Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:40, курсовая работа
Цель данной работы заключается  в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния  предприятия,  влиянии ее на эффективность  производственной деятельности предприятия.
Объектом исследования является исследование рентабельности КУВОШПП «Витебчанка».
Введение……………………………………………………………………….
3
1. Теоретические аспекты  анализа рентабельности деятельности  предприятий…………………………………………………………………
 
5
Рентабельность и факторы, влияющие на уровень ее повышения…..
5
1.2  Порог рентабельности. Анализ рентабельности по системе  директ-костинг………………………………………………………………………..
 
18
1.3  Методика  подсчета  резервов увеличения суммы прибыли  и рентабельности………………………………………………………………
 
24
2. Анализ рентабельности  деятельности предприятия КУВОШПП  «Витебчанка»………………………………………………………………..
 
27
2.1. Общая характеристика  КУВОШПП «Витебчанка»…………………
27
2.2. Анализ прибыли и  затрат как основных факторов, определяющих деятельность предприятия…………………………………………………..
 
31
2.3. Анализ рентабельности  производства по системе «директ-костинг»..
36
2.4. Анализ рентабельности  продаж……………………………………….
41
3.  Пути повышения рентабельности  КУВОШПП «Витебчанка»……….
45
3.1 Принципы организации  поиска и  использование выявленных  резервов……………………………………………………………………….
 
45
3.2. Предложения по повышению рентабельности на основе выявленных резервов………………………………………………………………………
 
50
Заключение…………………………………………………………………..
52
Список использованных источников……………
, где                           
- условная рентабельность по прибыльности продукции;
- рентабельность продукции в 2008 году;
- фондоемкость продукции;
- оборачиваемость активов.
- условная рентабельность по прибыльности продукции;
- рентабельность продукции в 2009 году;
- фондоемкость продукции;
- оборачиваемость активов.
Выделяем влияние фактора прибыльности продукции:
ΔRλp(2008) = 0 – 5,5% = 5,5 %
ΔRλp(2009) = -6,5 – 0 = -6,5 %
Рассмотрим влияния изменения фондоемкости. Рассчитаем условную рентабельность по фондоемкости при условии, что изменились два фактора – рентабельность продукции и фондоемкость, а значение оставшегося третьего фактора сохранилось на уровне базиса:
                              
- условная рентабельность по фондоемкости;
- рентабельность продукции в 2008 году;
- фондоемкость продукции;
- оборачиваемость активов.
                              
- условная рентабельность по фондоемкости;
- рентабельность продукции в 2009 году;
- фондоемкость продукции;
- оборачиваемость активов.
Выделяем влияние фактора фондоемкости:
Δ RλF(2008) =0 – 0 = 0 %
Δ RλF(2009) =-7,5 – (-6,5) = -1 %
Рассмотрим влияние 
Δ RλE(2008) = R(2008)- RλF(2008) = -5,5 – 0 = -5,5 %
Δ RλE(2009) = R(2009)- RλF(2009) = -8 – (-1) = -7 %
ΔR (2008)= R(2008)-R(2007) = Δ Rλp(2008) + Δ RλF(2008) + Δ RλE(2008) =
= 5,5 + 0 – 5,5 =0 %
ΔR (2009)= R(2009)-R(2008) = Δ Rλp(2009) + Δ RλF(2009) + Δ RλE(2009) =
= -6,5 + 1 -7 =12,5 %
Из данных таблицы 2.5 видно, фондоемкость 2008 года повысилась по сравнению с 2007 годом на 0,305. Это свидетельствует о понижении эффективности использования основных средств и ведет к перерасходу капитальных вложений. Оборачиваемость оборотных активов 2008 года увеличилась по сравнению с 2007 годом на 0,41 раз. Ускорение оборачиваемости оборотных активов способствует понижению потребности в запасах сырья, материалов, и ускоряет высвобождение денежных средств, ранее вложенных в эти запасы.
Таким образом, прирост рентабельности за 2008 год в сравнении с рентабельностью 2007 года составляет -0,06 %. Влияние на это изменение оказали следующие факторы: прибыльность продукции на 15 %, фондоемкость на 41 % и оборачиваемость оборотных активов на 9%.
За 2009 год из данных таблицы 2.5 следует, что прибыльность продукции относительно 2008 года снизилась на 0,21, фондоемкость 2009 года снизилась по сравнению с 2008 годом на 0,45. Оборачиваемость оборотных активов 2009 года уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 0,06 раз. В итоге, прирост рентабельности за 2009 год в сравнении с рентабельностью 2008 года составил -08 %. Влияние на это изменение оказали следующие факторы: прибыльность продукции на - 21 %, фондоемкость на - 45 % и оборачиваемость оборотных активов на 6 %.
2.4. Анализ рентабельности продаж
Анализ рентабельности продаж предполагает прежде всего определение величины этого показателя, уточнение его слагаемых. В учетно-аналитической практике рентабельность реализованной продукции представляет собой отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к себестоимости реализованной продукции. Рентабельность единицы продукции – это отношение прибыли к себестоимости единицы реализованной продукции:
Rпр = Пр/Ср 
*100, где                           
Rпр – рентабельность продаж;
Пр – прибыль от реализации товаров, работ, услуг;
Ср – себестоимость реализованных товаров, работ, услуг.
Rпр = П/Спр *100, где
Rпр – рентабельность произведенной продукции;
П – прибыль;
Спр – себестоимость произведенной продукции.
В таблице 2.8 приведены показатели рентабельности реализованной продукции по методике исчисления прибыли к себестоимости, включая управленческие и коммерческие расходы, и прибыли от продаж к объему реализации.
Таблица 2.8. Показатели рентабельности проданной продукции.
| Показатель | Единица измерерния | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Изменения | ||
| 2008-2007 | 2009-2008 | 2009-2007 | |||||
| Выручка от реализации продукции | млн. руб. | 1676,8 | 2113 | 2057 | 436,2 | -56,0 | 380,2 | 
| Выручка от реализации продукции без НДС и прочих налогов и пошлин | млн. руб. | 1381,85 | 1738,42 | 1682,96 | 356,6 | -55,5 | 301,1 | 
| Себестоимость реализованных товаров | млн. руб. | 1421 | 2115 | 2489 | 694,0 | 374,0 | 1068,0 | 
| Валовая прибыль от реализации продукции | млн. руб. | -39,15 | -376,58 | -806,04 | -337,4 | -429,5 | -766,9 | 
| Чистая прибыль | млн. руб. | -185,3 | 0 | -435 | 185,3 | -435,0 | -249,7 | 
| Рентабельность реализованной продукции, исчисленная по валовой и чистой прибыли: | |||||||
|   - валовая прибыль: 
  себестоимость реализованной  | % | -2,8 | -17,8 | -32,4 | -15,0 | -14,6 | -29,6 | 
|   - валовая прибыль: 
  выручка от реализации за  | % | -2,8 | -21,7 | -47,9 | -18,8 | -26,2 | -45,1 | 
| - валовая прибыль: выручка от реализации без вычета налогов*100% | % | -2,3 | -17,8 | -39,2 | -15,5 | -21,4 | -36,9 | 
|   - чистая прибыль: выручка 
  от реализации за вычетом  | % | -13,4 | 0,0 | -25,8 | 13,4 | -25,8 | -12,4 | 
| - чистая прибыль: себестоимость реализованной продукции*100% | % | -13,0 | 0,0 | -17,5 | 13,0 | -17,5 | -4,4 | 
| Прибыль от продаж (валовая прибыль-коммерческие и управленческие расходы) | млн. руб. | -650,95 | -409,58 | -832,04 | 241,4 | -422,5 | -181,1 | 
| Рентабельность продаж | % | ||||||
| - прибыль от продаж | % | 612,5 | 33,2 | 26,3 | -579,3 | -6,9 | -586,2 | 
|   - прибыль от продаж: 
  выручка от реализации за  | % | -47,1 | -23,6 | -49,4 | 23,5 | -25,9 | -2,3 | 
Как видно из приведенных 
в таблице данных, рентабельность 
реализуемой продукции 
Методика анализа 
Р= Пр.п/ Ср.п                          
По данным таблицы 2.8, рентабельность в 2007 году составила -2,8%, в 2008 году - -17,8%, а в 2009 году - -32,4%. Изменение 2008 года по отношению к 2007 году составило -15%, 2009 года к 2008 году - -14,6%, а 2009 года к 2007 году - -29,6%.
Рентабельность, исчисленная 
как отношение прибыли к 
Р= Пр.п/ (Ср.п – Н), 
где                           
Н – налоги;
составила в 2007 году – -2,8%, в 2008 году - -21,7%, а в 2009 году - -47,9%. Изменения равны в 2008 году к 2007 году - -18,8%, 2009 год к 2008 году - -26,2%, а 2009 год к 2007 году - -45,1%.
Рентабельность реализованной 
продукции показывает, что на каждый 
рубль выручки от реализации продукции 
(товаров, работ, услуг) по отчету израсходовано 
47,9% валовой прибыли от деятельности. 
Решающее влияние на снижение уровня 
рентабельности продукции, исчисленной 
отношением прибыли к выручке 
от реализации продукции, оказало увеличение 
себестоимости реализованной 
3. Пути повышения рентабельности КУВОШПП «Витебчанка»
3.1 Принципы организации 
поиска и  использование 
Под хозяйственными резервами понимают возможности повышения эффективности деятельности организации на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта.
С развитием научно-технического 
прогресса появляются новые виды 
сырья и материалов, новые виды 
машин и оборудования, новые технологии, 
более совершенные формы 
Для лучшего понимания, более 
полного выявления и 
По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.
К внутрихозяйственным относятся резервы, которые выявляются и могут быть использованы только на анализируемом предприятии. Они связаны в первую очередь с недопущением потерь и непроизводительных затрат ресурсов. К ним относятся потери рабочего времени и материальных ресурсов из-за низкого уровня организации и технологии производства, бесхозяйственности и др.
Отраслевые резервы — это те, которые могут быть выявлены только на уровне отрасли, например, разработка новых систем машин, новых технологий, улучшенных конструкций изделий, выведение новых сортов культур, пород животных и т.д. Поиск этих резервов является компетенцией отраслевых объединений, министерств, концернов.
Региональные резервы 
могут быть выявлены и использованы 
в пределах географического района 
(использование местного сырья и 
топлива, энергетических ресурсов, централизация 
вспомогательных производств 
Информация о работе Пути повышения рентабельности КУВОШПП «Витебчанка»