Развитие фондового рынка в РФ как источника финансовых ресурсов предприятия

Автор: Мария Лебедева, 10 Июня 2010 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей функционирования российского фондового рынка как источника финансовых ресурсов предприятия. Актуальность данной темы объясняется значительным удорожанием в последнее время таких источников заемных средств как банковские кредиты и относительно высокой налоговой нагрузкой на реинвестируемую прибыль организаций.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» 

Факультет параллельного образования 

Кафедра финансового менеджмента 
 

                  Курсовая  работа защищена с оценкой _________________ 

                  Руководитель  работы

                        А.С. Книга

                        подпись и.о. фамилия

                  «     » 2010 г. 
                   

Развитие  фондового рынка  в РФ как источника  финансовых ресурсов предприятия

тема  работы

Пояснительная записка

к курсовой работе

по дисциплине «Финансовый менеджмент» 

КР 080105.09.000 ПЗ

обозначение документа 
 
 

Работу выполнил:

студент группы ФК-273 Ф.Ю. Кайзер

                        подпись и.о. фамилия 

Руководитель  работы  доцент, к.э.н. А.С. Книга

                      должность, ученая степень подпись и.о. фамилия 
 
 
 
 
 

Барнаул 2010 
 
 
 

Содержание 
 

 

Введение

 

      Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей функционирования российского фондового рынка как источника финансовых ресурсов предприятия. Актуальность данной темы объясняется значительным удорожанием в последнее время таких источников заемных средств как банковские кредиты и относительно высокой налоговой нагрузкой на реинвестируемую прибыль организаций.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть основные способы привлечения инвестиций на фондовом рынке.
    2. Вывить текущие тенденции развития фондового рынка России, проведя анализ периодической литературы и электронных источников по данной тематике.

 

1 Способы  привлечения денежных  средств на фондовом  рынке

    1. Эмиссия акций

     Важнейшим источником привлечения финансовых ресурсов для фирм, основанных на корпоративных  началах (по российскому законодательству это закрытые и открытые акционерные  общества), является выпуск акций.

     Согласно  ФЗ «О рынке ценных бумаг» акция, это  эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой, приобретая акции, инвестор становится совладельцем предприятия, разделяет с ним успехи роста и риск в случае неудовлетворительной работы компании.

     Приобретая  обыкновенную акцию, инвестор делает бессрочный взнос в уставный капитал компании, таким образом, предприятие получает необходимые для функционирования средства, а инвестор в последствии будет получать вознаграждение в виде дивидендов и/или спекулятивной прибыли от перепродажи акции. Одна из главных особенностей обыкновенной акции как носителя права собственности заключается в том, что акционер в большинстве случаев не может потребовать у акционерного общества вернуть ему внесенную сумму. Именно это позволяет акционерному обществу свободно распоряжаться своим капиталом, не опасаясь, что часть его придется вернуть акционерам по их запросу.

     Для привлечения средств с помощью  акций предприятию необходимо разместить свои акции на фондовом рынке, при  этом различают первичную эмиссию (если акции выпускаются впервые) и дополнительную. 
 

1.1.1 Первичная эмиссия акций (IPO)

 

     Initial Public Offering (IPO) – сделанное впервые,  публичное предложение инвесторам  стать акционерами компании –  это сложный комплекс организационных,  юридических и финансовых процедур, направленный на привлечение  финансовых средств и в котором кроме самой компании и потенциальных инвесторов задействованы множество посредников [1, стр. 33].

     Выход на IPO имеет огромное значение для  жизни фирмы. Привлекая значительные ресурсы, она получает шанс улучшить свое финансовое состояние. Получение компанией статуса «публичной» повышает ее имидж, демонстрируя ее прозрачность. Расширяется круг кредиторов, улучшаются отношения с клиентами и контрагентами, снижается зависимость от долговых источников финансирования. Выпуск акций позволяет привлечь внимание к компании, что также усиливает ее конкурентные позиции.

     В процессе IPO обычно задействованы следующие  участники [2, стр. 43]:

  1. Эмитент;
  2. Инвестиционный банк (андеррайтер);
  3. Юридическая фирма;
  4. Бухгалтер/аудитор;
  5. PR - агентство;
  6. Независимый финансовый консультант эмитента (в некоторых случаях).

     Средний срок между принятием решения  о возможном первоначальном размещении и началом биржевых торгов для  российских компаний обычно составляет около двух лет, а при выходе на международные фондовые биржи — до четырех лет [3, стр. 47]. А  непосредственно процесс IPO, начинающийся с выбора андеррайтера и заканчивающийся получением листинга, занимает от шести до восьми месяцев [2, стр. 43]. Это чрезвычайно интенсивный процесс, который потребует использования большого количества ресурсов, подготовки нескольких важных документов (включая проспект эмиссии или официальный документ о допуске), в течении которого часто приходится решать юридические задачи и реструктурировать компанию. Одновременно производится несколько действий, которые можно выделить в три основные группы:

  1. Юридическая и структурная подготовка;
  2. Маркетинговая подготовка;
  3. Роудшоу и листинг;

     Юридическая и структурная подготовка - является основной деятельностью на начальном  этапе IPO и включает в себя:

  1. Реструктурирование корпоративной структуры компании;
  2. Due Diligence (всестороннее исследование деятельности компании) и составление проспекта эмиссии;
  3. Финансовая оценка компании (бизнес-планирование), в том числе оценка стоимости компании.

     Финансовую и стратегическую оценку компании производит Lead Manager (ведущий выпуска – главный андеррайтер) с целью определения маркетинговой стратегии и «послания» потенциальным инвесторам. Также производится оценка стоимости компании для целей установления цены акций.

     На  практике используются три метода определения  цены [10, стр. 83]: метод фиксированных  цен, метод формирования портфеля (он носит также название метода сбора  заявок) и аукцион. Метод фиксированных  цен применяется достаточно редко  и в основном - на высоко зарегулированных фондовых рынках в отдельных странах. Наиболее распространенным методом является метод формирования портфеля. Аукционный метод предложения и распределения акций при IPO возник как альтернатива методу формирования портфеля и получил особенную известность вследствие обнаружившихся многочисленных нарушений и злоупотреблений со стороны крупнейших инвестиционных банков и компаний, практиковавших в основном метод формирования портфеля.

     Due Diligence - комплексная проверка компании - производится юридической компанией и аудиторской компанией. Due Diligence включает в себя сбор информации, ее анализ, обзор и проверочные процедуры, которые своей общей целью имеют получение уверенности в правильном раскрытии информации в соответствии с законодательством и требованиями биржи.

     По  существу, проспект эмиссии - это документ, который содержит информацию, необходимую  инвесторам для принятия аргументированного и обоснованного решения о  совершении инвестиций. В основном он содержит данные об истории компании, описание ее бизнеса, ожидаемых перспектив и рисков, связанных с инвестициями в данную фирму. В нем также приведена характеристика параметров ценных бумаг, которые будут эмитированы, и направления использования дохода от их продажи [10, стр. 84].

     Проспект  эмиссии в своем конечном виде пройдет проверку и утверждение  в ФСФР России и, в случае необходимости, компания, андеррайтер или консультант  должны будут внести в него необходимые  поправки или изменения.

     Маркетинговая подготовка включает:

  1. Разработка «истории» создания собственного капитала или аналитической презентации;
  2. Представление эмитента аналитикам инвесторов и инвестиционного банка (или синдиката банков);
  3. Определение круга потенциальных инвесторов (пре-маркетинг);
  4. Подготовка и публикация маркетингового исследования.

     Информационное  сопровождение процесса IPO включают в себя:

  1. Установление ценового диапазона;
  2. Непосредственно роудшоу ("дорожное шоу") - многочисленные презентации перед аудиторией потенциальных инвесторов в различных городах или странах;
  3. Определение цены и объявление аллокации;
  4. Окончательные расчеты.

     Таким образом, выход на IPO является достаточно дорогим способом привлечения финансовых средств. Издержки на проведение IPO организационного характера составляют 2-4 процента от объема размещения [2, стр. 44].

     Для успешного выхода на IPO компания должна устойчиво развиваться и занимать значительную долю на рынке. В результате IPO компания имеет больше шансов отдать малый пакет своих акций и при этом привлечь значительный объем финансирования. Более того, продажа акций на рынке ценных бумаг означает их продажу не «в одни руки», а распыленным миноритарным акционерам, что позволяет избежать потери контроля над предприятием.

 

1.1.2 Дополнительная эмиссия  акций (SPO)

 

     В отличие от IPO - первичного размещения акций, когда компания из частной превращается в публичную, SPO не является неким поворотным моментом в ее истории. SPO - традиционный для публичных компаний инструмент увеличения акционерного капитала путем выпуска и размещения дополнительных акций. Обычно решение о проведении SPO должно одобряться и советом директоров, и собранием акционеров компании.

     SPO - это открытое размещение акций  на рынке по рыночной же  цене. При этом в соответствии  с законодательством РФ акционеры, владеющие долями в компании-эмитенте, получают преимущественное право на приобретение акций. Это условие защищает акционеров от принудительного размывания их долей в компании. Однако, реализуя свое преимущественное право, акционеры обычно обязаны выкупить акции без каких-либо дополнительных скидок - по рыночной цене, зафиксированной советом директоров компании.

     Открытое  размещение позволяет не только максимально увеличить акционерный капитал компании, но и привлечь новых инвесторов, повысить интерес к компании со стороны международного инвестиционного сообщества.

     Необходимость проведения SPO часто объясняется  тем, что появились возможности  для дальнейшего развития бизнеса, которые требуют значительных инвестиций, превосходящих текущие ресурсы  компании. Зачастую в дополнение к привлечению денежных средств посредством дополнительной эмиссии акций компании используют различные виды кредитования и займов.

     Основной  недостаток продажи акций внешним инвесторам состоит в том, что новые акционеры могут вмешиваться в управление компанией, следовательно, возникает риск утраты контроля над бизнесом со стороны прежних акционеров и/или менеджеров.

Информация о работе Развитие фондового рынка в РФ как источника финансовых ресурсов предприятия