсов, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования, снижение качества выпускаемой продукции  за счет большого износа производственного  оборудования, ошибки менеджмента и  другие.

Внешние причины  связаны с появлением на рынке  предприятия-конкурента или продукта-аналога, сходного по техническим характеристикам  и значительно выигрывающего  в цене.

Формирование ассортимента выпускаемой продукции строится с учетом следующих требований:

  • текущих и перспективных покупательских потребностей;
  • уровня насыщенности рынка;
  • уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции (или планируемой к выпуску);
  • жизненного цикла изделий (с целью принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции);
  • производственных, финансовых возможностей;
  • экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Диверсификация  продукции укрепляет позиции  предприятия на рыночных сегментах, однако чрезмерная диверсификация и  выпуск разнородной продукции требует  специализированного и дорогого оборудования, частых переналадок, высококвалифицированных  специалистов, а это, в свою очередь, приводит к росту затрат. Отсюда следует, что ассортимент продукции  в рыночных условиях должен как можно  точнее соответствовать потребительскому спросу.

Ретроспективный анализ ассортимента и структуры производимой продукции проводится в несколько  этапов.

  • Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.
  • Анализ и влияние структурных сдвигов на выполнение производственной программы.
  • Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности.

Анализ качества продукции

Существуют следующие  основные показатели качества продукции:

  1. Удельный вес новой продукции
  2. удельный вес сертифицированной продукции
  3. удельный вес экспортной продукции
  4. если продукция имеет сортность, удельный вес продукции I сорта.
  5. Существуют так же индивидуальные показатели качества (долговечность, надежность, эстетичность)
  6. Кроме этих существуют косвенные показатели качества продукции( штрафы за не кондицию продукции, потери от брака  товарной продукции, считают их следующим образом:

На первом этапе  определяют сумму потерь от брака, она  ровна себестоимости за бракованной продукции  плюс  расходы по исправлению брака минус стоимость брака по цене возможного использования и минус сумма удержиной с виновных лиц.

На втором этапе  определяют потери товарной продукции  от брака

Потери ТП от брака + Потери брака * ( 1+ r  )

r – рентабельность готовой продукции  

r = ___прибыли__    * 100     

 Себестоимость

ТП- затраты на производство.

Качество продукции — один из основных факторов, который способствует росту реализации продукции, основной показатель конкурентоспособности.

В соответствие со стандартом ИСО 9000 качество  — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Основными группами показателей качества, определенными  в стандарте ИСО 8402-86, являются:

  • назначение;
  • надежность;
  • технологичность;
  • унификация;
  • патенто-правовые характеристики;
  • эргономичность;
  • эстетичность;
  • транспортабельность;
  • безопасность;
  • экологичность.

Различают следующие  показатели качества: обобщающие, индивидуальные и косвенные.

Обобщающие показатели качества  характеризуют качество всей производственной продукции, независимо от ее вида и назначения, и измеряются удельными весами:

  • новой продукции в общем ее выпуске;
  • продукции высшей категории качества;
  • аттестованной и неаттестованной продукции;
  • сертифицированной продукции;
  • продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;
  • средневзвешенным баллом продукции;
  • средним коэффициентом сортности.

Индивидуальные (единичные) показатели качества  продукции характеризуют одно из ее свойств:

  • полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
  • надежность (долговечность, безотказность в работе);
  • технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
  • эстетичность изделия.

Косвенные показатели качества  — это:

  • штрафы за некачественную продукцию;
  • объем и удельный вес забракованной продукции;
  • удельный вес зарекламированной продукции;
  • потери от брака и др.

Анализ факторов увеличения выпуска и реализации продукции

 

 

Для этого используется метод абсолютных разниц и следующие двухфакторные мультипликативные модели.

______________________________________________________________________________________

Труд  люди                                   Средства труда ( оборудование)                       Предметы труда (сырье) 

 

ВП = ЧР*ГВ                               ВП = ОПФ * ОФ                                                ВП = МЗ * МО

ΔВПчр = ΔЧР * ГВ1

ΔВПгв = ЧР2 * ΔГВ

ЧР – численность  работников

ГВ – среднегодовая  выработка продукции на одного работника

ОПФ – стоимость  основных производственных фондов.

ВП- выпуск продукции

МО – матереалотдача

МЗ – материальные затраты.

Анализ резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Труд                                                         Средства труда                                      Предметы труда________ 

 

Резерв↑ВПчр = резерв↑*ЧР*ГВотчет.         Резерв↑ВП = резерв↑К*ГВотчет          Резерв↑ВПм=резервЭК:УРотчет                                                                                                                        

     *Цприбыли отчет  

 

Резерв↑ВПфрв= резерв↑*ФРВ*ЧВотчет        Резерв↑ВПт=резерв↑Т*ЧВотчет.       

 

Резерв↑ВПчв = резерв↑*ЧВ*ФРВвозможное      Резерв↑ВПчв = резерв↑*ЧВ*Твозможное 

 

Коб – количество оборудования

Т - время работы оборудования

Эк – экономия материальных ресурсов

ФРВ фонд рабочего времени

ЧВ – часовая  выработка

Ур – удельный расход. 

 

 

 

Найденные резервы  по разным группам нельзя складывать. Эти резервы должны быть сбалансированными, так как люди, оборудование и материальные ресурсы используются одновременно. Поэтому реальной величиной резерва  является минимальная величина из трех.

Анализ себестоимости отдельных видов продукции. 

 

Для более глубокого  изучения причин изменения себестоимости  анализируют отчетные калькуляции  по отдельным изделиям, сравнивая  фактический уровень затрат на единицу  продукции с плановыми данными  прошлых лет в целом и по статьям затрат (анализ себестоимости  единицы отдельных видов продукции ).

Влияние факторов первого  порядка на изменение уровня себестоимости  единицы продукции изучают с  помощью факторной модели:

.

Изменение себестоимости  отдельных изделий за счет отдельных  факторов рассчитывается методом цепных подстановок (табл. 11.4).

Таблица 11.4

Последовательность  расчета факторной модели затрат на отдельные изделия

Этап расчета

Алгоритм

Все плановые показатели

Влияние объема производства продукции

За счет суммы  постоянных затрат

Суммы удельных переменных затрат

Информация о работе Предмет, объекты, цель и задачи комплексного анализа хозяйственной деятельности