Прибыль как важнейший показатель деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическое содержание прибыли и
проблемы ее формирования
Прибыль как основная категория
экономики предприятия
Анализ инструментов используемых для прогнозирования прибыли
Виды прибыли и методические подходы исчисления конечного
финансового результата. Факторы, влияющие на формирование
прибыли.
Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли в ООО «Информационный центр»
2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «Информационный центр»
Анализ формирования чистой прибыли в ООО «Информационный центр»
2.3 Анализ распределения и использования чистой прибыли в ООО «Информационный центр»
3. Разработка методики управления прибылью и анализ ее эффективности в ООО «Информационный центр»
3.1. Разработка методики управления прибылью
3.2. Анализ эффективности использования методики управления прибылью
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Прибыль как важнейший показатель деятельности предприятия.docx

— 148.59 Кб (Скачать)

     ЭФЛ = (1 - Снп) Ч (КВРа - ПК) Ч (ЗК / СК),

     где ЭФЛ - эффект финансового левериджа;

     Снп  - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

     КВРа - коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов);

     ПК  - средний размер процентов за кредит, уплачиваемый предприятием за использование заемного капитала, %;

     ЗК  - средняя сумма используемого предприятием заемного капитала; 
СК - средняя сумма собственного капитала предприятия.

     Применение  этих методов соответствует современной  системе финансового контроля, учета  издержек и формирования прибыли (директ-костинг) и носит весьма продуктивный характер. Однако оно ограничено пределами  релевантного диапазона и рядом  условий, в числе которых:

  • Устойчивый характер переменных расходов к выручке от продаж.
  • Неизменность постоянных расходов.
  • Постоянство структуры продаж по видам (группам) продукции.

     Применение  математических методов оправдано  лишь на основе достоверных экономических  моделей, учитывающих реальные факторы  в прогнозируемом периоде. Очевидно, необходим синтез имеющихся методик, раскрывающий различные факторы, воздействующие на прогнозируемую прибыль. Этот синтез может быть представлен как факторная  модель прогнозирования прибыли  от продаж, которая имеет следующий  вид:

     PSp = PSb ± DS ± DN ± DVC ± DFC ± DP

     Где PSp – прогнозируемая прибыль;

     PSb – прибыль базисного периода;

     DS – влияние изменения объема  продаж;

     DN – влияние структурного (ассортиментного)  сдвига в объеме продаж;

     DVC – влияние изменения переменных  расходов;

     DFC – влияние изменения постоянных  расходов;

     DP – влияние изменения продажных  цен на продукцию организации.

     Факторная модель обладает следующими преимуществами: Она может быть использована при  сравнительно малой информационной базе; Она позволяет определить факторы, влияющие на изменение прибыли, и  соответствующим образом на них  воздействовать; На ее основе можно  проверить достоверность расчета  прибыли другими методами.

     Таблица

     Данные для расчета

Показатели Символ Метод расчета
1. Объем  продаж, тыс. руб. S Отчет
2. Переменные  расходы, тыс. руб. VC Отчет
3. Коэффициент  переменных расходов b VC : S
4. Маржинальный  доход, тыс. руб. MP S - VC
5. Коэффициент  маржинального дохода а MP : S
6. Постоянные  расходы, тыс. руб. FC Отчет
7. Прибыль  от продаж, тыс. руб. PS MP - FC
8. Операционный  рычаг OL MP : PS
 

     Прогнозный расчет прибыли от продаж по факторам:

     1. Фактор влияния объема продаж  на прибыль (DS) может быть рассчитан  по формуле:

     DS = DTs x OL x PSb

     где DTs – прогнозируемый прирост выручки от продаж;

     OL – операционный рычаг;

     PS – прибыль от продаж в базовом  периоде.

     Влияние коэффициента MP на прогнозируемую прибыль определится по формуле:

     DN = Sb x Tb x DMPn

     где Sb – выручка от продаж в базовом периоде;

     Tb – прогнозный темп роста выручки от продаж;

     DMPn – изменение коэффициента маржинального дохода из-за структурных сдвигов.

     3. Влияние на прибыль фактора  переменных расходов (DVC) определится  как:

     DVC = Sb x Ts x VCn x VCp

     где VCn – коэффициент переменных расходов с учетом структурных сдвигов (1 - MPn);

     VCp – прогноз снижения переменных расходов (с обратным знаком).

     4. Влияние на прибыль фактора  постоянных расходов (DFC) определяется  прямым счетом, но с обратным  знаком. При увеличении постоянных расходов на прибыль, прибыль снизится на эту же сумму.

     5. Влияние на прибыль фактора  цен (DP) определится по формуле:

     DP = Sb x Ts x Pp

     где Pp – прогнозируемое изменение цен на продаваемую продукцию.

     В результате сложения всех рассчитанных величин получается величина прогнозируемой прибыли:

     Как видно, факторный анализ существенно меняет расчет прибыли, который можно было выполнить на основе одного лишь эффекта операционного рычага. 

    
    1. Виды  прибыли и методические подходы исчисления конечного  
      финансового результата. Факторы, влияющие на формирование 
      прибыли.

     На  уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает  форму прибыли. На рынке товаров  предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит сто в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

     Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница  между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

     Из  приведенного определения следует, что ее происхождение связано  с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат - представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показана на рис. 1.

  Валовой доход
Материальные  затраты Оплата  труда Прибыль
Издержки  производства (себестоимость) Чистый  доход
Объем реализации

     Рис. 1. Себестоимость, валовой доход и  прибыль предприятия

     Объем реализации и величина прибыли, уровень  рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и  финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

     Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

     Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли  оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  используется система показателей.

     Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

     В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

     В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

     - первый источник образуется за  счет монопольного положения  предприятия по выпуску той  или иной продукции или (и)  уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

     - второй источник связан непосредственно  с производственной и предпринимательской  деятельностью. Практически он  касается всех предприятий. Эффективность  его использования зависит от  знания конъюнктуры рынка и  умения адаптировать развитие  производства под эту постоянно  меняющуюся конъюнктуру. Здесь  все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

     - третий источник проистекает  из инновационной деятельности  предприятия. Его использование  предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

     Различают прибыль бухгалтерскую  и экономическую.

     Экономическая прибыль – это разница между  выручкой и всеми издержками производства (внешними и внутренними).

     В бухгалтерском смысле прибыль –  это разница между общей выручкой и внешними издержками.

     В бухгалтерской практике различают  и в процессе анализа хозяйственной  деятельности используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ  и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных  операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

     В самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах  выглядит следующим образом:

Информация о работе Прибыль как важнейший показатель деятельности предприятия