Происхождение традиционной структуры Казахстана

Автор: e********@bk.ru, 26 Ноября 2011 в 16:36, реферат

Описание работы

Для того, чтобы понять и осмыслить сущность «традиционной» структуры Казахстана, необходимо хотя бы приблизительным образом проникнуть в исторические «тайны» происхождения казахской народности. Тогда мы будем иметь возможности научно описать и обосновать её роль и место в истории человечества В этом стремлении не нужно искать авторских амбиций.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 15.17 Кб (Скачать)

Происхождение традиционной структуры  Казахстана  

Для того, чтобы понять и осмыслить сущность «традиционной» структуры Казахстана, необходимо хотя бы приблизительным образом проникнуть в исторические «тайны» происхождения казахской народности. Тогда мы будем иметь возможности научно описать и обосновать её роль и место в истории человечества В этом стремлении не нужно искать авторских амбиций. Это просто одно из правил методологии всемирно-исторического подхода. Каждый народ, национальность и даже отдельная личность имеют свою историческую функцию, без выяснения которой мы не сможем устанавливать историческую направленность и взаимосвязь социальных событий. А выяснив эту историческую функцию, определив её роль и место, можно отразить историческую суть того или иного социального явления, его конкретную, случайную обусловленность законами исторического единства, исторической эволюции и исторической преемственности.

Но, к сожалению, происхождение казахской  национальности, которая неразрывно связана с «традиционной» структурой Казахстана, остаётся на сегодняшний день исторической «тайной», которую нельзя назвать ни чёрным, ни белым пятном в истории. Все знают более-менее «достоверно», с разной степенью убеждённости, в зависимости от уровня научной информированности, что происхождение казахов как этноса относится к середине XV в. и связано с откочёвкой султанов Кирея и Джанибека от Узбекского улуса Абул- хаир-хана, в результате которой «узбекские беглецы», собравшиеся вокруг них, и стали называться «казаками».Мало кто подозревает, что происхождение казахов так и осталось «неразгаданной тайной» в исторической науке, и совсем никто не осознаёт, особенно в массе населения, специфически оригинальное значение этнонима «казак», хотя его влияние ещё вполне живо в подсознании каждого казаха и в коллективном бессознательном всего народа Казахстана.Чокан Валиханов так характеризует ситуацию изучения казахов в XIX в., веке, который отличался несравненно большим, чем когда-либо, интересом крупных учёных к казахскому этносу: «Народность казахская не была никогда предметом серьёзного учёного исследования, даже дельных этнографических и нравоописательных статей мы не читали, исключая «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» Левшина и «Записки о киргиз-кайсаках Средней орды» Броневского».Сегодня, в конце ХХ в., научная ситуация в истории Казахстана нисколько не улучшилась, а, наоборот, ухудшилась в отношении исследования исторического происхождения казахов, несмотря на то, что ещё Ч. Валиханов предвещал, что «много чести будет тому, кто исследованиями объяснит происхождение «киргизского» народа, так как «миф о происхождении казахов мы не имеем никакой возможности объяснить.Это ухудшение обусловлено, с одной стороны, политическими причинами, так как фундаментальное исследование вопроса о происхождении казахов просто не вписывалось в советскую систему науки и образования вплоть до 90-х гг. ХХ в, а с другой — неотработанным предположением Вельяминова-Зернова (Исследование о касимовских царях и царевичах) об однозначной и прямой увязке происхождения казахов с кочевыми узбеками Гирея и Джанибека, которое впоследствии было развито и оформлено в качестве мнения таким авторитетным антропологом, как А.Н. Харузин (К вопросу.. Кн. XXV), и которое в результате частого воспроизводства в научном обороте ХХ в. из научного предположения и предвзятого мнения превратилось в не подлежащий сомнению «исторический» факт.

Попробуем подробно разобрать это мнение, поскольку  весьма интересным и любопытным представляется тот момент, что именно оно в советской исторической науке воспроизводилось и именно его рамки ограничивали более глубокие размышления об этом вопросе.

Думается, это связано со значением этнонима «казах». Данная точка зрения позволяла ограничиваться такими значениями этого термина, как «наездник», «кочевник», «передовой воин», «степняк», «бродяга», «удалец», «скиталец» и, на худой конец, «беглец» как самое нежелательное значение. В условиях советской науки было очень важным не доходить до основного и первоначального значения этого названия: «свободный», «вольный человек». Даже если бы не работала внешняя цензура, то обязательно срабатывала бы внутренняя, подсознательная и бессознательная. Это очевидно.

А между тем именно это базовое  значение данного этнонима даёт начало всем остальным значениям и пронизывает  их, отражая в истинной мере сущность и структуру «традиционного»  общества казахов, существовавшего  в относительно неизменном состоянии  на протяжении шести веков, от XIII до XIX в.

Информация о работе Происхождение традиционной структуры Казахстана