Прибыль и рентабельность ТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:30, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение экономической сущности прибыли, основных факторов влияющих на прибыли и рентабельность торгового предприятия, а также системы показателей, применяемых для расчета прибыли и рентабельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....стр.3
I. Экономическая сущность и функции прибыли торгового
предприятия………………………………………………………………..…стр.5
II. Основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность………...стр.9
III. Система показателей рентабельности на торговом предприятии…...стр.13
Заключение………………………………………………………………….стр.22
Список литературы…………………………………………………………стр.24

Работа содержит 1 файл

Прибыль и рентабельность ТП.doc

— 194.50 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………....стр.3

I. Экономическая сущность и функции прибыли торгового

предприятия………………………………………………………………..…стр.5

II. Основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность………...стр.9

III. Система показателей рентабельности на торговом предприятии…...стр.13

Заключение………………………………………………………………….стр.22

Список литературы…………………………………………………………стр.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. В связи с изменением экономической ситуации в стране изменилась и роль прибыли.

По сравнению с другими стоимостными показателями, прибыль в наибольшей мере подходит для оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, так как выражает в стоимостной форме результат этой деятельности. При оценке прибыли, оценивается также рост объема товарной продукции и реализованной продукции, эффективность использования предприятием основных производственных фондов и других материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Основными факторами роста прибыли являются увеличение объемов производства и реализации, снижение себестоимости, улучшение качества и увеличение ассортимента выпускаемой продукции, повышение эффективности производственных фондов, внедрение новых технологий, повышение производительности труда и совершенствование системы управления производством. Все эти факторы влияют на размер прибыли, поэтому именно прибыль является основным показателем эффективности деятельности предприятия.

Полученная прибыль используется на выполнение обязательств перед государством и на ведение производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому важно оценить источники ее формирования, резервы роста, влияние различных факторов на ее величину и проводить ее детальный анализ, так как абсолютная величина в недостаточной мере характеризует экономическую эффективность работы предприятия.

Нестабильность рыночных отношений, жесткая кредитная политика, несовершенство налоговой системы, постоянно меняющиеся нормативные акты – те условия, которые в настоящее время характеризуют экономическую ситуацию в стране. Очевидно, что эти факторы крайне неблагоприятно влияют на предприятия, так как любое предприятие – это долгосрочная программа, рассчитанная на определенные капиталовложения.

Все вышеуказанное можно смело отнести и к рентабельности, поскольку прибыль и рентабельность тесно взаимосвязаны, нуждаются в подробном анализе и изучении, особенно сейчас, в условиях неблагоприятной экономической ситуации.

Целью работы является изучение экономической сущности прибыли, основных факторов влияющих на прибыли и рентабельность торгового предприятия, а также системы показателей, применяемых для расчета прибыли и рентабельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Экономическая сущность и функции прибыли торгового предприятия

 

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятий торговли является прибыль. Она характеризует экономиче­скую эффективность функционирования торговых предприятий и вместе с тем служит главным внутренним финансовым источником, обеспечиваю­щим самостоятельное развитие предприятий торговли.

Значение прибыли состоит в том, что она стимулирует объемы и оптимизирует ассортимент как производителей товаров, так и торговых предприятий.

Прибыль - это превышение доходов над расходами (обратное по­ложение называется убытком). С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами, с хозяйственной - это разность между имущественным состоянием орга­низации на конец и начало отчетного периода. Если рассматривать все общие определения прибыли применительно к деятельности торгового предприятия, то прибыль от торговой деятельности будет представлять собой разность между валовыми доходами (доходами от торговой дея­тельности) и издержками обращения (расходами на реализацию).

Прибыль (в том числе торговая) как важнейшая категория рыноч­ной экономики выполняет ряд функций.

Во-первых, она выступает критерием и показателем эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия, т. е. сам факт при­быльности уже свидетельствует об эффективности хозяйственной дея­тельности.

Во-вторых, она выполняет стимулирующую функцию. Эта функция реализуется по трем главным направлениям:

-  прибыль является целью хозяйственной деятельности большин­ства предприятий торговли;

-  прибыль служит главным источником прироста собственного

капитала;

- прибыль представляет собой источник и основу проводимой социальной политики на конкретном предприятии.

В-третьих, прибыль является источником формирования бюджетов всех уровней.

Разные аспекты хозяйственной деятельности торговых предприятий получают законченную финансовую оценку с помощью различных пока­зателей прибыли. Выделяют несколько понятий прибыли и соответственно несколько показателей (они имеют отличные числовые значения)1:

- прибыль от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества;

- валовая (балансовая) прибыль;

- налогооблагаемая прибыль;

- чистая прибыль;

- консолидированная прибыль и др.

Прибыль от реализации товаров представляет собой разницу между суммой доходов и расходов по реализации и является главной составной частью валовой (балансовой) прибыли торговых предприятий.

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества опре­деляется как разница между продажной ценой и остаточной (первоначаль­ной) стоимостью этого имущества.

Валовая (балансовая) прибыль торговой организации представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, от реализации различного имущества и сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Налогооблагаемая прибыль - это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая подлежит налогообложению. В тех случаях, когда торговые организации понесли убытки, они могут на сумму понесенных

 

1Экономика предприятий: Учебное пособие для вузов / Ред. Кантор Е.Л. – СПб: Питер, 2002, стр. 351

убытков (или на часть этой суммы) уменьшить выплаты по налогу на при­быль, т. е. перенести убыток на будущее. Более того, подобный перенос убытков возможен в течение 10 лет. Единственное ограничение состоит в том, что сумма переносимых убытков не может превышать 30% выплат по налогу на прибыль в текущем периоде.

Чистая прибыль - это та часть валовой (балансовой) прибыли, кото­рая остается в распоряжении организаций после уплаты в бюджеты всех уровней налога на прибыль и прочих подобных платеясей.

Еще одно важное понятие в условиях рыночной экономики - так на­зываемая консолидированная прибыль, которая является сводной по бух­галтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материн­ских и дочерних организаций.

Консолидированная прибыль имеет две основные особенности:

- она не является прибылью юридически самостоятельно хозяй­ствующего субъекта, и ее значение имеет четко выраженный аналитиче­ский характер. При этом преследуется цель - получение общего представ­ления о деятельности всех объединенных в одно целое организаций;

-   консолидация прибыли не является простым суммированием. Здесь должны быть исключены итоги любых внутренних операций, а показывается лишь прибыль от операций с третьими сторонами (никакого двойного счета).

Часто необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Выгоднее иметь несколько более мелких организаций, чем одну крупную структуру, так как достигается экономия на налоговых платежах, во многом снижается рискованность и достигается более высо­кая степень мобильности, в первую очередь в управлении.

Основной вид прибыли торгового предприятия (если провести ус­ловную градацию приведенных выше понятий) - валовая (балансовая) прибыль, так как именно она характеризует совокупный эффект всей хо­зяйственной деятельности.

Различные понятия прибыли кроме характеристики определенного состояния предприятия дают также и представление об источниках фор­мирования самой прибыли.

Первым источником формирования прибыли в торговле являются доходы от реализации товаров за минусом расходов на реализацию1. Таким образом, существовавшее ранее положение, что основным источником получения торговым предприятием прибыли служит валовой доход, не утратило своей актуальности.

Вторым по значимости и по величине источником формирования прибыли выступает прибыль от реализации основных фондов и иного имущества (в том числе и имущественных прав).

Третьим источником формирования прибыли служит сальдо дохо­дов и расходов по всем внереализационным операциям.

Использование прибыли должно осуществляться по следующим на­правлениям:

- первоочередное выполнение финансовых обязательств перед бюджетами;

- распределение прибыли, оставшейся в распоряжении организа­ций, в соответствии с определенными пропорциями на потребление и на­копление. В процессе распределения чистой прибыли организации вправе самостоятельно определять механизм распределения прибыли, устанавли­вать пропорции распределения;

- направление части прибыли собственникам предприятия тор­говли.

Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются. Пропорции этого распределения могут воздействовать на эффективность хозяйственной деятельности организаций как позитивно, так и негативно. Нарушение последовательности использования (распре­деления)

 

1Г.Г.Иванов, С.С. Шипилова «Экономика торгового предприятия»,  М., изд-во РЭА, 2003, стр. 96

прибыли может привести к негативным изменениям финансово­го состояния торгового предприятия.

Взаимоотношения организаций торговли и государства во многом строятся через бюджеты на основе налогообложения прибыли.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении организации, должно регламентироваться внутренними документами. Часть прибыли разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т. с. участвующую в накоплении, и прибыль, направляемую на потребление. Если прибыль не расходуется ни на накопление, ни на по­требление, то она остается в торговом предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала пред­приятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость и свидетельствует о наличии возможности для последующе­го развития.

Прибыли принадлежит главная роль среди внутренних, собствен­ных источников формирования финансовых ресурсов. Чем больше прибы­ли получит предприятие торговли, тем меньше его потребность в заемных средствах, т.е. выше финансовая устойчивость и уровень самофинансиро­вания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность

В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов (см. рис.1), которые можно разделить на внешние связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние, которые в  свою очередь  делятся на производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность оградить предприятие от внешнего воздействия.

Рассмотрим сначала факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия,  т.е.  внутренние факторы. Внутренние факторы можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников.

Информация о работе Прибыль и рентабельность ТП