Развитие фондового рынка в РФ как источника финансовых ресурсов предприятия

Автор: Мария Лебедева, 10 Июня 2010 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей функционирования российского фондового рынка как источника финансовых ресурсов предприятия. Актуальность данной темы объясняется значительным удорожанием в последнее время таких источников заемных средств как банковские кредиты и относительно высокой налоговой нагрузкой на реинвестируемую прибыль организаций.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

 

2.3 Рынок облигаций

 

     В отличие от многих других национальных облигационных рынков, внутренний российский рынок корпоративных облигаций  с самого начала развивался как преимущественно биржевой. Развитие рынка корпоративных облигаций за последние годы характеризуется увеличением количества эмитентов, выпусков и ростом объемов торгов. В частности, ускорение развития рынка корпоративных облигаций произошло в значительной мере вследствие принятия стандартов эмиссии облигаций, кардинально повышающих привлекательность этих инструментов [4, стр. 50].

     На  конец первого полугодия 2008 г. в  обращении на внутреннем рынке находилось 642 выпуска корпоративных облигаций 468 эмитентов, что соответственно на 10,5% и 7,8% больше, чем в конце первого полугодия 2007 года. Начиная с июля 2007 г., темпы роста количества выпусков облигаций и эмитентов облигаций резко замедлились (в 2005 г. эти показатели составляли 52,7% и 36,3%, в 2006 г. – 61,6% и 60,9%, в 2007 г. – 24,4% и 25,7%)[6, стр. 64].

     Общий объем корпоративных облигаций  российских предприятий в обращении  на конец первого полугодия 2008 г., по данным агентства CBONDS, составил 1 497,11 млрд. руб. по номинальной стоимости, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 32,7%. В сравнении с 2005-2006 гг. такие темпы роста также следует признать незначительными (в 2005 г. годовой прирост составил 88,3%, в 2006 г. – 87,4%, а в 2007 г. он снизился до 39,2%)[6, стр. 64].

     В сентябре 2007 г. объем корпоративных облигаций превысил объем государственных облигаций, включая облигации Банка России, в дальнейшем этот разрыв постоянно увеличивается. Характерно, что в общем объеме корпоративных облигаций в обращении постоянно растет доля компаний финансового сектора: в конце 2005 г. она составляла 20,7%, в 2006 г. – 26,3%, в 2007 г. достигла 32,4%, а в первом полугодии 2008 г. – 36,7%.

     Таким образом, финансовые компании, в первую очередь кредитные организации, все в больших объемах используют долговой рынок для дополнительного долгового финансирования.

     Объем первичных размещений корпоративных  облигаций в первом полугодии 2008 г. оценивается в 385,2 млн. руб. (включая  биржевые облигации).

     Суммарный объем сделок с корпоративными облигациями (включая биржевые облигации) в 2005–2008 гг. на вторичном рынке представлен в таблице 2.

     Таблица 3 – Объем сделок с корпоративными облигациями 

    Период  2005 2006 2007 1-е полугодие  2008
    Суммарный оборот, млрд. руб. 1514,3 2437,5 3669,5 1696,2
    Доля  биржевых сделок в суммарном обороте, % 60,31 72,19 73,92 74,69
 

     Как следует из таблицы 2, объем сделок с корпоративными облигациями постоянно  растет. Суммарный оборот, по итогам 2006 г., на 61% превысил итог 2005 г. По результатам 2007 г., объем сделок увеличился на 51%.

     В 2008 г. наблюдается спад темпов роста: объем сделок в первом полугодии 2008 г. всего на 6,8% больше, чем за аналогичный  период 2007 г. Характерно, что доля биржевых сделок в общем обороте постоянно  растет, в 2007 г. она достигла 74% и не изменилась в первом полугодии 2008 г.  
 
 

 

Заключение

 

      В данной работе был проведен критический  анализ периодической литературы  и других источников в рамках поставленной проблемы.

      В первой главе были рассмотрены основные способы привлечения денежных средств  на фондовом рынке, приведены особенности эмиссии акций и облигаций, а также преимущества и недостатки привлечения средств на фондовом рынке по сравнению с другими источниками финансирования.

      Во  второй главе были рассмотрены текущие  тенденции, основные проблемы и перспективы развития фондового рынка России.

      На  основании проведенного анализа  можно сделать вывод, что российский фондовый рынок, с одной стороны, состоит из ценных бумаг крупных  компаний и имеет крупные объемы, а с другой стороны, оборот ценных бумаг незначителен и оказывает малое влияние, как на мобилизацию капитала, так и на рост капиталовложений в стране в целом. Фондовый рынок до сих пор не ориентирован на обслуживание реальных нужд российской экономики, а его участники используют фондовый рынок прежде всего для оценки собственного капитала  и извлечения спекулятивной прибыли. 

 

Список  литературы

 
  1. Демченко  А. В., Этапы IPO - http://www.iteam.ru/publications/corporation/section_98/article_3195/
  2. Фомина А. В., Привлечение финансирования. – М.: Бератор-Паблишинг, 2008.
  3. Жуков Е. Ф., Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, 2009.
  4. Васильев И., Фондовый рынок как источник заимствования средств для перевооружения производства.  -  http://www.ryazancci.ru/projects/article7.php
  5. Киселев И. А., Анализ развития фондового рынка как источника формирования инвестиций. - Вестник ТГУ, № 11 (67), 2008.
  6. Ермаков А. Н., Особенности развития российского фондового рынка в предкризисный период. – Научные исследования, №2 (6), 2008.
  7. Бархатов И. В., Фондовый рынок в условиях трансформации российской экономики. - Вестник Челябинского государственного университета, № 1, 2009.
  8. Рассохин В. В., Проблемы эффективности использования фондового рынка России для привлечения ресурсов в реальный сектор экономики. – Финансы и кредит, №38 (278), 2007.
  9. Боженко С., Российский фондовый рынок в кризисных условиях: задачи восстановления и амортизации. - Вестник Института экономики РАН, № 4, 2008.
  10. Гулькин П., IPO. Начало работы. - http://www.cfin.ru/investor/ipo_start.shtml
  11. Масленникова О. Ф., О проблемах выбора параметров облигационного займа. – Сибирская финансовая школа,  №1, 2007.
  12. Байер А., Картина мира: Кризис без паники. - http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/10/10/164255
  13. Слова Путина о "Мечеле" обрушили рынок российских акций. - http://newsru.com/finance/26jul2008/ak.html

 

Приложение  А

Использованные  в работе материалы 

Этапы IPO

Демченко  А. В.  

     Initial Public Offering (IPO) – сделанное впервые,  публичное предложение инвесторам  стать акционерами компании – это сложный комплекс организационных, юридических и финансовых процедур, в котором кроме самой компании и потенциальных инвесторов задействованы множество посредников. Цели основных участников IPO не всегда совпадают, каждый из них в процессе подготовки и проведения IPO сталкивается со своими проблемами и решает свои задачи, тем не менее, все они заинтересованы друг в друге, заинтересованы в том, чтобы IPO состоялось. Поэтому весь комплекс проблем IPO должен рассматриваться с разных точек зрения – компании-эмитента, инвесторов, посредников.

     Актуальность  проблематики IPO для эмитента в основном сосредоточена в вопросах выбора схемы IPO, выбора торговой площадки (страны), на которой будет проводиться  размещение, выбора андеррайтера, проведения комплекса мер по реструктуризации компании, по раскрытию информации о компании как во время проведения IPO, так и после него. Главные цели компании в IPO – привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в максимальном объеме, создание и поддержание статуса публичной компании. Немаловажным моментом является минимизация издержек на подготовку и проведение IPO.

       1. Принятие решения об IPO

     Важным  моментом в развитии компании становится и нежелание зависеть от одного или  нескольких стратегических инвесторов, стремление получить независимость в принятии управленческих и финансовых решений. С третьей стороны, собственники многих российских компаний начинают понимать необходимость диверсификации своих инвестиций и готовы поделиться частью своего бизнеса, чтобы иметь возможность приобрести активы в других отраслях экономики или других секторах финансового рынка.

     Российские  кандидаты на IPO по большей части  относятся к классическим отраслям экономики, однако государство объявило о приоритетном развитии высокотехнологических  секторов экономики.

     2. Выбор площадки  для IPO

     У компании, принявшей решение об IPO, есть возможность размещать свои акции либо в России (на биржах ММВБ, РТС, СПВБ), либо за рубежом (чаще всего  это LSE, NYSE, NASDAQ).

     Часто высказывается мнение, что некоторые особенности российского законодательства по рынку ценных бумаг делают IPO на российских биржах столь юридически сложным и длительным процессом, что гораздо проще и быстрее размещаться за рубежом. Этот тезис активно используют зарубежные организаторы торгов, некоторые из них даже создали специальные подразделения по работе в России и странах СНГ. Однако, если брать в расчет издержки размещения, то оценки показывают, что при размещении в России затраты компании окажутся на порядок ниже, чем при размещении за границей. Для некрупных компаний это может оказаться решающим фактором.

     Многие  российские компании вполне обоснованно  опасаются, что российский рынок  из-за недостатка инвесторов не способен аккумулировать большие средства для  покупки предлагающихся акций по «справедливой» цене, без большой премии за размер размещения. Результат IPO в этом случае будет слишком сильно зависеть от рыночной конъюнктуры и требуется большое искусство, чтобы угадать благоприятный момент для размещения. Кроме того, слабость российского рынка заставляет некоторые компании опасаться возможности недружественного «поглощения» при IPO в России. С другой стороны, вверяя свои акции иностранным акционерам, компания принимает на себя страновые риски – в случае потери доверия к стране, иностранные акционеры будут избавляться и от акций компании, что может резко снизить ее капитализацию.

     Называются  и другие факторы, влияющие на процесс  выбора страны размещения – долгосрочные цели стратегического развития компании, отраслевая принадлежность, страна (регион) основной деятельности, вопросы престижа и т.п. Кроме того, любая компания заинтересована в высокой ликвидности вторичного рынка своих акций, это также немаловажно при выборе площадки для IPO.

     Отдельный вопрос – заинтересованность организаторов торгов и других профессиональных участников рынка ценных бумаг в привлечении компаний на IPO. Пока в России не удалось создать эффективную инфраструктуру рынка, пригодную для легкого доступа к капиталам новых молодых компаний, и не последнюю роль в этом играет несовершенство нормативно-законодательной базы.

     3. Формирование команды  по размещению

     Ядром команды по размещению является сама компания – действующие акционеры, которые и принимают решение  об IPO, а также топ-менеджмент, отвечающий за подготовку информации о компании и непосредственно взаимодействующий с остальными участниками командами. Однако ведущая роль в команде принадлежит лид-менеджеру (андеррайтеру), в качестве которого обычно выступает крупный инвестиционный банк.

     Андеррайтер готовит аналитические материалы, разрабатывает план и схему IPO, координирует работу всех членов команды, взаимодействует с регулирующими органами, формирует книгу заявок, гарантирует размещение, поддерживает рынок после IPO и т.д. Правильный выбор андеррайтера во многом определяет успех IPO.

     Важную  роль в процессе подготовки к IPO играет юридическое сопровождение проекта.

     Роль  аудитора номинально сводится к подтверждению  достоверности финансовой отчетности эмитента в информационном меморандуме  и проспекте эмиссии, причем для IPO российской компании, ориентированной на западных инвесторов, необходима отчетность как по российским стандартам, так и по МСФО. Несмотря на номинальную роль аудитора, от уровня доверия инвесторов к аудиту во многом зависит успех IPO.

     Привлечение финансового консультанта для IPO в  России сейчас носит добровольный характер, хотя иностранные биржи требуют, чтобы в команде присутствовал  специальный советник, с которым  взаимодействует биржа.

     Информационная  кампания (взаимодействие с инвесторами и СМИ, презентации и т.д.) может осуществляться как силами привлеченного профессионального PR-агентства, так и при помощи PR, IR-отделов самого потенциального эмитента или андеррайтера размещения.

Информация о работе Развитие фондового рынка в РФ как источника финансовых ресурсов предприятия