Прибыль и рентабельность ТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:30, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение экономической сущности прибыли, основных факторов влияющих на прибыли и рентабельность торгового предприятия, а также системы показателей, применяемых для расчета прибыли и рентабельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....стр.3
I. Экономическая сущность и функции прибыли торгового
предприятия………………………………………………………………..…стр.5
II. Основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность………...стр.9
III. Система показателей рентабельности на торговом предприятии…...стр.13
Заключение………………………………………………………………….стр.22
Список литературы…………………………………………………………стр.24

Работа содержит 1 файл

Прибыль и рентабельность ТП.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Производственные факторы. Процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное1.

Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся :

-   изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;

- изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;

- изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

- повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное

1 Экономика предприятий: Учебник для вузов / Ред. Волков О.И.; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001, – 519с.

- использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

- повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.

Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов  относятся:

- географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д.

- конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм-конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар.

- ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, т.к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики.

- государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Система показателей прибыли и рентабельности на торговом предприятии

             

        Определяющая роль прибыли требует правильного ее исчисления. От того, насколько обоснованно определена плановая прибыль, во многом будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

        Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование инвестиций и инноваций, прирост собственных средств, создание эффективных систем организации и стимулирования труда, своевременную выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли на предприятиях имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом.

Количественно величину прибыли можно измерять абсолютными и относительными (в том числе и уровневыми) показателями.

Наиболее информативным итоговым показателем является абсо­лютный показатель валовой (балансовой) прибыли.

Абсолютную величину валовой (балансовой) прибыли можно опре­делить по формуле:

где - сумма прибыли от реализации товаров за период; - вели­чина прибыли от прочей реализации за период; - сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям.

Наибольший удельный вес в величине балансовой прибыли в торго­вых предприятиях занимает прибыль от реализации товаров и услуг, по­этому, кстати, ее величину и анализируют наиболее часто.

Абсолютная сумма прибыли от реализации товаров определяется как разность между абсолютной суммой дохода и абсолютным значением суммы расходов (включая и расходы на закупку товаров):

где - сумма доходов за период; - сумма расходов по закупке това­ров за период; - сумма расходов (исключая расходы по закупке това­ров) за период.

Иначе определяется сумма прибыли от торговой деятельности (хотя результаты расчетов достаточно близки с предыдущим показателем):

где - сумма валового дохода за период; - сумма издержек об­ращения за тот же период.

Еще одним абсолютным показателем, представляющим существен­ный интерес для торговых предприятий, является показатель чистой при­были.

Величина чистой прибыли может быть найдена по следующей формуле:

где - сумма налога на прибыль и других аналогичных платежей за период.

Но абсолютная сумма прибыли не дает полной возможности оха­рактеризовать эффективность работы торгового предприятия. Она характеризует лишь полученный экономический эффект. Поэтому показатель абсолютной суммы дополняют относительными показателями, позволяю­щими анализировать и динамику распределения прибыли, и эффектив­ность работы предприятия в целом, и эффективность использования ка­ких-либо ресурсов1.

Для того чтобы анализировать правильность процессов распределе­ния прибыли, рассматривают следующую группу относительных показа­телей.

 

 

 

1Г.Г.Иванов, С.С. Шипилова «Экономика торгового предприятия»,  М., изд-во РЭА, 2003, стр. 98

 

 

Так, налогооблагаемая доля прибыли анализируется, как правило, с помощью коэффициента налогообложения прибыли (Кпн) за период:

Данный коэффициент показывает долю прибыли, изымаемой в виде налогов и сборов.

Та часть прибыли, которая остается после налогообложения, анали­зируется с помощью следующих относительных показателей:

- коэффициента чистой прибыли (Кпч), который характеризует долю чистой прибыли в сумме валовой (балансовой) прибыли и показыва­ет, какая

 

часть прибыли остается в распоряжении торгового предприятия:

 

- коэффициента капитализации прибыли (Ккп), который характе­ризует долю прибыли, направляемой на производственное развитие торго­вой организации:

где Пр - величина прибыли, направляемой на развитие (в фонд накопле­ния) организации торговли;

- коэффициента потребления прибыли (Кпп), который показывает долю прибыли, направляемой на потребление:

где Пп - величина прибыли, направляемой на потребление;

- коэффициента резервирования прибыли (Крп), показывающего резервируемую долю прибыли:

где През - величина резервируемой части прибыли.

Аналогично можно анализировать любые составные части чистой прибыли.

Для оценки эффективности разных сторон хозяйственной деятель­ности торговых предприятий используется относительный (уровневый) показатель прибыли, получивший название показателя рентабельности. Понятие «рентабельность» идентично понятию «прибыльность».

Показатели рентабельности являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит, как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей – факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов,  оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции. Рентабельность является как показателем оценки эффективности хозяйственной деятельности торговой организации, так и показателем эф­фективности использования отдельных видов ресурсов.

Общий принцип построения показателя рентабельности таков: это процентное отношение прибыли к какому-либо показателю.

В торговых предприятиях применяется общий показатель рента­бельности (или рентабельность продаж - по зарубежным источникам), который рассчитывается по формуле

Общий показатель рентабельности характеризует долю прибыли, приходящуюся на рубль товарооборота.

Для организаций разных подотраслей торговли при расчетах берет­ся различное значение товарооборота. Соответственно и в числителе дан­ной формулы могут использоваться различные значения прибыли (от реа­лизации, валовой, чистой и т. д.) в зависимости от решаемых конкретным торговым

предприятием задач. Это означает, что существует много раз­личных вариантов для вычисления общего показателя рентабельности.

Наряду с общим рассчитываются и другие, так называемые частные показатели рентабельности. Например, рентабельность совокупных ресур­сов торгового предприятия определяется как

где CP - сумма совокупных ресурсов торгового предприятия за период.

В состав совокупных ресурсов торгового предприятия включается средняя стоимость основных фондов за анализируемый период, средние за исследуемый период остатки оборотных фондов и фондов обращения, за­траты на оплату труда и социальные выплаты за тот же период.

Если соизмерить прибыль с каждым видом ресурсов в отдельности, то можно получить систему частных показателей рентабельности.

 

 

 

1Г.Г.Иванов, С.С. Шипилова «Экономика торгового предприятия»,  М., изд-во РЭА, 2003, стр. 99

 

 

Так, рентабельность основных фондов равна

где СФ средняя стоимость основных фондов за анализируемый период. Рентабельность оборотных средств

где Об.Ф - средние за период остатки оборотных средств. Рентабельность затрат живого труда

где 3 - затраты на оплату труда и социальные выплаты за период.

Если сумму прибыли за период отнести к сумме издержек обраще­ния за тот же период, то в результате получится рсятабельность издержек обращения, характеризующая эффективность текущих затрат:

 

Таким образом,  показатели рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприя­тий. Поэтому они являются обязательными при проведении сравнительно­го анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности  используют­ся как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности, и потому особый интерес представляют не только сами показатели, но и их динамика за период.

 

Расчет рентабельности продаж и затрат по оптовой и розничной торговли на территории РФ.

Информация о работе Прибыль и рентабельность ТП